II СЕМЕСТР
УРОК 59
Тема. Слова русского и украинского языков, не совпадающие по значению и/или звучанию, написанию
Цель: учить учащихся читать и писать слова русского языка, не совпадающие по значению и/или звучанию, написанию с украинскими; совершенствовать графические навыки; обогащать словарный запас; развивать связную речь; воспитывать внимательность, наблюдательность.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Работа по теме урока
1. Из слов каждой строчки составьте предложение. Составленный рассказ озаглавьте. Запишите
автобусе, Надя, в, ехали, Катя, и.
учились, они, классе, в, третьем.
автобус, старушка, в, вошла.
старушке, место, уступила, своё, Катя.
— Расскажите о правилах поведения в общественном транспорте.
2. Разгадайте ребусы. Запишите слова, поставьте ударение
3. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова. Озаглавьте текст
Был _______ день. Смотрю на _______ небо. По небу плывут _______ облака. Высоко под облаками кружат _______ ласточки. Со звонким свистом проносятся _______ стрижи.
Слова для справок: острокрылые, жаркий, голубое, белогрудые, белые.
4. Объяснительный диктант
УТЯТА
В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие утята. Мать повела их к лесному озеру по тропе. Я спрятался за дерево. Утята прошли совсем близко мимо меня.
По М. Пришвину
5. Послушайте внимательно текст
ТЮЛЬПАНЫ
Над землёй белое вишнёвое облако, на земле уже лето — огневые солнечные тюльпаны. Точно столкнулись ушедшая зима с наступающим летом в этом дивном весеннем цветении.
Царственно цветут тюльпаны! Тигровые, зоревые, жёлто-красные, как огонь, пробившийся из земли.
Г. Николаева
— Какие картины предстают в вашем воображении?
— Почему тюльпаны названы огневыми, солнечными? Какого цвета тигровые тюльпаны? Подберите синонимы к слову дивный.
К истокам слова
Тюльпан. Слово «тюльпан» восходит к персидскому «тюрбан» — чалма, головная повязка. Цветок назван по сходству с чалмой (четыре раза обернутый вокруг головы платок).
6. Рассмотрите картинку с изображением птицы, прочитайте её описание
ЛЕБЕДЬ
Белый как снег, с блестящими, прозрачными, небольшими глазками, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по тёмно-синей, гладкой поверхности воды.
С. Аксаков
— Что вы знаете об этой прекрасной птице?
— Какие стихи, сказки, рассказы читали о ней?
7. Прочитайте
РЕКА И РУЧЕЁК
Ручейку говорила река:
— Ты узок, а я широка,
ты мелок, а я глубока.
Об одном позабыла река —
что она началась с ручейка.
В. Данько
— Назовите антонимы, которые есть в стихотворении. Выпишите в один столбик слова, состоящие из одного слога, в другой — слова, состоящие из двух слогов, в третий — из трёх слогов.
Какие двусложные слова нельзя переносить с одной строки на другую. Почему?
IV. Итог урока
Беседа
— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
— Чему вы научились?
V. Домашнее задание