Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 6 классов

Урок № 60

Тема. Столбчатые диаграммы

 

Цель: ознакомить учащихся с линейными диаграммами; научить их «читать» и строить столбчатые диаграммы, соответствующие условиям задачи.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания

@ Желательно проверить работу каждого ученика, поэтому собираем тетради на проверку, а на уроке выполняем задачу, подобную домашней, которую по окончании решения анализируем (можно для этого вызвать для работы у доски одного из учеников).

Задача (для самостоятельного решения). В селе 90 домов. Из них 15 под железной крышей, 45 под черепицей, а 30 под шифером. Изобразите на круговой диаграмме соотношение домов в зависимости от вида крыши.

 

II. Актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. Вычислите:

а)

б)

в)

2. Градусные меры углов, соответствующие секторам 1, 2, 3 соответственно, равны 90°; 120°; 150° (см. рис.)

 

 

Какой из условий соответствует образована круговая диаграмма?

а) В 6 классе математику изучают на среднем уровне 9 учащихся, на достаточном уровне - 15 учащихся, на высоком уровне - 12 учеников.

б) В фермерском хозяйстве 60 кур, 50 гусей и 45 индюков.

в) Для проведения экзаменов приобрели 30 ручек, 40 карандашей и 75 тетрадей.

 

III. Усвоение знаний

@ Так же, как это было с круговыми диаграммами, представление о столбчатые диаграммы формируем, опираясь на жизненный опыт, фактический материал - примеры столбчатых диаграмм, взятые из отчетов, которые помещены в средствах массовой информации. Понятно, что никаких определений мы не даем - две вещи, которых нужно научиться, - это строить столбчатые диаграммы и уметь «читать» их.

1. Задача. В селе 90 домов. Из них 15 под железной крышей, 45 под черепичной и 30 под шифером. (Понятно, что ученики «узнают» задачу, которая была им предложена для самостоятельного решения, круговая диаграмма, что соответствует условию этой задачи уже построена.) Наша цель - изобразить графически соотношение между различными видами домов как-то другими способами.

2. Представление о столбчатые диаграммы.

Запишем кратко условие:

Железная крыша - 15;

черепичная крыша - 45;

шиферная крыша - 30.

Если один дом изобразить прямоугольником 1 мм, то 15 - прямоугольником с высотой 15 мм; 45 - прямоугольником с высотой 30 мм.

Имеем:

итак, чтобы построить гистограмму, нужно:

1) выбрать масштаб (1 мм - это ... единиц величины);

2) изобразить величины прямоугольниками, высота которых являются соответствующими значениями данных величин, выраженных в выбранном масштабе.

 

 

IV. Формирование умений

Решаем задачи.

А. Построение диаграмм

Задача 1. В поселке 22 дома двухэтажные, а остальные 68 - одноэтажные. Постройте круговой и столбчатой диаграммы (один дом - 2 мм).

Задача 2. Постройте гистограмму, которая показывает массы космических кораблей серии «Венера»:

 

Название и год

«Венера-1» 1961

«Венера-4» в 1967

«Венера-8» 1972

«Венера-10» 1475

Масса, в кг

643,5

1106

1184

5037

 

Задача 3. Постройте линейчатую диаграмму по следующим данным:

а) наибольшая глубина озера Байкал -1620 м, Невского озера - 127 м, озера Иссык-Куль - 668 м, Ладожского озера - 225 м;

б) расстояние от Солнца до Меркурия = 58 млн км, до Венеры = 108 млн км, до Земли = 150 млн км, до Марса = 228 млн км.

Б. Интересные задачи

Задача 1. Найдите пропущенное число:

10

80%

32

 

10

20%

?

 

Задача 2. Найдите пропущенный рисунок.

8х - 5х + 5 = 7

4х + 5 = 6

?

 

Задача 3. Найдите пропущенное число:

 

 

 

V. Итог урока

Повторяем алгоритм построения: а) круговой; б) столбчатых диаграмм.

 

VI. Домашнее задание

Повторите разделы «Теория вероятностей», «Круг, круг и круговые диаграммы».

Задача 1. В семье Петренко 45 % семейного бюджета составляет заработная плата отца, 30 % зарплата матери, 20 % пенсия бабушки и остаток 140 гривен - стипендия сына. Семейный бюджет семьи Петренко? Постройте: а) круговую диаграмму; б) гистограммы.

Задача 2. Чтобы вытащить ведро воды, надо ручку коловорота колодца вернуть 15 раз. Найдите глубину колодца, если диаметр барабана 26 см.

Задача 3. С нового отрывного календаря наугад вырывают лист. Какова вероятность того, что: а) на нем будет день вашего рождения; б) день февраля; в) понедельник.