Урок 60
Тема. Решение задач на применение векторов
Цель урока: формирование умений учащихся применять изученный материал к решению задач.
Оборудование: стенная таблица "Векторы в пространстве».
Ход урока
И. Проверка домашнего задания
1. Два ученика воспроизводят решения задач № 55 (4), 56.
2. Фронтальное опрашивание.
1) Чему равно скалярное произведение векторов, которые заданы координатами?
2) Как можно вычислить скалярное произведение векторов, если известны их длины и угол между ними?
3) Как можно определить косинус угла между двумя ненулевыми векторами?
4) Сформулируйте признак перпендикулярности двух ненулевых векторов.
5) В пространстве даны векторы (1; 1; 0), (0; 1; 1). Укажите, какие из указанных утверждений правильные, а какие - неправильные:
а) длины векторов и равны;
б) скалярное произведение векторов и равно 2;
в) угол между векторами и равен 120°;
г) ( + )( - ) = 0;
д) векторы + и - перпендикулярны.
3. Проверить правильность выполнения задач № 55 (4), 56 учащимися на доске и ответить на вопросы, которые возникли у учеников класса в ходе выполнения домашних заданий.
II. Закрепление и осмысление знаний учащихся
Решение задач
1. Найдите длину диагонали АС параллелограмма ABCD, если А (2; - 6; 0), В (-4; 8; 2), D (0;-12;0).
Решение
Поскольку (- 6; 14; 2), (-2; -6; 0), то = + , AC (-8; 8; 2)
(рис. 300).
Тогда = = = 2. Ответ. 2.
2. Найдите угол между стороной АС и медиане ВМ треугольника АВС, если А(-3; -5; 1), В(-4; -1; -2) и С(3; 3; 1).
Решение
Угол между стороной АС и медианой ВМ равен углу φ между векторами и (рис. 301), или, если угол между этими векторами тупой,- угла 180° - φ.
Найдем координаты точки М: М = М (0; -1; 1).
Тогда (-4; 0; -3), (-3; -4; 0);
cos φ === . φ = arccos - острый угол. Следовательно, угол между стороной АС и медианой ВМ равен arccos .
Ответ. arccos .
3. Вычислите площадь параллелограмма, построенного на векторах (3;0;-4) и (0;5;0).
Решение
Пусть параллелограмм ABCD построен на векторах AB и AD (рис. 302). Площадь параллелограмма равна произведению смежных сторон на синус угла между ними: S = · · sin φ.
= = 5; = = 5;
cos φ = = = 0 .
Поскольку cos φ = 0 , то φ = 90° . Тогда sin φ = 1 и S = 5 · 5 · 1 = 25.
Ответ. 25.
4. Задача № 58* из учебника (с. 58).
5. Задача № 61* из учебника (с. 59).
6. Задача № 62* из учебника (с. 59).
III. Домашнее задание
Решить задачи № 57*, 60 (с. 58-59) и подготовиться к тематической аттестации № 6.
IV. Подведение итога урока
В ходе фронтальной беседы выяснить алгоритм применения векторов к решению задач.