Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

6 КЛАСС

 

Тема 2. Я и музыка

Урок 23

Тема урока. Переменный лад, сольфеджування упражнения. Разучивание песни "Веснянка". Филипенко. Слушание музыки. М. Вериковский. Симфоническая сюита "Веснянки"

 

Цель урока: дать понятие детям о переменный лад и закрепить на мелодических упражнениях; развивать ладо-тональный слух, вокально-хоровые навыки; воспитывать любовь к украинской музыке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, аудио-запись, нотный текст песни, упражнения, портрет Вериковского.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Объяснение нового материала.

Дети, украинские народные песни и авторские порой отличаются ладовими и ритмическими особенностями, в которых нередко использован переменный размер и переменный лад.

В песнях с переменным строем одна часть звучит в мажоре, а вторая - в миноре.

Давайте вспомним украинскую народную песню „Ой ходила девушка по бережку”. И часть звучит в мажоре, а вторая - в миноре.

(Дети поют песню).

 

 

- А теперь вспомним песню „Школьная тропинка”. Что характерно да этой песни?

(И часть написана в мажоре, а II - в миноре).

 

III. Художественный показ песни „Веснушки”. Филипенко.

 

Веснянка

Слова А. Навроцкого

Музыка В. Филипенко

 

image144

 

Приди, весна, в наши села,

Принеси нам удивительных чудес -

Глаза синії радуг,

С метелями садов.

Там, та-ба-да-ба...

 

Припев:

Принеси, весна, нам

Обильные дожди, обильные дожди,

Принеси, весна, нам

Радости, радости.

 

Пусть повсюду песня луна,

Песня, эхо, песня луна.

Пусть нам встретится

Девочка хорошая.

 

Приди, приди, весна-красна.

Чепуры наш родной край,

Зажги нам солнце ясное,

С нами в группе погуляй.

 

Припев.

 

Как только вы услышали новую песню, которую будем изучать сегодня на уроці. ее створ замечательный украинский композитор Виталий Филиппенко.

- В каком строе прозвучала песня?

(И часть в мажоре, а II - в миноре).

- Посмотрите на нотный текст и скажите, какая тоника песни и лад. (И часть - тоника ми бемоль, лад мажорный, следовательно, тональность ми бемоль мажор, а во II части при ключе два бемоли, тоника соль, лад минорный, то есть тональность соль минор).

(Настройка).

2. Распевки в тональности.

3. Разучиваю песню по фразам, по нотным текстом, слежу за чистотой интонирования, дикцией.

 

IV. Слушание музыки.

1. Беседа.

Дети, мы с вами уже слышали произведения украинских композиторов, творчество которых основывается на мелодике народных песен. Это Николай Леонтович, Кирилл Стеценко, Василий Барвинский. К ним относится Михаил Вериковский и Виталий Филиппенко, песню которого мы только что начали изучать.

М. Вериковский - украинский композитор, родился в г. Кременец Тернопольской области, педагог, заслуженный деятель искусств Украины. Творческое наследие композитора довольно разнообразна: оперы „Наймичка”, „Сотник” по произведениям Т. Шевченко, кантаты, хоровые произведения, романсы, дуэты, музыка к спектаклям и кинофильмам. Симфоническая сюита „Веснянки”, которую мы сегодня послушаем, раскрывает тему единства с природой. Она построена на основе древнейших в рядовых песен, народных обычаев. Сюита создана в виде обработок народных напевов, ее цикл состоит из пяти частей: „Запев”, „Молодая”, „Ягілочка”, „Весна-весниця”, „Зеленый шум”. Народные мелодии во всех частях произведения вариационно меняются, а с помощью музыкальных средств создается яркая картина молодежных весенних танков.

2. Слушание произведения.

3. Характеристика прослушанного.

- Каким художественным замыслом комбинированные части сюиты?

- В каком характере написана сюита?

Сюита - это багаточастинна форма танцевальной или вокальной музыки, объединенная общим художественным замыслом и предназначена для слушания.

 

V. Итог урока.