6 КЛАСС
Тема 2. Я и музыка
Урок 23
Тема урока. Переменный лад, сольфеджування упражнения. Разучивание песни "Веснянка". Филипенко. Слушание музыки. М. Вериковский. Симфоническая сюита "Веснянки"
Цель урока: дать понятие детям о переменный лад и закрепить на мелодических упражнениях; развивать ладо-тональный слух, вокально-хоровые навыки; воспитывать любовь к украинской музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-запись, нотный текст песни, упражнения, портрет Вериковского.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Объяснение нового материала.
Дети, украинские народные песни и авторские порой отличаются ладовими и ритмическими особенностями, в которых нередко использован переменный размер и переменный лад.
В песнях с переменным строем одна часть звучит в мажоре, а вторая - в миноре.
Давайте вспомним украинскую народную песню „Ой ходила девушка по бережку”. И часть звучит в мажоре, а вторая - в миноре.
(Дети поют песню).
- А теперь вспомним песню „Школьная тропинка”. Что характерно да этой песни?
(И часть написана в мажоре, а II - в миноре).
III. Художественный показ песни „Веснушки”. Филипенко.
Веснянка
Слова А. Навроцкого
Музыка В. Филипенко
Приди, весна, в наши села,
Принеси нам удивительных чудес -
Глаза синії радуг,
С метелями садов.
Там, та-ба-да-ба...
Припев:
Принеси, весна, нам
Обильные дожди, обильные дожди,
Принеси, весна, нам
Радости, радости.
Пусть повсюду песня луна,
Песня, эхо, песня луна.
Пусть нам встретится
Девочка хорошая.
Приди, приди, весна-красна.
Чепуры наш родной край,
Зажги нам солнце ясное,
С нами в группе погуляй.
Припев.
Как только вы услышали новую песню, которую будем изучать сегодня на уроці. ее створ замечательный украинский композитор Виталий Филиппенко.
- В каком строе прозвучала песня?
(И часть в мажоре, а II - в миноре).
- Посмотрите на нотный текст и скажите, какая тоника песни и лад. (И часть - тоника ми бемоль, лад мажорный, следовательно, тональность ми бемоль мажор, а во II части при ключе два бемоли, тоника соль, лад минорный, то есть тональность соль минор).
(Настройка).
2. Распевки в тональности.
3. Разучиваю песню по фразам, по нотным текстом, слежу за чистотой интонирования, дикцией.
IV. Слушание музыки.
1. Беседа.
Дети, мы с вами уже слышали произведения украинских композиторов, творчество которых основывается на мелодике народных песен. Это Николай Леонтович, Кирилл Стеценко, Василий Барвинский. К ним относится Михаил Вериковский и Виталий Филиппенко, песню которого мы только что начали изучать.
М. Вериковский - украинский композитор, родился в г. Кременец Тернопольской области, педагог, заслуженный деятель искусств Украины. Творческое наследие композитора довольно разнообразна: оперы „Наймичка”, „Сотник” по произведениям Т. Шевченко, кантаты, хоровые произведения, романсы, дуэты, музыка к спектаклям и кинофильмам. Симфоническая сюита „Веснянки”, которую мы сегодня послушаем, раскрывает тему единства с природой. Она построена на основе древнейших в рядовых песен, народных обычаев. Сюита создана в виде обработок народных напевов, ее цикл состоит из пяти частей: „Запев”, „Молодая”, „Ягілочка”, „Весна-весниця”, „Зеленый шум”. Народные мелодии во всех частях произведения вариационно меняются, а с помощью музыкальных средств создается яркая картина молодежных весенних танков.
2. Слушание произведения.
3. Характеристика прослушанного.
- Каким художественным замыслом комбинированные части сюиты?
- В каком характере написана сюита?
Сюита - это багаточастинна форма танцевальной или вокальной музыки, объединенная общим художественным замыслом и предназначена для слушания.
V. Итог урока.