Информатика
Уроки по Информатике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ИНФОРМАТИКИ
10 класс

ТЕМА 5.5. БАЗЫ ДАННЫХ. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ (10 ЧАСОВ)

 

№ урока

Содержание

Количество часов

1

Понятие о базах данных. Системы управления базами данных и информационно-поисковые системы. Назначение и функции систем управления базами данных. Фактографические и документальные базы данных. Иерархическая, сетевая, реляционная модели баз данных

1

2

Практическая работа 1

Особенности реляционных баз данных. Создание структуры базы данных. Типы данных, хранящихся в базе данных.

1

3

Практическая работа 2

Различные способы ввода и редактирования данных.

1

4

Основные объекты базы данных. Работа с таблицами. Связи между таблицами. Работа с файлами

1

5

Практическая работа 3

Поиск информации в базе данных. Упорядочение данных

1

6

Практическая работа 4

Фильтрация данных. Использование простых и сложных фильтров

1

7

Практическая работа 5

Формирование отчетов

1

8

Язык запросов. Проектирование базы данных

1

9

Понятие о системах искусственного интеллекта и экспертные системы. Модели представления знаний. Базы знаний. Логический вывод. Интеллектуальные системы

1

10

Контрольная работа по теме «Базы данных. Системы управления базами данных»

1

 

Урок 59

Понятие о базах данных. Системы управления базами данных и информационно-поисковые системы. Назначение и функции систем управления базами данных. Фактографические и документальные базы данных. Иерархическая, сетевая, реляционная модели баз данных

 

Цель:

· ввести понятие базы данных, системы управления базами данных, как о классе прикладных программ. Сформировать представление учащихся о сферах их использования, основные свойства СУБД;

· научить создавать, открывать и просматривать данные в БД;

· познакомить учащихся с интерфейсом СУБД;

· развивать практические навыки работы учащихся с различными видами информации;

· воспитывать современную творческую человека, способного учиться на протяжении жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности учащихся

Интерактивное упражнение «мозговой штурм»

1. Рассматривая карту, опираясь на изученный ранее материал, учащиеся должны рассказать, какие, по их мнению, действия выполняются? К чему они приводят?

 

 

2. Как вы считаете, что такое база данных?

3. По вашему мнению, отличаются ли понятия «база данных» и «система управления базами данных»?

На доске записываются все идеи. Затем осуществляется выбор правильных идей и поиск общих мыслей.

Спросите у учеников, почему, по их мнению, новая тема начинается такой упражнением. После чего объявляется тема, цель и задачи, ожидаемые результаты урока.

 

II. Изучение нового материала

Цель этого этапа урока - дать учащимся достаточно информации, для того чтобы на ее основе выполнять практические задачи. Это может быть мини-лекция, работа с раздаточным материалом, овладение информации с помощью технических средств обучения или наглядности.

Раздаточный материал, например, может содержать основные понятия темы:

База данных (БД) - это совокупность однородных, структурированных, взаимосвязанных данных конкретной предметной области, которые хранятся на компьютерных носителях.

 

Классификация баз данных

 

 

Модели баз данных

· реляционная модель БД - в большинстве случаев двухмерный массив или двухмерная таблица или совокупность взаимосвязанных таблиц;

· иерархическая модель БД представляет собой совокупность объектов різнихрівнів,прицьомуоб'єктинижньогорівняпідпорядковуються объектам верхнего уровня;

· сетевая модель БД - представляется совокупностью объектов различных уровней, однако схема связей между ними может быть медленной.

Управляющая программа, которая предназначена для хранения, поиска и обработки данных в базе, называется системой управления базами данных (СУБД)

 

Функции СУБД:

· возможность манипулирования данными (ввод, выбор, вставка, обновление, удаление, редактирование и пр.);

· возможность поиска и формирования запросов;

· оформление отчетов;

· обеспечение целостности данных;

· обеспечение защиты данных;

· использование языка, которая позволяет выполнять нестандартные алгоритмы обработки данных;

· создания приложений пользователя, которые позволяют объединять различные операции работы с базой данных в единый технологический процесс.

 

III. Изучение окна программы ACCESS (практическая работа учащихся за компьютерами)

Задачи:

1. Запустите программу ACCESS различными способами:

· для учащихся, имеющих высокий и достаточный уровень учебных достижений

 

И способ

II способ

III способ

IV

С помощью главного меню «Пуск»

С помощью контекстного меню

С помощью горизонтального меню окна папки

Свой способ

Описание действий

 

· для учащихся, имеющих средний уровень учебных достижений - таблица может содержать алгоритм действий

 

И способ

II способ

III способ

С помощью главного меню «Пуск»

С помощью контекстного меню

С помощью горизонтального меню окна папки

Описание действий

Меню «Пуск»; «Программы»; «Microsoft Office»; «Microsoft Office Access»

1. Правая кнопка мыши, например, на рабочем столе;

2. Пункт «Создать»;

3. «Приложение Microsoft Office Access»

1. Создать папку «ПР-БД»;

2. Открыть ее;

3. Горизонтальное меню «Файл»;

4. «Создать»;

5. «Приложение Microsoft Office Access»

 

2. Анализ элементов окна программы Access, которая изображена на рисунке и на экране монитора

 

image174

 

IV. Итог урока

Совместно с учениками заполнить таблицу «Сравнение окон прикладных программ EXCEL и ACCESS»

 

 

Совместное

Характерно только для

 

 

EXCEL

ACCESS

Окно программы

Структура окна:

• заголовок;

• горизонтальное меню;

• панель инструментов;

• рабочая область;

• строка состояния

Основные элементы окна: лист, который имеет вид таблицы. Информация вносится в ячейки листа

 

Рабочая область представлена базой данных, которая имеет свою структуру

 

 

Эта таблица может быть продолжена на следующих уроках.

 

V. Домашнее задание

1) Изучить основные понятия. Создать опорный конспект по теме.

2) Опережающее задание: найти материал по теме «Понятие о системах искусственного интеллекта и экспертные системы. Модели представления знаний. Базы знаний. Логический вывод. Интеллектуальные системы». (При этом учитель рекомендует литературу и подчеркивает, что материал нужно подготовить к следующей неделе, потом будет подготовка к уроку-конференции, который состоится на предпоследнем темы урока.)