География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

II СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛII

Географическая оболочка и ее составляющие

 

Тема 4. Биосфера

 

Урок 56. Охрана биосферы

 

Цель: охарактеризовать изменения почв, растительности и животного мира в результате хозяйственной деятельности человека; воспитывать уважительное отношение к живой природе; учить детей работать с дополнительной литературой, готовить краткие сообщения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта полушарий, рисунки, фотографии растений и животных, занесенных в Красную книгу, DVD из серии «Золотой глобус», таблица «Круговорот Азота».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

Беседа

• Что такое биосфера? Каковы пределы распространения биосферы?

• Что такое почва? Назвать факторы почвообразования.

• Какие типы почв вы знаете?

• Почему грунты имеют широтное размещение?

• От чего зависит плодородие почвы?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Почему некоторых растений и животных мы не можем обнаружить в природе, а можем видеть только на фотографиях? Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос.

 

IV. Изучение нового материала

Биосфера в наше время подвергается сильному воздействию человека. С одной стороны, человек вывела новые сорта растений и пород животных, повысила плодородие земель, с другой стороны - уничтожила естественную растительность и диких животных, ухудшило условия существования живых организмов, нарушило почвенный покров.

Хозяйственная деятельность человека нарушает круговорот веществ.

Беседа

• Что такое круговорот воды?

• Как происходит круговорот веществ?

Задачи. По таблице рассказать о круговороте Азота.

Рост количества населения на земном шаре сопровождается активным разрушением среды жизни растений и животных. Природную среду быстро исчезает вследствие роста городов, развития промышленности, сельского хозяйства, вырубки лесов, выпаса скота, добычи полезных ископаемых.

Вопрос. Почему растения и животные испытывают негативного влияния человека?

Негативное влияние хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир требует их охраны. На планете создана всемирная система биосферных заповедников. В наше время в мире насчитывается более 450 биосферных заповедников.

Рассказы учащихся (с показом рисунков, фотографий)

Заповедник Аскания-Нова

Древнейшим считается заповедником Украины Аскания-Нова. Ее история начинается с 1828 года из крупного овцеводческого хозяйства, которое в 1874 году благодаря Ф. Фальц-Фейну становится основой будущего заповедника. Это единственный по величине эталон типчаково-ковыльной степи в Европе с акклиматизированным зоопарком. В заповеднике можно встретить крымскую сосну, можжевельник виргинский, фламинго, нырков, мандаринку, страусов, орлов, куропаток, лам, голубых гну, муфлонов, лошадей Пржевальского, антилоп, бизонов, кафського буйвола, дальневосточного пятнистого оленя,сайгаков.

Йеллоустон

Йеллоустон - старейший из национальных парков. Национальный парк лежит на местности, рельеф которой сформировался около 600 тысяч лет назад в центральной части вулканического нагорья на высоте 2000 м над уровнем моря. В парке можно увидеть барібала, медведя, оленей, медведя гризли, стада бизонов. (Просмотр фрагмента о Йеллоустон - диск DVD из серии «Золотой глобус».) Редкие и исчезающие организмы занесены в «Красную книгу Украины», «Европейского Красного списка» и «Международного Красного списка».

Вельвичия

Самое удивительное растение пустыни Намиб. Это дерево имеет короткий (10-15 см) и толстый (до 1 м в диаметре) ствол, от которого отходят две плотные кожистые листья длиной до 3 м. Листья держится в течение всего долгого жизнь растений (более 1000 лет). С помощью листьев растение впитывает влагу из воздуха, особенно во время туманов. Со временем листья расщепляется, образуя длинные узкие извилистые ленты, за что вельвічію иногда называют «осьминог пустыни». И некоторые исследователи считают, что такое название растение получило потому, что в складках ее листья нередко погибают насекомые, ящерицы и даже небольшие млекопитающие.

Большая панда

Большая панда встречается в холодных влажных лесах горных районов Центрального и Южного Китая на высоте от 1200 до 4000 м. Там растет бамбук. Животное ночное, днем отдыхает среди скал или в дупле дерева. Питается преимущественно растительной пищей. Особенно любит листья, стебли бамбука, ест почти 16 часов. Поедает цветы, грибы, кору, а также маленьких млекопитающих, рыбу. Малые панды появляются слепыми и весят 150 г, за месяц у них отрастает мех с черным оттенком, а лишь еще через две недели открываются глаза. Большая панда исчезает через уничтожение бамбуковых лесов.

Коала

Длина тела коалы 60-85 см, масса - 16 кг. Голова большая и широкая, глаза маленькие, нос без волос черный. Живут в эвкалиптовых лесах, днем спят, сон длится до 20 часов в сутки, ночью лазают по веткам в поисках пищи. Умеют плавать. Люди убивают их ради ценного меха.

Рябчик малый

Многолетнее травянистое растение высотой 20-50 см. Растет на лугах и поймах лісотепової и степной зон. Охраняется в биосферном заповеднике Аскания-Нова, в Луганском природном заповеднике, в национальном природном парке Святые Горы. Исчезает через распашка пойм, мелиорацию лугов, выпас скота, сбор растений на букеты, выкапывание луковиц.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

Составить кроссворд из ответов на предлагаемые и собственные вопросы:

• Земная оболочка, в которой существует жизнь. (Биосфера)

• Основной фактор, от которого зависит размещение растений на планете. (Климат)

• Санитары планеты, которые превращают органические остатки в неорганические. (Микроорганизмы)

• Меньше всего растений растет в. (Пустынях)

• Процесс создания зелеными растениями органических веществ. (Фотосинтез)

• Старейший заповедник Украины. (Аскания-Нова)

• Зеленый пигмент в листьях растений. (Хлорофилл)

• Плодородный грунт. (Чернозем)

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

Проработать соответствующий раздел учебника.