Технологии и производство
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Общий курс транспорта

РАЗДЕЛ 1

РОЛЬ ТРАНСПОРТА В РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА

1.5. ЕДИНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ

Сеть путей сообщения - это совокупность всех путей, соединяющих населенные пункты страны или отдельного региона. Транспортная сеть является одним из важнейших элементов каждого вида транспорта, что характеризует уровень потенциальной транспортной обеспеченности государства или отдельной ее территории. Густота сети, ее конфигурация, пропускная и провозная способность отдельных направлений определяют в значительной степени объем транспортной работы. Формирование транспортной сети, ее видовая структура, густота путей сообщения как в целом, так и отдельных видов транспорта, прохождения основных магистралей определяются отраслевой структурой хозяйства, его производственной специализации, территориальной организацией, густотой населенных пунктов, особенностями исторического развития, природными условиями, а также экономико-географическим положением территории страны или ее регионов.

Украина имеет чрезвычайно благоприятные предпосылки для формирования и размещения транспортной сети. В частности, отраслевая структура народного хозяйства и его территориальная организация, равнинный рельеф, выгодное экономико-географическое положения определили развитие и размещения железнодорожного, автомобильного, трубопроводного транспорта. К транспортной сети путей относятся железнодорожные линии, автомобильные дороги, внутренние водные пути, воздушные линии, трубопроводы. Длина путей сообщения приведена в таблице 1.1.

 

Железнодорожные магистрали соединяют в одно целое отдельные районы страны с разной специализацией хозяйства, внутренние территории с портами и другими странами, крупные промышленные центры с сельскохозяйственными зонами и местами отдыха и лечение. Железнодорожная сеть Украины включает шесть железных дорог: Львовская, Юго-Западная, Донецкая, Одесская, Приднепровская, Южная. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 22,3 тыс. км, из них электрифицировано - 9,1 тыс. км (41% от общей длины). Характеристика железнодорожных путей сообщения приведена в таблице 1.2.

 

Наибольшую эксплуатационную длину железнодорожных путей общего пользования имеют Донецкая (7,3%), Днепропетровска (7%) и Харьковская (6,8%) области, наименьшее - Черновицкая, что составляет 1,9% от их общей длины.

При средней густоте железнодорожной сети 37 км/тыс. км2 территории самыми высокими показателями выделяются промышленно развитые Донецка, Луганска, Днепропетровская, Харьковская и Тернопольская области, а также Львовская, Закарпатская, Черновицкая и Винницкая, где высокая плотность железных дорог обусловлена прежде всего их выгодным приграничным расположением и отраслевой структурой хозяйства. В этих областях плотность железных дорог колеблется от 41 до 61 км/тыс. км2 территории.

Длина автодорог общего пользования составляла в 2000 г. 169,5 тыс. км, в том числе с твердым покрытием - 163,8 тыс. км (табл. 1.3).

 

Среди дорог с твердым покрытием 8% занимают дороги государственного и 92% местного значение. Длина автомобильных дорог общего пользования с цементобетонным и асфальтобетонным покрытием составляет 3,5% к общей протяженности дорог с твердым покрытием, с черным гравийным и черным шоссе - 43%.

С 1990 до 2000 г. протяженность автомобильных дорог общего пользования возросла на 1,7 тыс. км, а с твердым покрытием - на 6,6 тыс. км. Наибольшее количество путей с твердым покрытием в Днепропетровской и Харьковской областях, наименьшая - в Черновицкой. Автомобильные дороги с твердым покрытием первой категории занимают - 1,3%, второй -7,8, третьей - 17,7, четвертой - 65,6, пятой - 7,5%. В 2000 г. предприятиями и организациями всех форм собственности введено в действие 294 км дорог общего пользования с твердым покрытием. Длина улиц в городах и поселках городского типа в 1997 г. составляла 87,3 тыс. км.

Средняя густота дорог с твердым покрытием в Украине составляет 271 км/тыс. км2. Наиболее высокие показатели имеют западные области - 300 км/тыс. км2 и ниже. Только в Донецкой, Днепропетровской областях и в Автономной Республике Крым этот показатель достигает 300 км/тыс. км2 и выше.

В сельской местности важное значение имеют автодороги местного и внутрихозяйственного подчинения. Общая длина дорог с твердым покрытием местного значения составляет 150,8 тыс. км, почти 30% которых не имеют твердого покрытия и в период неблагоприятных погодных условий становятся непригодными. Вследствие этого народнохозяйственный комплекс Украины, в частности отрасли АПК, несут большие материальные убытки.

Чтобы достичь обеспеченности автодорогами Украины уровня европейских стран, необходимо построить и модернизировать почти 200 тыс. км автодорог, в том числе 60% в сельской местности. В межгосударственных связях необходимо строительство автомагистралей мирового уровня с бетонным или асфальтобетонным покрытием и многорядным движением.

Эксплуатационная длина речных судоходных путей общего пользования составляет 2,4 тыс. км, густота - 4 км путей на 1000 км2 территории.

Длина магистральных трубопроводов общего пользования в 2000 г. составила 43,2 тыс. км, из которых 35 тыс. км - газопроводы.

Транспортные системы стран Европы и СНГ имеют высокие показатели развития всех видов транспорта. Транспортная сеть Украины пока что значительно меньше, чем в развитых западноевропейских странах. Так во Франции и Германии, площадь и количество населения которых примерно совпадает с Украиной, протяженность автомобильных дорог относительно ниже в 4,8 и

С раза. За качеством дорог и уровнем современного обслуживания западноевропейские страны в десятки раз превосходят Украину.

Показатель длины железнодорожных путей в Украине можно сравнить с Польшей - соответственно 22,5 и 23,2 тыс. км.

Самый высокий показатель среди стран Европы Германия - 38,1 тыс. км, среди стран Восточной Европы - Польша - 23,2 тыс. км. Длина электрифицированных железнодорожных путей во всех странах Европы растет соответственно протяженности железнодорожных путей, что связано с развитием европейских транспортных коридоров и приоритетностью железнодорожного транспорта как экологически чистого вида.

Наибольшая густота железнодорожных путей (километров на 10 тыс. жителей) наблюдается в странах Восточной Европы - Чехии, Венгрии, Словакии. Украина имеет близкие значения к Болгарии, Румынии, а среди стран СНГ - в Молдавии и Армении.

Густота железнодорожных путей общего пользования на 1 тыс. км2 высшая в Чехии, Германии, Венгрии. Украина имеет самый низкий показатель среди стран Европы, но самый высокий - среди стран СНГ.

Показатель длины автомобильных дорог Украины на конец 1998 г. был четвертым после Франции, Германии и Польши, причем он в шесть раз меньше, чем в Франции. За период 1990-1998 гг. длина автодорог во Франции выросла на 170, в Украине - на 0,7 тыс. км (падение производства и переориентация инерционная транспортных потоков не предопределяли развитие перевозок в Украине). Густота автодорог в Украине в расчете на 1 тыс. км2 сверхнизкая сравнению со странами Европы. Среди стран СНГ Беларусь и Грузия имеют высший показатель. В расчете на 10 тыс. жителей соотносимые показатели с Украиной имеют Венгрия, Румыния, Словакия и страны СНГ - Россия, Грузия, Молдова.