Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История психологии: учебное пособие

РАЗДЕЛ И.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В СТРАНАХ ВОСТОКА

 

1.5. ЯПОНИЯ

 

Страна восходящего Солнца... Неразвитость научной мысли этой страны почти до XV в. объясняется общим отставанием ее исторического развития, а отставание - отделенностью Японии, ее удаленностью от всего мира, нежеланием контактировать с другими странами (кроме, может быть, Китая).

Любая научная мысль в этой стране (философская, психологическая или другая) возникала в виде религиозной мысли, очень долгое время не отделялась от религии; ей не хватало опоры на науку. Но тем не менее, самобытная, оригинальная культура этого народа, его обычаи (учтивость, уважение, особые ритуалы) составили "особую ауру", неповторимые условия для развития психологии, философии, социологии, других наук в стране, что находится "на краю света" и на островах. Страна и ее ученые внесли небольшую, но важную и своеобразную долю в развитие мировой психологии.

МЬОЕ (1173-1232 гг.). Живу городах Вакаямата Киото. Его идеи: объяснение более эффективны тогда, когда они осуществляются с помощью обратной системы, а не умственного убеждения. Язык и природа соотносятся друг с другом непосредственно, по своей объективной сути. Речь может быть понятна постольку, поскольку является объектом, доступным восприятию. Природа одинаково доступен восприятию объектом, поэтому ее может прочитать каждый, кто способен увидеть ее послание. Речь может вызвать к жизни реальности, что находятся над природой, и природа, так же как язык, способна производить реальности, которые находятся над ней.

ИТО-ДЗІНСАЙ (1627-1705 гг.). Жил в Киото. Его идеи: "Гуманность производится в обществе, среди людей; человека надо оценивать по его поступкам, а не характером. Существенное благо человека заключается в том, что каждый человек имеет четыре врожденных источника или импульсы: любовь к людям, стремление к выполнению ритуала ( по европейским правилам это этикет или хорошие манеры), чувство долга и ум. Все эти импульсы человек должен развивать и совершенствовать.

"Путь к благотворительности должен реализовываться в соответствии с шестью неизменными принципами в отношениях между людьми:

1) справедливость; 2) обязанность между князем и слугой; 3) близость между ребенком и родителями; 4) различие между мужчиной и женщиной; 5) первенство между старшими и младшими в семье; 6) доверие между друзьями. Но самая главная благотворительность - это милосердие" (33 с.90).

МОТООРІ МОРІНАГА (1730-1801 гг.). Жил в городе Муцудзаха. Его главные идеи:" Глубокое чувство - это выражение чистого сердца человека. Настоящее человеческое чувство непредсказуемое и построено так, что мы не в состоянии контролировать, что нас тронуло - добро или зло. Человеческие чувства должны вознаграждаться. Правильная жизнь - это такое, при котором человек способен выражать чувства "моно но авареіn" (смутное очарование вещей) и действовать в соответствии с ними. Люди склонны к глубоким переживаниям" (66 с. 408).

ВАН ЯНМИН (1772-1859 гг.) и ОСНО ХЭЙХАТИРО (1791-1837 гг.). Они призвали очень внимательно присматриваться ко всему окружающему миру. Говорили, что "РИ" - душа человека, его суть. Настоящий ученый должен, прежде всего, постичь то бесконечное, что находится в нем самом, а уже потом изучать то, что находись вокруг него" (33 стр.26).

ИШИМ ЙОШИМОТО (1811-1888 гг.). Священник, который разработал медитативную форму психотерапии: найкан-терапия. "Найкан" - саморефлексия, самонаблюдение. Цель ее - вызвать экзистенциальное сознание вины и одновременно ощущение того, что человек может получить любовь и заботу, несмотря на собственное несовершенство.

От пациента требуется, прежде всего, рассуждать о собственном прошлом и сообщать свои мысли психотерапевту. Прибыв в найкан-центр пациент получает от психотерапевта краткую информацию о своем участии в психотерапии и прослушивает краткую инструкцию. Через 30 минут он начинает использовать найкан, сидя в углу или лицом к стене за ширмой. Пациент должен принять любое удобное для себя положение. Но ему запрещено лежать, чтобы он не заснул. Цель - вызвать в памяти подробности о важные специфические события и способы поведения в них: пациент размышляет вслух, иногда отвечая на вопросы психотерапевта, переходя из темы в тему. Найкан-рефлексия продолжается неделю с 5 до 21 часа.

НІСІДА КІТАРО (1870-1945 гг.). Жил в городах Исикава и Камакура. Одна из основных идей - это учение о добре. Для Нісіди добро - это не высокоморальный поведение человека, а каостинціональний состояние бытия, единственное с предельной реальностью. Ученый всегда относился с вниманием к этике человеческого общения, психологических взаимоотношений, однако он не выделял этические проблемы из всей совокупности личных проблем каждого человека. Добро, согласно учению Нісіди, есть совершенство истинной индивидуальности - единственно возможный фундамент, на котором может покоиться благосостояние всего человечества, надежность его будущее.

Под влиянием эмпиризма У. Джеймса Нісіда создал свою теорию "чистого опыта". Он исключает хоть сколько-нибудь значительное восприятие противоположностей, таких как субъект и объект, тело и душа, время и пространство. Ученый открывает новый метафизический путь к оценки непосредственного опыта, свободного от любого вмешательства розсудкового мышления. Собственно, "чистый опыт" для Нісіди обернулся ни чем иным, как реализацией истинного "Я".

МОРИТА С. (1873-1945 гг.). Психолог и психотерапевт, разработал основные теоретические положения, которые легли в основу метода психотерапии Морита-терапия и были изложены в книге, изданной в Японии в 1921 г.

В концепции автора, который испытал на себе огромное влияние японской культуры, центральным является понятие личности шийкеншицу. В личности шийкеншицу находит отражение специфика межличностных отношений в Японии: взаимная зависимость людей, которая пронизывает всю жизнь рода - семью, школу, политические партии, и т.д. Эта взаимосвязь формировался под влиянием географического багатоострівного положения страны, народ которой часто страдал от тайфунов, цунами, землетрясений, а в прошлом - от голода. Только в коллективных условиях жители страны находили защиту от стихийных бедствий и отстаивали свое право на жизнь. Чувство безопасности строилось на высокой чувственности индивида и обязательном учете ним чувств окружающих. Оскорбляя чувства других, индивид рисковал в трудную минуту остаться без помощи. Поэтому условием целесообразного поведения становилась необходимость производить хорошее впечатление на людей. Чтобы избежать напряжения, которое в этих специфических социально-культурных условиях может стать для большинства людей источником постоянного (или длительного) стресса при общении, были выработаны многочисленные, близкие к ритуалам формы общественного поведения. В таких условиях у человека с определенными задатками может возникнуть страх отношений с людьми, боязнь людей. Особенно страдают от этих симптомов индивиды с чертами личности шийкеншицу. Сам автор ограничивал использование своей системы психотерапии лицами только этого типа. В современной японской психотерапии термин "шийкеншицу" означает лишь особый тип личности, противоположный истерическом. Основные характеристики личности шийкеншицу: большая жизненная сила и воля; своеобразное мышление по типу "или-или" (или все, или ничего). В соответствии с пониманием личности шийкеншицу и механизма патологических расстройств Морита связывал психотерапевтический эффект с изменениями личности. Это достигается не с помощью вербального общения, а путем использования личного, непосредственного опыта в процессе действий. На западе наряду с интересом к психотерапевтических методов экзистенциально-гуманистического направления растет также интерес к Морита-терапии. Однако тесная связь теории и практики метода именно с японской культурой, сугубо национальный характер является определенным препятствием на пути интеграции Морита-терапии в западную терапию.

Основными благотворительными чертами человека японские мыслители считали любовь к людям и милосердие, нравственность и доброту, а также полное взаимопонимание между людьми, открытость и ясность во взаимоотношениях.

Япония долгое время была отсталой страной по сравнению со своим соседом - Китаем, а тем более с Грецией и странами Европы. Удаленность Японии от остального мира породила своеобразную культуру и мировосприятие. Япония одновременно и редкая жемчужина, и загадка. Для японской культуры, психологии, этики характерны яркие черты - внимание к каждому человеку и учтивость (глубокое уважение) между людьми.

Азия - самая большая часть суши и на ее просторах проживает примерно половина человечества. Выработанные многими столетиями правила поведения, общения и человеческого общежития вообще составляют основу развития психики людей в этих странах. Так уж исторически сложилось, что Восток не был бурным центром развития психологических знаний, но это вовсе не значит, что не надо брать во внимание развитие психологии на этом огромном "жизненному и человеческом пространстве". Как культура стран Востока, так и психология, ее развитие значительно отличается от Европы, Америки, и эта разница иногда "звучит дисонансним колоритом", который заполняет "пустоты" человеческого бытия.

Теория и история психологии стран Востока заслуживает более глубокого изучения (особенно современная) и терпеливо ждет своих будущих исследователей. Мы надеемся, что данный раздел хотя бы немного "приоткрыл занавес" во взглядах на развитие и становление психологии стран Востока.