Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История психологии: учебное пособие

РАЗДЕЛ И.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В СТРАНАХ ВОСТОКА

 

1.4. ИСЛАМСКИЙ МИР

 

Арабский Восток, или исламский мир резко отличаются своей психологией от Европы. И эту разницу надо воспринимать не с позиции "выше-ниже", а объективно, без предубеждения, с интересом и пониманием.

Восток - дело тонкое. И это избитое выражение большей степени касается мусульманских стран. В этих странах проживает множество национальностей и народностей, которые в VII в. начали объединяться под крыло одной религии (кстати, самой молодой среди мировых религий). Ислам - это, прежде всего, смирение, аскетизм и терпение. Арабские, или как принято называть, арабоязычные страны с общим расцветом восточной культуры в XI-XII вв. объединились в огромную единую страну - Арабский Халифат. Все эти события повлекли за собой расцвет наук и искусства, в том числе философии, психологии, медицины. В науке преобладают материалистические тенденции, а также имеет место влияние ученых Древней Греции.

В древние времена арабы были язычниками и поклонялись различным племенным богам. Например, в племени корейшитів был Бог - Аллах. Они также исповедовали зороастризм, индуизм, христианство, которые привезли в Аравию миссионеры. Все это позволяет сказать, что арабы вели открытый образ жизни. В общении с другими народами осуществляется взаимообмен во всех сферах жизни.

В медицине арабы не только усвоили опыт античных медиков, но и значительно продвинулись вперед. Они использовали в своей работе вивисекцию (операции на живом животном с целью изучения функций организма), тщательно изучали анатомию, особенно течение болезней.

В XVIII ст., когда лигає зародилось исламское богословие, возникло движение кадаритів, который поставил под сомнение догмат о фатальности судьбы человека, а значит ее пассивность. На основе рационализма греческой науки кадарити отстаивать идею свободы воли, то есть ответственность человека за свои поступки. Представитель этого направления Аль-Кинди признавал роль Бога как творца природы, абсолютную мудрость постичь человеку не дано никогда.

Напротив, Ибн-Сина был уверен в узнаваемости мира. Он отрицал положение о том, что Аллах постоянно творит мир и поэтому он наполнен чудесами. Как материалист, Авиценна (Ибн-Сина) отрицал идеи креационизма - сотворения мира богом "из ничего". Вместе с тем, стремясь согласовать науку и религию, ученый выдвинул емкую формулу: "Бог сотворил мир, чтобы человек познавал его, а через него - Бога". (54 с.74).

С критикой этих взглядов выступил сторонник мусульманского идеализма - Аль Газали. Он считал, что нельзя объяснить явления природы и человеческого сознания естественными причинами.

Могущество Бога исключает независимость и самостоятельность материального источника.

Не смотря на то, что вклад ученых арабоязычной части мира "в мировую сокровищницу психологии" небольшой, но, тем не менее, он интересен и неповторим.

ЯМВЛІХ (около 260-330 гг. н. э.). Одновременно арабский и античный мыслитель, жил в Сирии.

Его идеи: душа принадлежит ума в меру своей разумности (55 с. 403). Ученый строго и резко отличал души людей, вечно связанные умственно разумной природой, от душ животных. Богов Ямвліх разделял на надкосмічних и внутренне-космических. В общение мыслитель выделял диалог, понимание, толкование, причем, последнее он распределял по типам: повседневное, бытовое, этическое, математическое и метафизическое.

АЛЬ-АШАРИ (IV ст.). Вот некоторые мысли ученого:

"Усердие, рвение должны быть умными, а рассуждения-понятными" (57 с.95).

"Знание есть то, что требует, дабы тот, в ком оно есть, узнавал. Путь познания тернист и тяжел, но сладок и приятен" (57 с.100).

РАБІ'А АЛ-АДАВІЙ'А (717-801 гг.). Это женщина, которая жила в Ираке, была рабыней. Она находилась все время в духовном поиске. Эта женщина довольно странная, она вела жизнь как странствующий мыслитель. Чем-то напоминала Сократа и украинца Г. Сковороду. Никогда не записывала своих мыслей и высказываний. Женщина, находясь в постоянном поиске, обладала глубокой искренностью своих высказываний. После смерти о ней ходило много легенд, баек, анекдотов. "Иди вперед и ты придешь; придешь - и не пожалеешь. Знай, что в тебе нуждаются все, даже те, которых ты не замечаешь. Богатство и величество ничто по сравнению с добротой, искренностью и милосердием. Будь внимательным к людям и они тебя поймут. Ты нужен миру, а мир - тебе" (11 с.316).

"Восприятие, осмысление, убеждения должны быть активными и приводить к соответствующему образу жизни, а не к пассивности, фатализма и фанатизма") 11 с.399).

АБУ-БАКР АР-РАЗИ. Жил в Ираке в 865-925 гг. Его идеи: "Человек должен стремиться получать знания и творить по справедливости".

"Страсти непременно должны приборкуватись и пригнічуватись. В стремлении к удовольствиям надо иметь некоторые об-ограничение - верхнюю и нижнюю границу. Ученый выдвигает два принципа и связывает их с поведением человека: не творить друг другу зла; удовлетворение разрешены лишь в той мере, пока они не ведут за собой страданий." В этой связи он говорит о привычках и о потребности - возможности (11 с.18).

АЛЬ-ФАРАБИ (870-950 гг.) родился в районе Фарабу у впадения реки Арысь в Сырдарью, что соответствует Шаульдерському района Южно-Казахстанской области. Он является выходцем из привілегійованих слоев тюрков, о чем свидетельствует слово "Тархан" в составе его полного имени. Когда Аль-Фараби прибыл в Багдад, там жил и работал известный мыслитель - Абу Бисер Матта б'Іуніє. Он преподавал логику и в отношении него была очень высокая репутация и общее сознание. Аль-Фараби посещал его лекции. После общего обучения логике он некоторое время провел в городе Харроні, где мыслитель - христианин Іуханна бы. Хайлан научил его особым применением и использованием логики. После этого Аль-Фараби вернулся в Багдад, где стал изучать философские науки. Он познакомился со всеми книгами Аристотеля, приобрел легкость в восприятии как их идей, так и совокупности задач и проблем. Он также интересовался китайской и индийской мудростью.

Учение Аль-Фараби:

"Приобретение человеком знаний осуществляется через чувства" (68 с.31).

"Душа человека потенциально пізнаваюча. Чувства - это средство, с помощью которого человеческая душа получает знания" (68 с.40).

"Потенциальный интеллект - это одна из способностей души, или нечто, сущность чего способна или готова абстрагировать сущности и формы существующих предметов от материи. Что же касается человеческого интеллекта, то он, конечно, появляется у человека в начале его существования и представляет собой некое расположение в материи, подготовленное к восприятию розумоосяжних форм" (68 с.47). Благопридбаний интеллект представляет собой способность человеческого разума познавать существующие вещи, оперируя уже понятиями о них. Благопридбаний интеллект есть актуальный интеллект в действии, когда понятия - формы актуального интереса - осуществляют свою основную функцию - целостное познание материального мира; актуальный интеллект является как бы субстратом и субстанцию для благопридбаного интеллекта.

"Познание - главная потребность человека. Процесс познания имеет две степени: первый из них - внешние изменяющиеся качества; второй - суть предметов.

"Душа не может существовать раньше тела, как это утверждает Платон; точно так же она не может переселяться из одного тела в другое, как это утверждают сторонники учения о перевоплощении душ. Душа не предшествует телу, а появляется и умирает вместе с ним, отсюда и познания не есть "припоминание" души".

"Понимание универсалов, осуществляемых человеком, начи-ся через чувственное восприятие единичных предметов".

"Сообразительность - это способность прекрасно догадываться о чем-то быстро, без затраты времени или в короткий промежуток времени".

"Благоразумие - это то, что простые люди называют умом. Если человеку присуща эта сила, то ее называют умной. Человек стал разумным благодаря уму".

"Мудрость - есть знание отдаленных причин, от которых зависит бытие остальных существующих вещей, и ближайших причин вещей, которые имеют причину".

"Я знаю немного, но то, что знаю - знаю в совершенстве".

"Норма поведения преподавателя заключается в том, что он не должен проявлять ни излишней строгости, ни чрезмерного снисхождения, потому что строгость подстрекает ученика против своего учителя, а снисходительность приводит к неуважению его персоны, не усердия к его преподаванию и его науки. Со стороны ученика просто необходимы усердие и настойчивость".

"Все моральные качества, как прекрасные, так и уродливые, приобретаются со временем. Когда человек не обладает устоявшейся нравом, то столкнувшись с хорошим или плохим нравом, она может по своей воле перейти к противоположному".

"Хорошая удача и сила ума, оба вместе являются человеческим достоинством в том смысле, что благотворительность каждой вещи есть в превзойденные и совершенства в ней и в действиях".

"Счастье - результат выполнения миссии, к которой человек предназначен как разумное существо. Цель ее жизни - в совершенствовании мыслей и в практической деятельности" (58.с.416).

СЛУЧАЕ-АР-рази (латинизированное - РАЗЕС) (865-925 или 934 гг.). Иранский ученый - энциклопедист, врач и философ, рационалист и вольнодумец, мудрец - универсал.

В основе научной концепции Разеса лежит учение о пяти вечных началах: "творце", "душе", "материи", "время", "пространство". Посланный творцом разум, прививает души, которая находится в плену материи, стремление к освобождению.

Разес верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал многие численность миров. Он выступал против аскетизма, призывал к активности, считая образцом Сократа.

Человек может все - надо только очень захотеть. Можешь считать себя мудрецом, но лучше пусть тебя считают таковым другие мудрецы. Душа - это маленькая вселенная и человек разговаривает с Космическим Мирозданием с помощью нее.

БИРУНИ (Абу Райхан Мухаммед Ибн Ахмет) (973-1048 гг.). Тюркский мудрец. Учился в разных местах Средней Азии. В 1010 году в Ургенті создал научный центр и руководил им. В теорию познания ученый внес ценные положения.

Множество наблюдений порождает способность запоминания, зависит от аргументации того или иного положения. Ревность, терпение, усердие во время занятий служит основой для достижения высокой памяти. Он придавал большое значение аналогіям и логическим выводам. Самое большое счастье для человека - это счастье познания.

ИБН-СИНА (АВИЦЕННА) ( 980-1037 гг.). Бухара. "Жизнь каждого судьбе своей подвластно, никто не может избежать ошибок..." ( 72 с.31). В своей космологии ученый стремится сохранить непрерывность в соотношении между единым и многим. Все это он интерпретировал таким образом, чтобы дать намек на сложность духовного мира и сакрального космоса, в котором имеет место духовная реализация.

Существуют три субстанции: ум, душа и тело. Разум полностью удаленный от материи. Душа существует как нечто удаленное от тела, но связано с ним. Тело - это материя подчинена, что испытывает потребность в душе.

Одной из функций разума является озарение умел. Ум имеет следующие уровни: актуален, деятельный, потенциальный. С помощью деятельного разума становится возможным озарение.

Доктрина предсказаний Авиценны такая: он распределяет пробуждения и цель предсказаний на четыре уровня: интеллектуальный, мнимый, мистический и практический, и при этом утверждает, что некоторые люди наделены исключительно богатым даром интуиции, благодаря которому они самостоятельно приходят к многих открытий. Пророк должен иметь способность к реализации предсказания (это очень созвучно современной нетрадиционной психологии, где говорится о том, что мыслящий, умный человек должен уметь прогнозировать и проектировать свое будущее). Отождествление пророка с деятельностным Умом позволяет пророку иметь над миром такую власть, которую имеет "Я" над телом.

Сердцевину учения Авиценны составляет его психофизиология, которую отличают две особенности. Первая заключается в том, что почти все жизненные акты - от простейшего (растительного), до самого сложного (образного мышления) - ставились им в зависимость от телесных изменений, которые проходят в различных системах организма. Своеобразие другой важной особенности, которая вытекает из первой, заключается в том, что Авиценна пытался рассматривать как присущие самому телу не только растительные службы, но и твариноподібні, к которым относил ощущения, восприятие, аффекты, желания и движения. Это означало то, что область чувственности выходила из-под зависимости особого духовного начала или формы и на эти психические феномены распространялись общие законы природы. Поскольку названные психические явления выступили как отдельные модификации природных сил, то, подобно другим явлениям природы, они могут изучаться объективными приемами, подобными тем, которые ис-пользующие в естественных науках, то есть опытным путем (можно сказать с уверенностью то, что почти за тысячу лет до зарождения экспериментальной психологии, Авиценна ее предусмотрел). Именно у этого ученого мы впервые встречаемся с началом исследовательского, экспериментального проникновения в мир психических явлений, в святыню психологии.

АЛЬ-ХАРАЗИ (X ст.). Некоторые высказывания ученого: "Умение - не за семи замками, оно в твоих руках" (19 с.202).

"Не тот умен, кто может отличить добро от зла, а тот, кто из двух зол может выбрать меньшее" (19 с.200).

"Наблюдай и делай выводы, делай выводы и действуй, - результат будет непременно" (19 с.203).

"Если ты считаешь, что тебя не понимают - значит ты делаешь что-то не так" (57 с.201).

УНСУРАЛМААЛІ (XI ст.). Его высказывания: "Если хочешь быть проницательным, рассмотри свое лицо в зеркале других" (57 с.204).

"Только тот ученый, кто хорошо поступает" (57 с.220).

АЛЬ-ГАЗАЛИ (1058-1111 гг.) Иранский ученый. Родился в г. Туси (теперь Мешхед). Рано прославился своей ученостью. С 1091 года преподавал философию и теологические дисциплины в Багдаде в знаменитой богословской школе (медресе) Нізамі'я. Его учение:

"Не достичь познаваемого - значит познать. Знания есть атрибут, который дает способность тому, кто его имеет, действовать соответствующим образом" (58 с.310).

"Приобретенные знания должны быть применены к какому-то делу" (58 с.3)1).

"Личная наука без применения - это оружие, которое спрятано в ножнах. Сомнение есть путь к истине: кто не сомневается, тот не видит; кто не видит, тот не поймет; кто не понимает, тот находится во тьме" (58 с.312).

Среди крупных ученых мало таких, кто разбирается в содержании слов "душа", "дух", "сердце", "ум", и о том, что подразумевается под этими названиями, разницы между ними по значению, их определениях и в том, что они описывают. Источником большинства ошибок является невежество, необразованность относительно значения этих слов и тех различий вещей, которые они обозначают.

Слово "сердце" имеет два значения. Первое из них - ткань конусообразной формы, которая находится с левой стороны груди. Другое значение - божественный духовный дар, связанный с этим телесным сердцем. Этот дар есть суть человека, осягаюча, зная и осознавая. Она же - разговаривая, контролирующее, укореняя и заслуживающее; оно связано с телесным сердцем и для большинства людей трудно разобраться, какой же эту связь. Эта связь подобен связи акуденцій с телами и атрибутов с предметами, которые их определяют, связи того, кто использует орудия, с самим орудием или связи того, кто занимает место, с местом.

Второе слово - "дух" - также имеет два значения. Первое - прекрасный элемент, источник которого - полость телесного сердца и который разносится через пульсирующие сосуды во все части тела. Его распространение в теле, разлив огня во всех членах и органах, подобно разливу света от источника света, который находится в углу дома: оно освещает в доме не только этот уголок; так жизнь подобна свету, который падает на стены, дух подобен свету, а движение духа внутри тела человека - перемещению источника света в доме благодаря тому, кто его передвигает. Второе - недоступное человеческому объяснению.

РУДАКИ (XI ст.). "От знания в сердце вспыхнет ослепительный свет, оно для тела как сталь от всяких злых дел. Талант и знания - яркий свет, без них из тьмы исхода нет" (24 с.71).

ИБН-АЛЬ-ХАЙСАМ (АЛЬГАЗЕНА) (XI ст. ). Время и место рождения и смерти известны примерно. Занимался многими проблемами, в том числе проблемами восприятия и ощущения. Именно умственная деятельность, которая, по мнению Альгазени, обычно не осознается человеком, позволяет воспринимать форму и натуральный объем (размер) предмета. Условием формирования чувственного впечатления является непосредственное участие восприятие в мыслительных актах и во время восприятия и после него.

ИБН-РУШД (АВЕРРОЭС) (1126-1198 гг. Испания, Марокко). Его идеи: философия и вообще наука не обеспечивают основных законов религии. Ученый отстаивал права разума и познания. Абстрактный мировой разум (нус) Аверроэс понимал как единую безособистісну субстанцию, общую для всех людей и действующую на отдельные души снаружи.

ИБН-БАДЖА (конец XI - начало XII вв. Марокко, Испания). Он рисовал картину самосовершенствования человека таким образом: человек в несовершенном обществе может достичь счастья через слияние с универсальным активным умом.

Что бы не делал человек, он может достичь большего, сделать лучше и даже удивить саму себя.

Умный человек - это такой человек, который умеет делать все лучше других и при этом расходует мало времени и экономит силы.

АС-СУХТРАВАРДІ (1153-1191 гг. Иран, Сирия). Основные идеи: для познания истины нужно озарение любого акта познания, необходимо самопознание.

В области психологии ученый является сторонником Авиценны, однако у него есть и свои взгляды. Он утверждает, что в дополнение к пяти внешних органов чувств люди имеют еще и внутренние чувства, которые служат связывающим звеном между физическим и духовным миром. "Внутренние" чувства, согласно учению Ас-Сухтраварді: здравый смысл, интуиция, способность к оценке, воображение (фантазия) и память. ИБН-А'РАБІ (1163-1240 гг. Андалусия, Сирия). Его некоторые идеи:

Человеческое сознание - это призма и зеркало, в котором все недиференційоване: цепи интеллекта и постоянная изменчивость; божественные атрибуты (составляющие) и человеческое сознание.

МУЛЛА САНДРА (САДРАДДІН ШИРАЗИ) (1571 1641 гг. Иран, Ирак).

Его идеи: "Тождество - это путешествие от менее совершенного к более совершенному. Мудрец разработал теории существующего, изменчивости. Он распределяет знания на два типа: те, которые приобретаются посредством чувственного или установок, и те, что получают через интуитивное озарение. Знания, полученные на основе чувственного восприятия, ученый делит на теоретические и практические. Мулла Сандра стремился построить стройную систему. Такой подход к знанию сочетает в себе различные модели познания, включая и практическую мудрость, потому что для него знания имеют не только информативную функцию, но и трансформативну.

Мир Ислама - это особое мировосприятие, что находится в постоянном, достаточно эмоциональном духовном поиске. Ученые мусульманских стран внесли свой заметный вклад в сокровищницу мировой психологии. Они изучали связь и взаимосвязь физиологии и психологии человека; чувство распределялись на внешние и внутренние; тщательно рассматривался разум и его функции. Ученые мусульманских стран изучали восприятие, ощущения и даже, как это не странно, интуицию, озарение, пророчество и другие нетрадиционные для психологии объекты.

В этом руководстве мы обратились к именам Альгазени, Аверроэса и Авиценны, которые уже рассматривались в учебниках по истории психологии, но с другой информацией.