Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История психологии: учебное пособие

РАЗДЕЛ 2.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ в УКРАИНЕ

 

2.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В XVII СТОЛЕТИИ

 

Странно и непонятно, почему ни в одном учебнике, хрестоматии или учебном пособии по "Истории психологии" нет раздела или части, которая бы преподавала в последовательности становление и развитие психологической мысли в Украине.

Самое начало зарождение психологической мысли в Украине относится к XVII в.

Во все времена назначения психологии выражается в двух направлениях: отражении исторического пути народа и влиянию на развитие его культуры. Кроме этого не надо забывать о влиянии прошлого на будущее. В данном конкретном случае не надо забывать и все источники влияния на развитие науки вообще и психологии в частности. Это, прежде всего, народная, житейская психология, а также влияние античной психологии, психологии эпохи Возрождения и, наконец, психологии Нового времени. Все эти времена были представлены, в основном, учеными - универсалами - носителями знаний.

В Украине того времени большую просветительскую работу вели братские школы. Они распространяли грамотность и знание относительно человеческой природы, культуры, в том числе и философские, и, конечно же, психологические. Студенты учили народ и книжной мудрости, и различным искусствам. Учебники высшей школы также выносили на обозрение широкой публики.

Важной является роль и значение религии (в данном случае - православия) и ее влияние на передовых людей того времени.

Самое первое высшее учебное заведение Украины - Киево-Могилянский коллегиум, который со временем стал академией, был основан Петром Могилой в 1632 году. Это было время, когда украинское общество, прислушавшись к голосу инстинкта национального самосохранения, решительно стало на путь поиска своего достойного места в социальной и политической структуре тогдашней Европы, поиска самобытных форм участия в европейском духовном развитии. Активизация усилий по интеграции в европейскую цивилизацию предусматривала необходимость преодоления существующей в Украине в конце XVI - начале XVII веков своеобразной интеллектуальной ксенофобии. Условием такой интеграции было усвоение и переосмысление европейских духовных достижений, в том числе и достояние западной философской мысли, вне как это делало движение к взаимопониманию в тогдашнем дискурсе культур, открывало путь к синтезу украинских и западных духовных традиций.

Задача синтеза духовных достижений православной Украины и латинского Запада облегчалось тем, что оно осуществлялось в эпоху барокко, которое, соединяя религиозный и светский компонент культуры, формируя целостную действительность, единство средневекового неологизма с ренессансным инди-відуалізмом, органично вписывалось в контекст украинской духовной культуры того времени с преобладанием религиозной сферы. Своеобразие эпохи барокко наложила свой отпечаток на все сферы жизни и духовного творчества: литературу, искусство, образование и т.п., а также на самих создателей этих духовных ценностей, то есть они творили эпоху, а эпоха формировала их самих. Типичными фигурами этой эпохи были профессора Киево-Могилянской академии, о чем свидетельствует барочный пафос и стилистическая изысканность их трактатов и других произведений, полнота и разнообразие их жизнедеятельности.

К. СОКОВИЧ (1578-1647). Философ, культурно-образовательный деятель, писатель. Родился в с. Потелич (ныне Нестерівський район Львовской области). Образование получил в Замойский академии и Краковском университете братской школы. С 1824 г. - проповедник Люблинского братства.

В начале XVII в. значительную роль в развитии украинской и всей восточнославянской психологической мысли играли братские школы и коллегиумы, а позже - Киево-Могилянская академия. Разнообразное творчество Соковича нельзя рассматривать отдельно от просветительской деятельности этих образовательных учреждений. В его творчестве наиболее известные психологические труды: "Аристотелю проблемы, или вопрос о природе человека с дополнениями предисловий к брачных и погребальных обрядов" (1620 г.) и "Трактат о душе" (1625 г.). В них Сокович ставит перед психологией практические задачи: как жить в соответствии с природой. Когда она (душа) рассуждает о вещах, то называется разумом; когда вспоминает - памятью. Она имеет много названий и титулов именно потому, что является невидимым и не может в другой способ выразить свою природу, кроме как через свои действия и их последствия.

Психика есть срез Вселенной и каждую свою способность она обнаруживает как свою тотальность и целостность. Душа, по утверждению Соковича, является зеркалом Вселенной. В поведении Сокович предлагает придерживаться "разумных поміркованостей".

Отмечая богатство человеческих личностей, Сокович строит типологию людей на основе особенностей их самопознания: в какой степени они охватывают общечеловеческое в себе и соотносят его со своими индивидуальными качествами.

Итоговым для всей его психологии является вопрос: "Как я должен поступить?" Сокович, как тонкий наблюдатель физиологических феноменов, анализирует согласования обычаев с поступками людей, не перестает удивляться чуду психического бытия человека, видеть в ней очень тонкое искусство природы. Психология человека, за Соковичем, возникает у живого существа через ее принадлежность к семье, к обществу, к Вселенной. Психология человека находит свое воплощение и в злодеяниях, и в высоконравственных поступках. В своих философско-психологических речах и обращениях ученый провозглашает смысл человеческого бытия как бытия моральное.

И. ГИЗЕЛЬ (1600-1683 гг.). Просветитель, философ, церковный деятель и историк. Родился в Пруссии. Вступил в Киевской коллегии уже имея солидный запас знаний, а учась в ней, поражал профессуру и студентов умением отстаивать свои взгляды, опираясь не только на авторитет Св. Писания, но и на человеческий интеллект, здравый смысл, научный анализ явлений природы, гуманистические категории морали, которые производила просветительская Европа. Эти качества юношу заметил П. Могила и на собственные средства послал учиться его за границу, где он слушал лекции в Замойский академии, а затем в университетах Англии. После возвращения в Киев был избран профессором философии, а затем ректором Киево-Могилянской академии (1646 - 1650 гг.), ставший ее украшением. С 1650 г. он - игумен киевских Кирилловского и Николаевского монастырей. А с 1656 г. - архимандрит Киево-Печерской Лавры, где собрал самую большую в Украине библиотеку.

Гизель был первый из профессоров Киево-Могилянской академии, кто в своих лекциях знакомил студентов с новейшими достижениями в науке, в частности - учением Коперника.

Значительное внимание Гизель уделял проблеме человека, его нравственности, где как сторонник христианской морали пытался обосновать идеи гражданского гуманизма. Этим вопросам посвящена работа Гизеля "Мир с Богом человеку".

Следует отметить, что человек в Гизеля представала не слепым орудием Божьего промысла, а творцом своего собственного счастья, владыкой своей воли, полноправным хозяином своей судьбы и поступков, главным критерием которых, а также добра и зла, была совесть умного человека, что должно руководить всеми ее действиями. Первым среди украинских мыслителей Гизель поставил естественное право как критерий человеческого поведения выше закона Божьего, дополняя критерий добра и зла разумом, познав законы природы, руководит поступками человека согласно этих законов, что, собственно, и отразилось в его отношении церковных заповедей и наставлений. Превознося рациональное в человеке, особое значение он придавал нравственному воспитанию и образованию, видя в них путь к естественному земному счастью, которое достигается усилиями людей. Гизель сделал очень большой вклад в развитие психологической мысли в Украине. Современники называли его " Аристотелем. Курс психологии он читал в 1645-47 годах. В основу своей психологии ученый положил знаменитый афоризм:

"Ничего нет в интеллекте, чего бы не было в ощущениях", однако он далек от мысли считать психологические качества ощущениями. Он постепенно раскрывает своеобразие психических способностей. Утверждает, что их нельзя сводить к исходному чувственного опыта. Мислительний компонент психики, в частности суждения, он толкует в духе мотивационных движущих сил. Гизель находит в суждениях такое качество, как уверенность, через которую интеллект утверждает или отрицает связь между предметами. В плане мотивации исследуются убеждению, правдоподобность, вера. Мышление рассматривается как качество личности. Гизель выражает яркую тенденцию стиля барокко в психологии, когда усложняет и углубляет мотивационную структуру мышления компонентами чувств, воли, бессознательного. Он анализирует соотношение эмоции и воли как эффектов разумной души, раскрывает связь склонностей человека с индивидуальными проявлениями темпераментов. В своих произведениях ученый указывает на необходимость понимания внутреннего разума и свободы в человеческих поступках. Тогда воля становится независимым, что является важным условием перехода к этическим проблемам человеческого бытия.

ЯВОРСКИЙ С. И. (1658-1722 гг.). Родился в Яворове (ныне Львовская область), умер в Москве. Украинский и российский консервативный церковный деятель и публицист, просветитель, проповедник, педагог и философ. Детство прошло в городке Красиловка, недалеко от Нежина. Образование получил в Киево-Могилянской академии. С 1684 г. совершенствовал знания в иезуитских учебных заведениях Львова, Люблина, Познани и Вильнюса, для чего должен был принять католичество. В 1687 г. возвращается в Киев. Вновь принимает православие и становится профессором Киево-Могилянской академии; преподавал риторику, философию, психологию, поэтику и богословия. В 1689 г. подался в монахи. В 1700 г. царь Петр назначил Яворского пристальным наблюдателем - заместителем патриаршего престола в Москве.

Яворскому принадлежит одна из выдающихся разработок психологической системы академического сорта, которая придерживается Аристотелевої традиции. Это была психология, которую преподавали именно как систему психологических знаний не только в Европе, но и в арабском мире. Логическая схема психологической системы осталась в целом без изменений, но она охватывала все новые и новые наблюдения. Было обобщено большое количество фактов, которые возникали в практике общения, медицины, этнических традиций, - всех знаний, которые касались жизни человеческого тела и души. Учение Яворского о душе, как и других выдающихся ученых - представителей Киево-Могилянской коллегии, расширялся до пределов антропологии. Перед ним становились не только теоретические проблемы, но и ряд практических, что должны были давать советы, как целесообразно и морально вести себя в тех или иных обстоятельствах.

Согласно трех книг Аристотеля "О душе" Яворский строит свой психологический курс. Показывая традиционно установленную специфику каждого вида души, специфику форм жизнедеятельности, которые присущи растениям, животным, людям, Яворский прилагает больше усилий, чтобы раскрыть их подчиненность в едином человеческом существе. Он прежде всего указывает на взаимозависимость таких способностей, как движение в пространстве, желание. Движение как исходную способность было подчеркнуто, еще в древней анатомической психологии (Демокрит и др.). Желание как влечение к движению имеют такую же давнюю историю исследования. Единство души Яворский доказывает через идею функционального взаимодействия. Одна жизненная функция может способствовать или мешать другому. Напряженная действие интеллекта мешает пищеварению, чрезмерное чувствование приводит к разрушение интеллектуальной действия - признак того, что все эти способности происходят из одной души. Яворский осуществляет критическое осмысление теорий Аристотеля на почве научных достижений XVII ст. В традиционную структуру психологии вкладывается новое содержание.

Более весомым доказательством единства человеческой души, за Яворским, выступают генетические основания. Виды души - вегетативная, чувственная, умная - возникают как органы единой души, последовательно совершенствуются, специализирующихся для отправления различных действий. Одни из них появляются в детстве, другие - в юности или старости. У Яворского речь идет не о разных душах, а о своеобразные инструменты и средства природы, которым пользуется организм в своей жизнедеятельности. Природа идет от менее совершенных к более совершенным действий. Материя, из которой состоит человеческое существо, постепенно совершенствуется в своей организации и сначала осуществляет побуждение вегетативные, затем - чувственные, далее - умственные. Установив подразделения души на основе ее специфических способностей, Яворский ставит вопрос об идеальной или материальной природе этих душ.

Сделав принципиальное заявление о том, что душа рассудочная не зависит от материи, Яворский все же признает эмпирические факты зависимости духовных действий от телесных, от предметного мира, от которого душа принимает виды (ейдали) и от которых, в свою очередь, зависит процесс понимания. Пользование разумом зависит от телесных диспозиций (предрасположенностей), хоть и не прямо, а через действия воображения. Разум опирается на воображение, последняя зависит от тела.

Растительная и животная души определяются как материальные. Эти души делимы как части целого, зависят от материального бытия. Ничего нематериального не воспринимают, не образуют универсальных, абстрактных понятий. Воспринимают только то, что имеет цвет, вкус, другие материальные качества.

Если бы душа была делимая, одна часть ее грешила бы, другая - каялась; одна бы ненавидела другую. Душа находится во всем теле, и вместе с тем, она независима от тела. Отделенные части тела души не имеют. Эти мысли Яворский связывает с идеей локализации психических функций. Именно мозг имеет "диспозицию" (склонность) быть субстратом души.

Отражая ведущие тенденции в психологии XVII в., Яворский не только связывает все уровни души с телесными актами, но и акцентирует внимание на рефлекторном механизме этих актов.

Рефлекторное действие Яворский называет "необходимой чувственной действием", которая становится возможной целостностью нервной системы, мозгом. Целостность душевных проявлений он видит в ряде механизмов памяти, которые возникают в онтогенезе. Старея, животные меньше вспоминают вещи, о которых знали в молодости.

Для обоснования идеи бессмертия разумной души Яворский находит "этические" аргументы: праведник, который мучился на этом свете, должен иметь надежду на счастливую жизнь на том свете, где душа нечестивого ожидает муки.

То, что людям присущ врожденный тяга к вечной жизни, к бессмертию, имеет свои принципы в существовании специального атрибута разумной души - безсмерттия. Страх смерти, который переживают люди, имеет своим предметом не полное отрицание душевной жизни, а разрыв связей с теми или другими людьми - родными, друзьями, близкими. Страх смерти Яворский видит в незнании того, что человека ожидает по ту сторону этой жизни. Познавая себя, человек лишается этого страха, мудро и спокойно встречает смерть.

Позиция Яворского в решении психофизической проблемы все время остается двойной. То он доказывает независимость от тела разумной части человеческой души, то показывает многочисленное количество фактов психической жизни человека, которые направлены на доказательство неразрывного единства этой души. Природа души как жизненного начала - творческая. Она не была бы началом, если бы не хотела, не узнавала, не любила, не распределяла.

В своих психологических исследованиях Яворский исходит из положения о две противоположные стороны мотивации человеческого поведения и человеческого бытия в целом. Он называет их действиями іманенції и зависимости от внешних причин. Живому существу присущи имманентные действия, среда лишь стимулирует их. Другие черты іманенції в актах желания, познания Яворский связывает с божественной благістю. Познание выводится из интеллекта как его имманентное свойство.

Изложив идеи относительно души как начала жизни, подчеркнув противоположность имманентного и рефлекторного принципов действия, Яворский осуществляет периодизацию человеческой жизни. Он исходит из того, что определяет жизнь как центральную психологическую категорию. В связи с этим он рассуждает над проблемой отношения жизни и смерти. Переходя к решению конкретных проблем "психологии жизни", Яворский решает, прежде всего, вопрос о возрастном разделении жизни, приводит большое количество факторов, которые предопределяют, сохраняют и продлевают жизнь.

Изложив основные положения своей "психологии жизни", Яворский подробно останавливается на главных способностях души: вегетативной, відчуттєвій, двигательной, умственной и побажальній. Две последние он освобождает от зависимости телесных структур как субстрата, однако снова подробно останавливается на рефлекторном механизме, распространяя рефлекторный принцип объяснения всех уровней психологической жизни человека.

Яворский начинает с изложения теории рефлекторной дуги, переходит к теории рефлекторного кольца. Он поднимает рефлекторный принцип до уровня имманентного духа, показывает рефлекс как волевую действие, возлагает на рефлекторную основу психические явления: познавательные, эмоциональные, волевые. Рефлекс становится душевным, душа, положенная на рефлекторный принцип, побуждающий этим все жизненные акты.

При рассмотрении психических способностей Яворский устанавливает их внутренние связи: узнавание сочетает с стремлением, интеллект - с памятью. Он ищет связи, переходы между интеллектом, волей и чувством.

Яворский специально изучает интеллектуальную память, поднимая психологические проблемы до уровня гносеологічних и онтологических, а порой и теологических. Этот вид памяти он понимает как "акт разума", исходит из абсолютной полноты знаний, присущих божественному существу. Здесь у Яворского перекрещиваются две природы - души и Бога. Умственную способность души он наделяет свойствами бесплотного, неделимого, вечного бытия, которое преисполнено любви к Богу и поэтому осуществляет его познания.

Память есть нечто иное как развертывание божественных атрибутов через человеческую психику. Сам по себе Бог как всеохватывающая реальность памяти не имеет, ведь для него нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Он всегда во всем, охватывает все сразу.

Воля - высшая мыслительная способность. Воля проявляется в самоопределении личности, ее самостворенні, поэтому является актом свободным. От человека зависит, делать определенное дело или не делать.

Объектом воли у Яворского являются такие нравственные черты поведения человека, как честность, приверженность к добру или им противоположные черты - нечестность, зло. Воля, управляемая пристальным вниманием, имеет возможность более уверенно стремиться к добру и избегать зла. Яворский указывает на зависимость актов воли от познания.

Психология, что возникает в эту эпоху, отражает психику человека, объектом ее исследований и творчества являются различные аспекты деятельности человека. Все, что создано человеком, возвращается в систему ее психологических знаний. Однако в этих научных произведениях неполно воплощены идеальные мечты человека.