Культура
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Раздел V

СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Развитие этносов, их происхождения и становление - сегодня одна из ведущих тем в культурологической науке. Она есть базовой при изучении культурных процессов народа, народности, нации. Теория этноса методологически обосновывает научные поиски, исследования происхождения этнических процессов, их последствий для развития нации. Значение этой теории растет, как и ценность каждого человека, его жизнь в духовно-культурной среде общества.

Этнос - это культурно-духовная общность людей, которые связаны происхождением, языком, культурными достижениями, территорией проживания, а при определенных условиях и государственными образованиями.

Из этносов, проживающих на земном шара, состоит человечество. Каждый из этносов самоценный независимо от уровня развития: политического, экономического или культурного. Это естественный результат этногенеза.

Этногенез (от греч. ethnos - племя, народ и genesis - происхождение) - это совокупность социально-исторических и духовно-культурных процессов, формирующих этнос, предопределяют дальнейшее развитие диалектических изменений, которые происходят благодаря взаимодействия этнических сообществ. Эти процессы развиваются во времени и распространяются в просторные.

Этногенез - сложный и неоднозначно направленный процесс. История свидетельствует рождения, развития и исчезновения этносов. Этому предшествуют физическое уничтожение, искусственная или естественная ассимиляция другим этносом, зарождение новых этносов путем выделения базовых или слияния двух или более этносов, которые создают новый этнос, совершенно отличный от предыдущих.

Наряду с этническими различиями существуют расовые с унаследованными внешним признакам - цвет кожи, ярко выраженный физический тип и др. Выделяются три типа, которые отличаются наибольшей степени: негроїдний, европеоидный и монголоидный.

Человечество - это единый биологический вид, который сформировался в результате адаптации к различным условиям географической среды. Соответственно все расы были и являются создателями культурных ценностей. У каждой расы, народа, нации ценности имеют ярко выраженные особенности, что вполне естественно.

Довольно часто термин “этнос” сравнивается с понятиями “народ” и “нация”, но в основном народ как культурно-историческую общность следует рассматривать лишь на определенном этапе развития этногенеза. Термин “народ” может быть синонимом коренного этноса страны или распыленного по мира. Через постоянные миграционные процессы трудно найти народ, который бы постоянно проживал на аборигенной территории. Возможно, есть на земном шаре такие племена, но их вклад в общекультурное развитие Земли несущественный, поэтому эта проблема интересует преимущественно этнографов, изучающих реликтовые народы.

В научной практике народ - это все населения страны, поскольку он всегда составляется на основе нескольких этносов или, как правило, многих етнокомпактних групп, например бельгийский народ, швейцарский народ, американский народ, украинский народ, китайский народ и др. Все народы имеют схожую историческую судьбу, и те, кто с уважением относится ко всем субъектам государственного объединения, которое образует это группировки, живут мирно и дружно. Каждая территория - всегда полиэтническое образование; “чистых ” относительно этничности народов не существует. Все народы имеют определенные названия. Если в Старом свете названия часто происходят от названий территории - Дания, Венгрия, Финляндия, Украина и др., то в Новом мире названия народов не имеющих этнических корней, поскольку нет этнических канадцев, американцев, панамцев, аргентинцев и т.д.

Народ отличается от нации не количественными и качественными показателями, а уровнем сознания, обусловленной проблемами и заботами обустройства государственного устройства и объединения; только тогда он становится народом-нацией и в современной практике международных отношений понимается как такой, который имеет собственную государственность, суверенитет и является самодостаточным субъектом внешних отношений.

Сегодня все государства полиэтнические. Поэтому естественным становится постепенная ассимиляция, растворение малых этнических групп в коренном этносе. Это связано с динамикой экономического, политического жизни. Однако стоит отметить, что повсеместно повышается осознание сохранения ценностей этнической культуры малых народов как памяти каждого этноса о своей историю. В этой связи обострились проблемы самоопределения народов и их места в историческом развитии. Некоторые “ученые”, отыскивая “глубинные” корни происхождения своей нации, иногда забираются в такие дебри, из которых трудно выбраться даже “теоретикам”. Они ищут своеобразия культурного процесса и согласно культурного феномена народа, забывая о происхождении термина “своеобразное”: это всего-навсего “свое родное”, которое со временем стало своеобразным, то есть таким, что выделяет его среди других.

Культурологи и искусствоведы пытаются определить этнографизм как ведущую тезис связи с родной землей, видя в этом условие жизненности, целесообразности и красоты художественной деятельности, игнорируя постулат о том, что взаимообогащения культур выводит национальную культуру на высшие культурно-художественные уровне. Каждый из художников с любовью и нежностью вспоминает свою малую родину, которая дала путь в жизнь, а некоторым и в искусство, использует национальные элементы в своих произведениях, довольно часто выводит их на уровень знаковой системы, которая имеет тенденцию в их произведениях переходить к общечеловеческим символов. Это свойственно таким известным художникам, как Мариус Петипа, Айра Олдридж, Сара Бернар, Пабло Казальс, Мстислав Ростропович, Иосиф Бродский, Александр Архипенко, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Сальвадор дали, которые родились в одних местах, а всемирную славу обрели совсем в других. Можно считать, что этнографизм не всегда является обязательным условием жизненности, целесообразности и красоты в художественной деятельности незаурядной личности.

Этнографизм олицетворяет характерные особенности художественной или творческой деятельности народа, определяет в соответствии с условий, сложившихся в обществе, взгляды и представления о красивое, целесообразное для определенного народа. В основном эти факторы сочетаются, поэтому в художественном измерении это становится художественным, в бытовом - этическим, в духовном - священным (сакральным), а в целом - олицетворением народного, этнического, национального, то есть для конкретного народа становится родным и соответственно прекрасным.

Но это вовсе не означает, что наше своеобразное является единственным прекрасным в мире, поскольку психологические установки и ориентации формируются в детском возрасте и усваиваются подсознательно, некритично. Поэтому все окружающее воспринимается как единственно правильное, то есть как определенная уникальность. Заимствовано добровольно или благодаря силовому давлению со временем может стать также своеобразным (своим родным). Так, византийская архитектура в Киевской Руси в X в. встретила достаточно сильное сопротивление, а через 500-600 лет после этого и по сей день считается своеобразной украинской; так же и барокко, которое пришло в Украину из Европы, также со временем стало украинским, и таких примеров можно привести множество.

Производя свое, заимствуя что-то у соседей и аккумулируя его, народ постепенно формирует так называемую национальную традицию. Традиция - это, собственно, то, что передается в наследство будущим поколениям. На русском языке буквальный перевод с латинского traditio более точный: “предание”, на украинском же - “перевод” - более узкое.

Национальные особенности представлений о красоту тесно связаны с конкретными местными условиями, что ярко прослеживается на примере архитектуры. Традиционное жилье разных регионов максимально адаптировано к климатическим и природным условиям, а также видов деятельности. Кочевые племена и кочевые народы пользуются мобильным жильем: на Севере - это яранга с крутыми склонами стен - много снега, в Средней Азии - юрта с плоской кровлей - дождей и снега почти нет. В лесной местности жилье строили из дерева, в горной - из камня, а в степных регионах, где не было ни первого, ни второго, - из глиняных вальков. Строительный материал диктовал конструктивные особенности, форму, отделку. Традиции возведения жилья передавались из поколения в поколения, происходила их эстетизация; люди привыкали к своему жилью, и оно казалось им единственно красивым. Даже позже, когда увеличился арсенал строительных материалов и вместо глины и дерева начали использовать кирпич, в возведении сооружений продолжали сохраняться предварительно нароблені формы, поскольку они считались естественными, отвечали вкусам местного народа и определяли стиль определенной местности. Итак, художественное с самого начала сливалось с национальным, традиционным, народным, становилось выразителем этнического.

Одним из факторов определения национальной, этнической культуры являются традиции народного художественного творчества. Чем высший уровень развития и технізації общества, тем быстрее и безвозвратно исчезает из быта и обихода народное творчество. Сегодня в Европе, как и в развитой Америке, традиции народного художественного творчества практически исчезли. Этом способствовало развитие производства, полиграфических услуг, а особенно - средств массовой информации, в частности телевидение. Например, сейчас в Украине национальная народная традиция активно вытесняется западным образцам масскультуры низкого качества. Технологический процесс с украиной и русскоязычного переходит на англоязычный, что негативно сказывается на лексике как технической, так и творческой интеллигенции. Резко сократились тиражи украиноязычной литературы, на что обратили внимание и забили тревогу писатели, потому что для них это проблема творческой жизни или смерти, буквально физического существования и возможности реализоваться. Ведь сомнительно, что кто-то читать литературные произведения, кроме специалистов, на языке, которым не пользуется общество в государстве.

История свидетельствует: ни один язык не жила, не живет и не будет жить вечно. Сегодня в мире много мертвых языков, в частности древнегреческий, староіндійська, староеврейская, латинский, древнерусская и староукраинский. Ведь народы, которые пользовались в давние времена этими языками, ныне живущих и развиваются в новых исторических реалиях и соответствующем языковом эквиваленте.

До первой четверти XX в. определяющей тезис о том, что язык является ведущим звеном, которое объединяет народ. Однако сегодня научные исследования доказали, что язык является очень важным, но не решающей составляющей того, что делает нацию нацией, а народ - народом. Прежде всего это стереотип поведения, образа жизни, традиционно сложился с учетом особенностей ландшафта, среды, которые формируют и производят в процессе приспособления те неповторимые обычаи и психологический эквивалент, выделяют определенный народ среди других.

На развитие культурных процессов нации влияют также ино-культурные достояния. Определяя полноту культурного наследия народа, стоит обращать внимание на то, почему были вытеснены аборигенные достояние. Как пример рассмотрим территорию Украины. В Х-ХІ вв. теремну шатровую архитектуру вытеснила византийская, было уничтожено скульптуру; христианство запрещало народное музицирование, скомороство, танцы, хороводы, песни; в живописи поощрялся лишь візантієподібний направление. С принятием христианства в Киевской Руси была ликвидирована протодемократична система и введена жестко унифицированная авторитарная. Правда, некоторые ученые, даже такого высокого уровня, как академик Д. Лихачев, не хотели или не смогли увидеть пагубе, которую нанесло христианство славянской культуре.

Ведущим в теории этноса стало вопрос об этнической целостности на интеллектуальном, духовном и политическом уровнях. В определении места, роли и значение этнического в современном мире, выработке общечеловеческих ценностей, консолидации человечества как целостного феномена повысилась роль личностей и небольших групп.

Каждый этнос - явление уникальное и социально бесценно. Это социумы, которые объединяются вокруг идей положительного ряда. На таких стержневых идеях базируются ведущие линии развития этнокультурного процесса народов, наций. Часто эти идеи выводятся на высшие уровни и сакралізуються (от лат. sakrum - священное), то есть предметы, вещи, явления наделяются “священным” содержанием и подчиняются политическим и общественным институтам, догматизуються в социальной и научной мысли, вводятся как обязательный атрибут в культуру и искусство, религию. Символом в сакральном может выступать обычное для определенного времени явление или церемония, в результате которой жизненная коллизия приобретает “значимости”. Например, казнь Иисуса Христа двумя ворами на кресте для начала новой эры была обычным явлением для Римской империи, а со временем переросла в один из ведущих символов христианства. Наряду с теологическим определению сакрального и светские ученые посвятили его изучению много внимания. Так, Е. Дюркгейм выводил идею священного как диалектически-естественную основу человеческого бытия, общественное колективістську сущность, которая противостоит индивидуалистском, эгоистическом существованию.

Каждый период истории производит свои формы и методы сакрализации явлений - как природных, так и общественных. Чем выше уровень развития общества, тем больше разграничиваются понимания и восприятия сакрализации. В кризисных ситуациях всегда находятся люди, которые пытаются сакрализировать прошлое, в частности религиозные постулаты, и выдавать их как единственно правильные для всего общества. Это присуще также некоторым политическим партиям, которые сакралізують вчерашних вождей, творя из них святых.

XX в. поставило перед человечеством насущный задача - совместить прекрасное и хорошо так, чтобы идеал физического и нравственного олицетворял человека со всеми чертами гуманизма и доблести, чтобы она была

красивая душой и телом. Основная задача независимой Украины - создать условия для полного осуществление гражданами права на труд, достаточный жизненный уровень, образование. Сложные проблемы современности можно решить только через высокий уровень образованности, ведь она - тот рычаг, который двигает прогресс.