Культура
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Раздел IV

ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

 

На историческом пути человечества, а особенно с того времени, когда человек начал осознавать себя личностью, культура стала самодостаточным явлением. Она определила функциональное направления и начала выполнять действие, определенную законами диалектического процесса развития общества. Уже в древние времена, когда началось сознательное познание окружающей среды, человек стал утверждаться через специфику средств (технологий) деятельности, производя конечный продукт, то есть результат своей труда. Поведение сознательно мотивируется и регулируется не только биологическими, но и социальными интересами и требованиями, принятыми в этой среде, правилами, их нормируют. Это создавало “упорядоченные” коллективы, которые производили общепринятые ценности.

Производились символические определения явлений и понятий, сконструированные с целью фиксации и трансформации социально значимой информации, знаний, представлений, идей, опыта. Все это делало расширение производства воспроизводящему ведению продукта, распределения и потребления социальных благ. Культура как олицетворение процесса жизнедеятельности производила своеобразный комплекс (правила игры) коллективного сосуществования, определяла критерии оценивания тех или иных интеллектуальных действий, производила методы и методики передачи информации, что способствовало развитию общества.

Человечество хотя и было единственным биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Земная твердь осваивалась человеком неравномерно. Это объяснялось природными и климатическими условиями. Соответственно каждая группа развивалась изолированно, безотносительно друг друга как во времени, так и в пространстве. В соответствии цивилизационный процесс существенно различается у народов каждой исторической эпохи, а также каждого континента. Даже на одном континенте проживают разные по возрасту этнические сообщества, что существенно сказывается, в частности, на развитии культурного процесса. Поэтому культурные достижения имеют специфические особенности у народов различных регионов земли.

Культура, как и культурный процесс, - это постоянное самообновлению, выработки новых форм, средств удовлетворения интересов и потребностей людей в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации с учетом региональных особенностей (они всегда способны к саморазвитию, т.е. к усложнению организационных параметров всей системы).

До ХХ ст. культурно-художественный процесс развивался преимущественно на макроуровне без видимых взаимосвязей с общим развитием. Можно привести много ярких примеров: культура Греции и Рима не влияла на культуру американского континента, культура эпохи Возрождения развивалась без связей с культурами Дальнего Востока и др.

Культура как явление - это общее достояние коллективной жизнедеятельности людей, но непосредственными создателями художественных ценностей личности, ведь конечный продукт может создать лишь индивидуум, и только потом этот продукт становится достоянием человечества. Поэтому личность - та движущая сила, которая творит коллективный культурный процесс. Справедливо отмечал К. Станиславский относительно создания пьесы несколькими авторами: “Я не верю в коллективное творчество. Пьесу должен написать один автор”.

Когда человечество осознало культуру как систему ценностей, норм, традиций, как знаковую систему для закрепления и передача опыта коммуникации и регуляции поведения, она вышла на уровень самодостаточного явления. Начальные формы основаны на мифологии, магии и ритуальной обрядности. С совершенствованием общественных отношений усложнялся и культурный процесс. По К. Ясперсом, он органично связан и развивается по “осевым временем”, по Л. Гумилевым, на его развитие влияет активность (пассионарность) как отдельных личностей, так и этноса в целом. Ю. Бромлей утверждает, что культурный процесс развивается только благодаря структуризации общества как классового сообщества. Каждая из этих теорий имеет право на жизнь, но уместно вывести обобщающий тезис: культурный процесс развивается на протяжении исторического времени исходя из потребностей общества при наличии создателей, способных реализовать в художественных формах идею, выдвинутую обществом.

С развитием общественных отношений развивается и усложняется культурный процесс; в нем дифференцируется духовная и материальная культура, образуя специализированные формы, при этом каждая получает самодостаточный направление и имеет тенденцию выделения в отрасли, косвенно взаимосвязаны с обще-культурологическим развитием. Ведущими формами социокультурного процесса стали искусство (изобразительное, театр, архитектура, музыка, хореография), религия, философия, наука, литература, мораль, право, политическая идеология, на базе которых культурологическая мысль приобретает черты культурологических исследований с признаками систематизированных нормативных знаний. В результате накопления конкретных эмпирических наблюдений формируется система культурологических учений. Со временем они становятся профессиональным делом ученых каждого из обозначенных направлений. Ко второй половины XIX в. каждый из них развивался самостоятельно, без учета межпредметных взаимосвязей, и лишь в начале XX в. были сделаны попытки выработать обобщающие подходы к формированию научных основ культурологии, видение ее как целостного явления, вывести общее и отличное в обще-историческом и культурологическом развития отдельных народов, а также развития культурного процесса в целом.

Системные подходы в исследовании этой проблемы разработали Г. Спенсер, Л. Морган, Ч. Тейлор, Ф. Энгельс и их последователи. Они рассматривали исторический, социологический, этнографический, археологический, искусствоведческий и религиоведческий подходы и попытались вывести общие модели видение культурогенезу.

Во второй половине XX в. наблюдаются тенденции к выработке целостной модели. Так, определено, что культурогенез олицетворяет все виды деятельности, практические формирование технологий, приемов и навыков основных направлений в процессе разделения труда, выделение субъектов, специализирующихся в этих областях социальной практики. Все это аккумулирует опыт ценностных ориентаций, реализует достояние в самоорганизации, дает возможность создать в общих чертах целостный образ существования как отдельной сообщества, так и мира в целом. Таким образом, культурология становится наукой, которая формируется на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность и специфическую функцию человеческого бытия.

Культурологические науки группируются по трем номинациям: гуманитарно-культуроведческие, социально-культурологические, прикладные культурологические. Сейчас в системе культурологических наук выделились такие направления:

историко-культурологические исследования общего профиля;

• исследование религиоведческих факторов культуры;

• литературоведческие исследования истории культуры;

• история мифологии культуры;

• етнолінгвістичні исследования;

искусствоведение и эстетика, куда входят общая теория художественной культуры, социология художественной культуры, происхождения художественной культуры, культурология эстетических знаний и др.

Прикладная культурология почти не развивалась в XX в. Рассматривались лишь отдельные вопросы. В начале XX ст. постулювалися идеи массового просвещения, на них обращали внимание Л. Толстой, Леся Украинка, 1. Франко, но эти идеи не стали темами целенаправленных научных разработок; лишь после революции 1917 года под лозунгом “культурной революции” стали предприниматься попытки, и весьма успешные в реализации данного тезиса. Но, на сожалению, как в каждый послереволюционный период, было больше догматики, чем дела и в соответствии основательной теоретической базы.

Советская власть дала сплошную грамотность народам СССР, но не было разработано целостной модели культурологического обеспечения идеи государства, все заведения культуры и искусств работали, руководствуясь заідеологізованими схемами, ориентируясь на эмпирические чувства, а не на научные концептуально разработанные методики. После распада СССР и образования независимых государств каждая начала формировать свой культуротворческий процесс, вырабатывать направления, присущие этому народу, данной нации.

В Украине разрабатывается целостная научная концепция культурологии, которая предусматривает изучение культурных достижений за такими направлениями:

• теория культурного политики и деятельности культурных институтов;

• социокультурная прогнозирования, проектирования и регулирования;

• культурологізація образования в Украине;

• социализация культуры и культура социальной педагогики личности;

• охрана и приумножение культурного наследия;

• музейное дело и охрана памятников;

• краеведение.

Пока что культурология как наука находится на стадии становления; продолжаются поиски оптимальных путей для выработка методики и методологии, связей с гуманитарными циклами наук, подготовки специалистов, которые разрабатывают эти направления. Культурологические отделы созданы при научно-исследовательских институтах гуманитарного профиля НАН Украины, при ведущих университетах созданы кафедры теории и истории культуры; культурология введена как обязательный предмет во всех высших учебных заведениях. Выпущено первых культурологов в Киевском национальном университете культуры и искусств; создан совет по защиты диссертаций кандидата и доктора наук по специальности “Теория и история культуры”. Правда, пока что специалистов этого профиля очень мало.

Культурный процесс всегда тесно связан с конкретным народом, этносом, территорией и всегда имеет присущие только ему признаки. А вот выразительные средства тождественны у всех народов: это слово, движение, линия, скульптура, архитектура. Обладая ими, человек творит образ, в котором олицетворяет реальные события, мистические представления о мире, производит знаковую систему для фиксации ситуации или явления, выводя их на уровень символа, который воспринимается и читается современниками. Когда культурная традиция прерывается, эта информация становится “мертвой” для более поздних народов. Так, до сих пор еще не удалось прочитать письменные памятники этрусков, крито-микенской культуры и др. Фактически они есть, а практически нет. Ученые сегодня признают тезис о том, что труд сделал человека человеком, и она же в сознательной целеустремленности породила культурно-художественный процесс, который удовлетворял практические потребности людей. Так, рождение театра можно соотнести с ритуально-магическими действиями, которые выполнялись перед охотой и после него. Изображение зверя было своеобразным тотемом, вокруг которого розігрувалось соответствующее действо.

Первобытный человек имитировала в движениях характерные особенности животных или действий по их добыванию. Эти движения со временем усталювались, и родился своеобразный жанр - танец. Танцы сопровождались или ритмичными криками или ударами по предметам, позже пением. Ведущей темой в этих действах была работа, которая и определяла ритм музыки, задавала стихотворный размер сопровождения. Это были первые признаки поэзии, непосредственную связь труда с искусством. Некоторое время определяющим был ритм движения; роль слова была второстепенной, оно было лишь аккомпанирующим элементом, помогало держать ритмический строй.

Знаковая система обусловила потребность в изображении предмета, передаче его символа следующим поколениям. Так зародились тотемизм и изобразительное искусство. Изготавливая тотем, то есть максимально похоже изображение зверя, на которого охотились, люди вырабатывали наблюдательность, а также навыки и умения отражать его подобие. В психологическом состоянии человека утверждалась идея о том, что тотем олицетворяет зверя. Побеждая его, она впитывает силу побежденного и становится с ним единым целым. Отсюда идут истоки представление о том, что родовая группа или племя - это порождение ли прямые наследники того или иного зверя. На этом формировались ритуально-магические, легендарные и мифологические сюжеты.

Так создалась мифологическая система. Миф создал предпосылки перехода от магических “реалий” к искусству. На базе мифологических представлений о мире формируется магия как удвоение реальности путем “создание ” материально фиксированной подобия мысли и попытки “решить” практические задачи манипулирования этой подобию. Но человек достаточно осторожно пользовалась этими средствами, которые всегда активизируются в критические моменты и преимущественно оказывают негативное влияние.

На базе мифологических представлений и магических действий выработалась ритуальная система; каноническое видение мифа подкрепляется авторитетом героев, традициями и утверждается в сознании через ритуально-магическое действо. В информативном, культурном и эстетическом аспектах миф содержательнее и богаче от ритуала, поскольку формирует мышление, что становится шагом к освоению мира, обусловливает попытку его осмысления. Миф стал идеологией обобщения видение мира, а для искусства - зародышем, на котором выросли религии и донаукові представление о природе и обществе. Миф стал базой для рождения литературы. Можно выделить три основных этапа этого процесса:

• магические рассказы, заклинания, направленные на “практическое влияние” на реальность;

• доклад, рассказ с зародышами художественности, лишена ритуально-магической функции;

• сказка как художественное произведение.

Жанровое разнообразие литературы и искусства мало подобную модель в своем развитии - от магического “практицизма ” до художественного обобщения, которое представляло общечеловеческую практику. Предпосылки эстетического относительно восприятия мира прежде всего базировались:

• на работе, благодаря которой выработался синтез производственного процесса и ритуально-магических действий;

• на досуге - вивільнявся время благодаря успехам в хозяйственной деятельности, что позволило человеку уделять больше внимания творчеству;

• на уровне определенного материального обеспечения, поскольку он давал возможность подняться от узко утилитарного восприятия мира к эстетическому.

Ритуально-художественная деятельность требовала от человека определенного умения и времени. Но на начальных этапах развития общества она была непрофессиональной, ее выполняли некоторые члены группы или племени в свободное время, и лишь с усложнением социальных отношений в культурно-художественной сфере началась профессионализация.

История не позаботилась максимально полным сохранением всего, что выработало человечество. Поэтому при изучении, в частности, культурно-художественного процесса возникают определенные трудности из-за того, что отсутствует последовательная фиксация развития и трансформации искусств, поскольку цивилизации и их достижения рождались и прекращали существовать в разное время на разных территориях, часто не были взаимосвязаны. В течение веков художник был безличным, его произведение становилось отражением времени и общества. До сих пор неизвестно много авторов произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства и дают возможность понять многовариантные подходы к отображению жизни. Таким образом, искусство олицетворяет целостность видения сознания человека, его представлений о мире и окружающую среду. На уровне научных обобщений можно вывести общие для разных народов черты:

• художественный текст, созданный автором, рождается при повторении в общении с читателем, зрителем, слушателем - каждый раз возникает снова”;

• “многомерность” рождения искусства объясняется тем, поскольку он на каждом этапе исторического развития прочитывается с учетом особенностей определенного периода;

• каждый географический регион рождает и формирует присущие только ему виды искусств и типы художественной деятельности;

• мифологически-ритуальные обрядовые культурные системы каждого региона имеют определенные особенности, от магических с течением времени перерастают в художественные, иногда приобретают статус общечеловеческих эстетических достижений и мировых художественных ценностей;

• рождение образного мышления не заканчивается первичным процессом рождения искусства, это только его первая стадия развития - фольклор, мифология, которая дает толчок развитию высших уровней искусств (литературы, архитектуры, скульптуры, живописи и т. п.);

• виды искусства возникают лишь с учетом возможностей, которые дает исторический процесс развития для их технической реализации (например, фотография, кино, телевидение - продукт XX в.);

• как ребенок, что является лишь кандидатом на будущую личность, так и каждый вид искусства проходит много этапов развития и становления во времени и пространстве, набирает самодостаточной природы и формирует закономерности.

Достижения культурно-художественного процесса обогащают человечество. История нашей цивилизации насчитывает 10-20 тыс. лет, и за это время, по словам В. Вернадского, произвела научную мысль, создала в биосфере геологическую силу, которая определяет новый для земного шара эволюционное состояние - ноосферу. Крупнейшими достижениями нашей цивилизации и наиболее значимые изобретениями, которые существенно повлияли на ход развития истории, есть такие: изобретение колеса и гончарного круга; освоение металлов; изобретение книгопечатания; передача информации во времени и пространстве (радио, телевидение). На базе этих четырех определяющих изобретений и развивались развиваются история и культуротворчі процессы человечества.