Раздел
1.
СУТЬ
ФИНАНСОВ, ИХ ФУНКЦИИ И РОЛЬ
1.5. Назначение и роль финансов
Финансы, как никакая другая экономическая
категория (цена, кредит, заработная плата и др.) дают возможность приспособить (трансформировать)
потребности производства к нуждам потребления. Без финансов невозможно обеспечивать
индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе,
регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, вводить
научно-технические достижения, стимулировать инвестиционную деятельность и удовлетворять
разнообразные общественные потребности.
Возникновение финансовых отношений, как и
их отмирание, являются объективными процессами, которые не связаны с деятельностью государства.
Государство может лишь влиять на .розвиток финансовых отношений: вводить или
отменять конкретные виды платежей, изменять формы использования финансовых
ресурсов и т. п.
В повседневной хозяйственной
деятельности важна не сама по себе категория финансов, а конкретные формы проявления
финансовых отношений, виды которых устанавливаются государством. Определяя
организационные формы проявления категории финансы, государство использует последние как
активный инструмент управления экономикой.
Как экономический инструмент
хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное
производство. Количественное влияние характеризуется объемом и предложением мобилизованных,
распределенных и использованных финансовых ресурсов.
Качественный влияние оказывается в
интересах участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых
отношений (каким образом формируются финансовые ресурсы, в каких формах и на каких
условиях происходит их движение и использование). Именно за качественное влияние
происходит превращение финансов в экономический стимул развития общественного
производства.
Возможно выделить три главных направления
финансового воздействия на процессы общественного развития:
1) финансовое обеспечение потребностей
расширенного воспроизводства;
2) финансовое регулирование экономических
и социальных процессов;
3) финансовое стимулирование.
Финансовое обеспечение
воспроизводственного процесса - это покрытие затрат за счет финансовых ресурсов,
аккумулированных субъектами хозяйствования и государством.
В условиях экономической и финансовой
самостоятельности субъекты хозяйствования формируют источники расширенного воспроизводства
за счет собственных финансовых ресурсов, привлеченных на акционерной основе или на
долевых началах денежных средств других предприятий, использования банковских
кредитов, бюджетных ассигнований и др. Дополнительными источниками финансового
обеспечения могут быть средства, мобилизованные на рынке ценных бумаг, иностранные
инвестиции.
Финансовое обеспечение расширенного
воспроизведение может осуществляться в следующих формах:
- бюджетное финансирование как предоставление
средств из бюджета на безвозвратных началах;
- кредитование - это предоставление средств
на принципах возвратности, платности, срочности и обеспеченности;
- самофинансирование предусматривает
возмещение расходов субъектов хозяйствования по основной деятельности и ее
развития за счет собственных источников. Принцип самофинансирования допускает привлечение
кредитных ресурсов;
- аренда (лизинг) - это передача
имущества в пользование за определенную плату и на определенный срок;
- инвестирование - процесс вложения
денег в те или иные объекты с расчетом на увеличение их стоимости, а также
получения дополнительного дохода.
Финансовое регулирование экономических и
социальных процессов происходит прежде всего через перераспределение части доходов
предприятий и организаций, а также населения и перечисления этих средств в бюджеты
и государству целевые фонды для удовлетворения государственных нужд.
Есть много интересных примеров
государственного регулирования экономики через систему налогообложения. Так, в Швеции в
годы подъема взимался особый налог на инвестиции с целью сдерживания
их рост, в периоды экономических спадов он снижался или отменялся для
поощрения поступлений капиталов. В этой стране применялась также система
инвестиционных резервов: монополиям разрешалось до 40 % коммерческих доходов
откладывать в инвестиционные резервы, которые не подлежали налогообложению. В периоды
спадов эти резервы привлекались для расширения капиталовложений. Чтобы ускорить
концентрацию капитала в США в процессе слияния компаний, новообразованная компания
освобождалась от налогов в течение года, если хотя бы одна из объединенных компаний
была убыточной. Во Франции для компаний, которые слились или реорганизовались, предоставлялось
отсрочка на уплату налогов, некоторые виды акций освобождались от
налогообложения. В свое время во многих странах широкое развитие получила система
протекционизма - за установления высоких таможенных пошлин на импорт государства
поддерживали высокие цены на внутреннем рынке, развивался демпинг как один из
средств экономической борьбы за передел рынков.
Конкретными формами осуществления
распределения и перераспределения созданной стоимости являются финансовые рычаги, к которым
относят налоги, обязательные сборы, нормы амортизационных отчислений, нормы
расходования средств в бюджетных учреждениях, арендную плату, процент за кредит,
дотации, субсидии, субвенции, штрафы, пеню, премии и др. Особенностью
финансовых рычагов является то, что они основываются на учете экономических
интересов государства, предприятий, организаций, населения.
В составе финансовых стимулов
развития производства и повышения его эффективности можно выделить:
- бюджетные стимулы;
- эффективное инвестирование финансовых
ресурсов;
- финансовые льготы и санкции.
По образному выражению Нобелевского
лауреата В. Леонтьева, чтобы народнохозяйственный корабль набрал скорость и не
сбился с курса, нужны паруса частного предпринимательства и штурвал
общенациональной экономической стратегии. Не случайно в странах с развитой
рыночной экономикой государственное финансовое регулирование широко используется в
хозяйственной практике.