Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Раздел 1.

СУТЬ ФИНАНСОВ, ИХ ФУНКЦИИ И РОЛЬ

 

1.5. Назначение и роль финансов

 

Финансы, как никакая другая экономическая категория (цена, кредит, заработная плата и др.) дают возможность приспособить (трансформировать) потребности производства к нуждам потребления. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, вводить научно-технические достижения, стимулировать инвестиционную деятельность и удовлетворять разнообразные общественные потребности.

Возникновение финансовых отношений, как и их отмирание, являются объективными процессами, которые не связаны с деятельностью государства. Государство может лишь влиять на .розвиток финансовых отношений: вводить или отменять конкретные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. п.

В повседневной хозяйственной деятельности важна не сама по себе категория финансов, а конкретные формы проявления финансовых отношений, виды которых устанавливаются государством. Определяя организационные формы проявления категории финансы, государство использует последние как активный инструмент управления экономикой.

Как экономический инструмент хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное производство. Количественное влияние характеризуется объемом и предложением мобилизованных, распределенных и использованных финансовых ресурсов.

Качественный влияние оказывается в интересах участников воспроизводственного процесса через формы организации финансовых отношений (каким образом формируются финансовые ресурсы, в каких формах и на каких условиях происходит их движение и использование). Именно за качественное влияние происходит превращение финансов в экономический стимул развития общественного производства.

Возможно выделить три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития:

1) финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства;

2) финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

3) финансовое стимулирование.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покрытие затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулированных субъектами хозяйствования и государством.

В условиях экономической и финансовой самостоятельности субъекты хозяйствования формируют источники расширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов, привлеченных на акционерной основе или на долевых началах денежных средств других предприятий, использования банковских кредитов, бюджетных ассигнований и др. Дополнительными источниками финансового обеспечения могут быть средства, мобилизованные на рынке ценных бумаг, иностранные инвестиции.

Финансовое обеспечение расширенного воспроизведение может осуществляться в следующих формах:

- бюджетное финансирование как предоставление средств из бюджета на безвозвратных началах;

- кредитование - это предоставление средств на принципах возвратности, платности, срочности и обеспеченности;

- самофинансирование предусматривает возмещение расходов субъектов хозяйствования по основной деятельности и ее развития за счет собственных источников. Принцип самофинансирования допускает привлечение кредитных ресурсов;

- аренда (лизинг) - это передача имущества в пользование за определенную плату и на определенный срок;

- инвестирование - процесс вложения денег в те или иные объекты с расчетом на увеличение их стоимости, а также получения дополнительного дохода.

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов происходит прежде всего через перераспределение части доходов предприятий и организаций, а также населения и перечисления этих средств в бюджеты и государству целевые фонды для удовлетворения государственных нужд.

Есть много интересных примеров государственного регулирования экономики через систему налогообложения. Так, в Швеции в годы подъема взимался особый налог на инвестиции с целью сдерживания их рост, в периоды экономических спадов он снижался или отменялся для поощрения поступлений капиталов. В этой стране применялась также система инвестиционных резервов: монополиям разрешалось до 40 % коммерческих доходов откладывать в инвестиционные резервы, которые не подлежали налогообложению. В периоды спадов эти резервы привлекались для расширения капиталовложений. Чтобы ускорить концентрацию капитала в США в процессе слияния компаний, новообразованная компания освобождалась от налогов в течение года, если хотя бы одна из объединенных компаний была убыточной. Во Франции для компаний, которые слились или реорганизовались, предоставлялось отсрочка на уплату налогов, некоторые виды акций освобождались от налогообложения. В свое время во многих странах широкое развитие получила система протекционизма - за установления высоких таможенных пошлин на импорт государства поддерживали высокие цены на внутреннем рынке, развивался демпинг как один из средств экономической борьбы за передел рынков.

Конкретными формами осуществления распределения и перераспределения созданной стоимости являются финансовые рычаги, к которым относят налоги, обязательные сборы, нормы амортизационных отчислений, нормы расходования средств в бюджетных учреждениях, арендную плату, процент за кредит, дотации, субсидии, субвенции, штрафы, пеню, премии и др. Особенностью финансовых рычагов является то, что они основываются на учете экономических интересов государства, предприятий, организаций, населения.

В составе финансовых стимулов развития производства и повышения его эффективности можно выделить:

- бюджетные стимулы;

- эффективное инвестирование финансовых ресурсов;

- финансовые льготы и санкции.

По образному выражению Нобелевского лауреата В. Леонтьева, чтобы народнохозяйственный корабль набрал скорость и не сбился с курса, нужны паруса частного предпринимательства и штурвал общенациональной экономической стратегии. Не случайно в странах с развитой рыночной экономикой государственное финансовое регулирование широко используется в хозяйственной практике.