Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Раздел 1.

СУТЬ ФИНАНСОВ, ИХ ФУНКЦИИ И РОЛЬ

 

1.4. Функции финансов

 

Проявление сущности финансов в реальной практической деятельности рассматривается через характеристику функций, которые присущие данной категории.

Изучая функции финансов, необходимо осознать, что функции всегда производные от сущности, которую они выражают, и показывают как, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. Поскольку специфическое общественное назначение финансов - обеспечить распределение и перераспределение стоимости валового внутреннего продукта, выраженной в денежной форме, между разными субъектами хозяйствования и направлениями целевого использования, сущность финансов проявляется прежде всего через распределительную функцию. Финансы с помощью распределительной функции обслуживают разные этапы распределения (первичное распределение и перераспределение стоимости общественного продукта), различные сферы общественной жизни - сферу материального производства, сферу обмена и потребления. Финансовом распределения присущи различные виды распределения: внутрихозяйственное, внутриотраслевой, межотраслевой, міжтериторіальний.

Объектами действия распределительной функции финансов является стоимость валового внутреннего продукта, а также часть национального богатства, которая вступает в денежной форме (в случае перераспределения ранее накопленного производственного потенциала, покрытие убытков от стихийных бедствий).

Субъектами при финансовом метода распределения являются юридические и физические лица, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения, а также государство.

Распределительная функция финансов реализуется в процессе первичного распределения и перераспределения стоимости ВВП.

Первичное распределение - это распределение добавленной стоимости и формирования первичных доходов субъектов, участвующих в создании ВВП. Первичными доходами на этой стадии являются: у физических лиц - заработная плата, у юридических лиц - прибыль, у государства - прибыль государственного сектора, что централизуется в бюджете, поступления от государственных услуг, ресурсов, угодий, а также косвенные налоги.

Перераспределение заключается в создании и использовании централизованных фондов. По уровню централизации они делятся на общегосударственные, региональные, ведомственные и корпоративные. Общегосударственные включают государственный бюджет и государственные фонды целевого назначения, региональные - местные бюджеты и внебюджетные фонды органов местного самоуправления. Ведомственные - это фонды, которые создают министерства и ведомства. Корпоративные фонды предусматривают централизацию части доходов структурных подразделений в корпоративных объединений.

Ведущую роль в перераспределительном процессе играет государство. В процессе перераспределения на общегосударственном уровне можно выделить отдельные стадии перераспределения. Сначала происходит мобилизация и формирование общегосударственных фондов (государственного бюджета и целевых общегосударственных внебюджетных фондов), затем стадия использования этих фондов - направление средств на развитие приоритетных отраслей народного хозяйства, социально-культурные мероприятия, управление, оборону, выплату пенсий и т.д. Отсюда возникают отношения вторичного перераспределения.

Конечным результатом перераспределительного цикла является то, что одна часть перераспределенных денежных ресурсов через механизм бюджетного финансирования вновь переходит в сферу материального производства, чтобы начать новый цикл первичного распределения с последующим перераспределением, другая часть перераспределенных денежных ресурсов переходит в сферу потребления (образование, здравоохранение, культура, оборона, госуправления и т.п.).

Таким образом, принимая активное участие в распределении и перераспределении вновь созданной стоимости финансы способствуют трансформации пропорций, возникших во время ее первичного распределения, в пропорции конечного использование.

Наряду с распределительной финансы выполняют контрольную функцию, сущность которой проявляется в контроле за распределением ВВП между соответствующими денежными фондами и каналами распределения и их целевым использованием.

Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов, которое происходит в фондовой и нефондовій формах. Через количественное выражение финансовых ресурсов финансы способны количественно отображать стоимостные пропорции, которые формируются в обществе, и контролировать их. Именно благодаря контрольной функции финансов общество контролирует полноту и своевременность обеспечения финансовыми ресурсами различных субъектов хозяйствования, включая государство, экономное и эффективное использование средств. Главной контролирующей пропорцией является соотношение между фондами накопления и потребления.

Контрольная функция действует не изолированно, она тесно связана с распределительной. В практической деятельности контрольная функция проявляется в финансовом контроле.

Некоторые экономисты утверждают, что финансам присущи и другие функции: оперативная, регулирующая, стимулирующая, перераспределительная, воспроизводственная, формирование денежных фондов,

использование денежных фондов, стабилизационная функция, а также производственная.

Не умаляя значения таких подходов, можно утверждать, что финансы государства играют важную роль в расширенном воспроизводстве именно благодаря распределительной функции.

Финансы, порожденные распределительным процессом, то есть экономическими отношениями, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта, используются на всех стадиях его движения: производства, распределения, обмена и потребления.