Раздел
1.
СУТЬ
ФИНАНСОВ, ИХ ФУНКЦИИ И РОЛЬ
1.4. Функции финансов
Проявление сущности финансов в реальной
практической деятельности рассматривается через характеристику функций, которые
присущие данной категории.
Изучая функции финансов, необходимо
осознать, что функции всегда производные от сущности, которую они выражают, и
показывают как, каким образом реализуется общественное назначение данной
экономической категории. Поскольку специфическое общественное назначение финансов -
обеспечить распределение и перераспределение стоимости валового внутреннего продукта,
выраженной в денежной форме, между разными субъектами хозяйствования и направлениями
целевого использования, сущность финансов проявляется прежде всего через
распределительную функцию. Финансы с помощью распределительной функции обслуживают
разные этапы распределения (первичное распределение и перераспределение стоимости общественного
продукта), различные сферы общественной жизни - сферу материального производства,
сферу обмена и потребления. Финансовом распределения присущи различные виды
распределения: внутрихозяйственное, внутриотраслевой, межотраслевой,
міжтериторіальний.
Объектами действия распределительной функции
финансов является стоимость валового внутреннего продукта, а также часть национального
богатства, которая вступает в денежной форме (в случае перераспределения ранее накопленного
производственного потенциала, покрытие убытков от стихийных бедствий).
Субъектами при финансовом метода
распределения являются юридические и физические лица, в распоряжении которых формируются фонды
целевого назначения, а также государство.
Распределительная функция финансов
реализуется в процессе первичного распределения и перераспределения стоимости ВВП.
Первичное распределение - это распределение
добавленной стоимости и формирования первичных доходов субъектов, участвующих в
создании ВВП. Первичными доходами на этой стадии являются: у физических лиц - заработная
плата, у юридических лиц - прибыль, у государства - прибыль государственного сектора, что
централизуется в бюджете, поступления от государственных услуг, ресурсов, угодий, а
также косвенные налоги.
Перераспределение заключается в создании и
использовании централизованных фондов. По уровню централизации они делятся
на общегосударственные, региональные, ведомственные и корпоративные. Общегосударственные
включают государственный бюджет и государственные фонды целевого назначения, региональные
- местные бюджеты и внебюджетные фонды органов местного самоуправления.
Ведомственные - это фонды, которые создают министерства и ведомства. Корпоративные фонды
предусматривают централизацию части доходов структурных подразделений в
корпоративных объединений.
Ведущую роль в перераспределительном
процессе играет государство. В процессе перераспределения на общегосударственном уровне
можно выделить отдельные стадии перераспределения. Сначала происходит мобилизация и
формирование общегосударственных фондов (государственного бюджета и целевых
общегосударственных внебюджетных фондов), затем стадия использования этих фондов -
направление средств на развитие приоритетных отраслей народного хозяйства,
социально-культурные мероприятия, управление, оборону, выплату пенсий и т.д. Отсюда
возникают отношения вторичного перераспределения.
Конечным результатом
перераспределительного цикла является то, что одна часть перераспределенных денежных
ресурсов через механизм бюджетного финансирования вновь переходит в сферу
материального производства, чтобы начать новый цикл первичного распределения с
последующим перераспределением, другая часть перераспределенных денежных ресурсов
переходит в сферу потребления (образование, здравоохранение, культура, оборона,
госуправления и т.п.).
Таким образом, принимая активное участие в
распределении и перераспределении вновь созданной стоимости финансы способствуют трансформации
пропорций, возникших во время ее первичного распределения, в пропорции конечного
использование.
Наряду с распределительной финансы
выполняют контрольную функцию, сущность которой проявляется в контроле за
распределением ВВП между соответствующими денежными фондами и каналами распределения и их
целевым использованием.
Основу контрольной функции финансов
составляет движение финансовых ресурсов, которое происходит в фондовой и нефондовій
формах. Через количественное выражение финансовых ресурсов финансы способны количественно
отображать стоимостные пропорции, которые формируются в обществе, и контролировать их.
Именно благодаря контрольной функции финансов общество контролирует полноту и
своевременность обеспечения финансовыми ресурсами различных субъектов
хозяйствования, включая государство, экономное и эффективное использование средств.
Главной контролирующей пропорцией является соотношение между фондами накопления и
потребления.
Контрольная функция действует не
изолированно, она тесно связана с распределительной. В практической деятельности
контрольная функция проявляется в финансовом контроле.
Некоторые экономисты утверждают, что
финансам присущи и другие функции: оперативная, регулирующая, стимулирующая,
перераспределительная, воспроизводственная, формирование денежных фондов,
использование
денежных фондов, стабилизационная функция, а также производственная.
Не умаляя значения таких
подходов, можно утверждать, что финансы государства играют важную роль в
расширенном воспроизводстве именно благодаря распределительной функции.
Финансы, порожденные распределительным
процессом, то есть экономическими отношениями, связанные с распределением и
перераспределением стоимости общественного продукта, используются на всех стадиях
его движения: производства, распределения, обмена и потребления.