Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Раздел 2. Предмет и метод бухгалтерского учета

 

2.2. Метод бухгалтерского учета

 

Для изучения состояния и использования имеющихся на предприятии хозяйственных средств, источников их формирования и хозяйственных процессов в бухгалтерском учете применяются различные способы.

Совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечивается сплошное, взаимосвязанное и объективное отображение объектов учета в системе бухгалтерского учета, представляет собой метод бухгалтерского учета, который состоит из четырех пар элементов, в частности таких как:

1) документация и инвентаризация;

2) оценка и калькуляция;

3) счета и двойная запись;

4) баланс и отчетность.

Документация представляет собой способ сплошного и непрерывного отражения объектов бухгалтерского учета (хозяйственных средств, источников образования хозяйственных средств, а также хозяйственных процессов) путем использования бухгалтерских документов. Надо отметить, что бухгалтерский документ является письменным свидетельством факта осуществления хозяйственной операции, что в свою очередь придает юридической силы полученным учетным данным. Носители бухгалтерской информации могут быть как бумажные, так и магнитные (магнитные ленты, дискеты и др.).

Инвентаризация (от латинского иnventarium - то есть опись имущества) представляет собой описание фактического наличия хозяйственных средств путем обмера, взвешивания и количественного подсчета. Результаты проведенных инвентаризаций обязательно оформляют документально, что придает юридической силы полученным данным, и в дальнейшем сопоставляют с данными бухгалтерского учета Целью проведения инвентаризаций является установление отклонений учетных данных от фактического наличия хозяйственных средств, что может быть вызвано ошибками в учете, природными потерями или порчей материальных ценностей, злоупотребления материально ответственных лиц и т.д.

В результате деятельности предприятия происходят сдвиги в структуре хозяйственных средств, вызванных различными хозяйственными процессами. Работа субъекта хозяйствования находит отражение как в натуральных, так и трудовых измерителях. Одним из главных способов метода бухгалтерского учета является оценка, которая используется для обобщенного отражения имеющихся хозяйственных средств и осуществляемых хозяйственных процессов в едином денежном выражении, является универсальным для осуществление разного рода сравнений и анализа.

Надо отметить, что финансовая отчетность предприятий и организаций показывается только в денежном выражении, даже наличная иностранная валюта тоже находит оценку в балансе в национальной денежной единицы, которая определяется по курсу Национального банка Украины.

Калькуляция представляет собой способ накопление затрат с целью определения себестоимости продукции, работ и услуг как в целом по предприятию, так и по его подразделениям в частности. Калькуляция является базой для определения цен на продукцию, работы или услуги субъекта хозяйствования.

Для отражения наличия и изменений, которые происходят в структуре хозяйственных средств и источников их образования, отражения хозяйственных процессов и результатов их осуществления в бухгалтерском учете используют бухгалтерские счета.

Следовательно, счета бухгалтерского учета способ текущей группировки и обобщения в процессе работы предприятия экономически однородных объектов учета, которые оформлены соответствующими документами.

Документы являются основанием для записей по счетах, которые открываются на каждый объект бухгалтерского учета в частности. Как итог, информация, которая собирается на счетах, детально характеризует изменения, которые произошли с отдельными объектами бухгалтерского учета.

Деятельность каждого предприятия сопровождается изменениями, которые происходят в структуре хозяйственных средств и источников их образования. Особенностью является то, что такие изменения находят отражение: двух видах хозяйственных средств; на двух видах источников хозяйственных средств; на одном виде средств и одном виде источников одновременно. Такое отображение имеет название двойной записи. Двойная запись - это принцип отражения хозяйственных операций на двух бухгалтерских счетах в одной и той же сумме, что предопределяет равенство изменений, которые на них происходят.

Примером двойной записи может стать покупка основных средств за счет денежных средств. Как следствие на счета основных средств произойдет увеличение, а на счете денежных средств уменьшение одновременно на одну и ту же сумму. Также примером двойной записи может стать увеличение уставного капитала предприятия за счет полученного прибыли. В этой ситуации так же произойдет увеличение по счету уставного капитала и уменьшение по счету прибылей одновременно на одну и ту же сумму.

Баланс представляет собой способ обобщенного группировка и отражение хозяйственных средств и источников их образования в денежной оценке на определенную дату. Особенностью бухгалтерского баланса является равенство между общей стоимостью хозяйственных средств и источниками их образования. Надо отметить, что такое равенство фактически сохраняется после совершения любой хозяйственной операции.

Для контроля выполнения утверждении планов и задач, достижения определенных экономических параметров деятельности предприятия, после окончания определенного учетного периода (месяц, квартал, полугодие, девять месяцев или год) кроме балансов используют также и другие формы отчетности: “Отчет о финансовых результатах” (форма №2), “Отчет о движении денежных средств” (форма №3), “Отчет о собственном капитале” (форма №4).

Отчетность - это определенная система утвержденных Министерством финансов Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины отчетных форм, в которых находят отражение совокупность взаимосвязанных показателей, которые отражают результаты работы субъектов хозяйственной деятельности за определенный период и представляют собой завершающий этап бухгалтерского учета.

Надо заметить, что составляющие метода бухгалтерского учета тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга и только в комплексной взаимодействия позволяют в полном объеме отразить все элементы предмета бухгалтерского учета.