Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Региональная экономика

Глава I

 

ПОНЯТИЯ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

1. Экономика переходного периода

Экономика переходного периода как наука изучает экономические отношения и закономерности становления воспроизводственных процессов производства, эффективность основных направлений развития производительных сил и обеспечения жизнедеятельности общества в условиях перехода к полноценным конкурентных рыночных отношений. Ее задачей является: четкое определение взаимосвязей между производством и потребностями социально-экономического развития государства; рекомендации относительно текущих и перспективных направлений структурной перестройки хозяйства; прогнозирование развития производства и его воспроизводственных процессов на основе внедрение новых технологий, инвестирования в новое оборудование и технику для производства конкурентоспособной продукции, предоставление взвешенных предложений по развития производительных сил как в государстве, так и в отдельных ее регионах; моделирование единой территориально-отраслевой системы производственных, финансово-кредитных, ценовых, природных и других факторов, направленных на стабилизацию и рост производственных и социально-культурных процессов развития страны; разработка основных требований к приватизации, инвестирования и ведения хозяйственной деятельности государства; обоснование положений по совершенствованию системы прогнозирования, программирования перспектив развития производительных сил, проектов капитального строительства производственной сферы и технического переоборудования производства; разработка финансово-кредитных и прежде всего налоговых и бюджетных рычагов стимулирования производственных процессов т.д.

Глубокий и всесторонний анализ нашей собственной экономической эволюции эпохи независимости и опыта других так называемых транзитивных стран свидетельствует, что успех достигается лишь при условии органического сочетание парадигмально-теоретических моделей и концепций с широким арсеналом практически-политических мероприятий решения важных экономических задач.

Сейчас вызревают необходимые предпосылки, которые дают шанс политикам и чиновникам осуществить перелом в переходе от уверенного спада и стагнации производства до его оживления и постепенного рост. Для этого, на наш взгляд, следует в синхронном режиме задействовать основные экономико - организационные блоки, которые формируют рост производства и благосостояние народа.

Экономический рост и благосостояние требуют политического улучшения инновационной деятельности.

Инновации - явление, в, котором достижения науки и техники тесно переплетаются с развитием экономики, характеризуя единство в отражении организационных процессов. Основными особенностями инновационных процессов является цикличность, постоянная реализация нововведений, а также большой риск. Отдача от направленного в инновационный процесс капитала может быть очень низкого уровня.

Инновационная деятельность должна пройти ряд этапов: исследование, разработку, подготовку производства и производство и сбыт. Наряду с этими процессами должна существовать четкая информация о данные этапы. Прохождение указанных этапов должно опираться на соответствующие условия (стабилизацию экономики через организационные, инвестиционные, інституаційні преобразования) согласно с потребностями рыночной экономики.

Переход к рыночным формам хозяйствования сопровождается сравнительно длительным трансформационным спадом. Импульсы для оживления производства в рыночной среде посылает рынок, который беспристрастно фиксирует состояние экономической конъюнктуры в регионе, стране и в мире вообще. Задача государственной экономической политики состоит в создании благоприятных макроэкономических, то есть общегосударственных, предпосылок для активизации субъектов хозяйственной деятельности, прежде всего на собственной территории. Речь идет о том, что не только относительно небольшой национальный капитал не должен оттекать за границу, как это происходит сейчас, но и зарубежные инвесторы имеют вкладывать свои инвестиции в экономику Украины.

Определяющее влияние на состояние экономики оказывают такие макроэкономические параметры, как инфляция, цены и учетная ставка Национального и коммерческих банков, дефицит госбюджета, обменный курс национальной денежной единицы. Следует сказать, что мировые инфляционные волны периодически накатывались на экономику, сначала опустошая ее, а затем вызывая прогрессивные структурные сдвиги и повышение производительной силы труда и капитала.

Основной движущей силой трансформационного процесса являются институциональные преобразования, охватывающие приватизацию государственной и коммунальной собственности, формирование новых рыночных структур и механизмов, наполняют новым содержанием существующие государственные и экономические институты - начиная от высших органов законодательной и исполнительной власти и заканчивая предприятиями, фирмами и другими субъектами хозяйственной деятельности.

В какой же степени способствуют экономическому росту институциональные факторы и структуры? К большому сожалению, в Украине средства институциональной политики оказались неэффективными с точки зрения влияния на преодоление экономического кризиса и формирования предпосылок экономического подъема. В процессе приватизации не решен двух основных задач экономического рост: создание эффективного, конкурентоспособного владельца и стратегически сильного современного инвестора. В результате сертификатной приватизации большая количество государственных предприятий перешла в собственность мелких акционеров, преимущественно трудовых коллективов, путем создания закрытых акционерных обществ, не создает экономических предпосылок для их развития. Кроме того, такая форма предприятия усложняет доступ к нему эффективных собственников из числа отечественных финансовых организаций и иностранных инвесторов. По данным Госкомстата, в 1997 г. в промышленности Количество предприятий государственной собственности составила 25,9 процента, коллективной - 73,5, а частной - только 0,4 процента.

Следовательно, преобладание коллективной собственности, близкой по своему содержанию к бывшей колхозной, ставит на порядок дня проблему приведения структуры собственности в соответствие с неотложными задачами экономического роста. Очевидно, что экономический маневр должна направляться на поддержку, во-первых, крупных акционеров, которые на частной основе владеют контрольным пакетом акций и имеют возможность концентрировать необходимые ресурсы в рамках финансово-промышленных групп национального и международного характера, во-вторых, - на укрепление государственных предприятий стратегического значения на основе создания эффективной системы корпоративного управления государственной собственностью и, в-третьих, - на поддержку иностранных инвесторов, которые гарантируют рост производства на современной технико - технологической основе.

Вновь созданные финансово-рыночные институты, которых насчитывается около 1,5 тыс., а особенно инвестиционные фонды и инвестиционные компании и коммерческие банки ориентированы преимущественно на посредническо-спекулятивные операции, а не на содействие производству. Объективным фактором этого является гипертрофированные внутренние заимствования со стороны Министерства финансов путем эмиссии облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) и перетекание на этой основе финансовых ресурсов бюджетной сферы.

Сейчас даже самые благоприятные макроэкономические предпосылки автоматически не способствуют экономическому оживлению и росту производства. Для этого погребной соответствующий ресурсный потенциал в виде инвестиций, инноваций, современных технологий, квалифицированной рабочей силы, менеджмента, маркетинга и др.

Историческая практика свидетельствует, что без накоплений, которые выделяются из доходной части любого предпринимательства, экономический прогресс невозможен. Итак, основной лифтом экономического роста и своеобразным пусковым механизмом является активизация инвестиционного процесса, модернизация производства на основе новейшей техники и технологии. Статистические данные указывают на тенденцию как относительного, так и абсолютного сокращения капитальных вложений в экономику Украины за последние пять - шесть лет. Поэтому суть проблемы заключается в оперативном принятии неординарных политико - экономических мер по нейтрализации негативных тенденций, сложившихся в инвестиционном процессе, и его энергичного направления в конструктивное, творческое русло. Прежде всего речь идет о мобилизации всех имеющихся источников инвестиций, привлечения дополнительных внутренних и внешних средств, совокупная критическая масса которых засвидетельствует наличие позитивных сдвигов в инвестиционном процессе.

Среди традиционных источников инвестирования более активную роль должны играть отчисления из прибыли предприятий и амортизационные средства; бюджетные инвестиции должны направляться в стратегические отрасли и производство общегосударственного значения. С улучшением финансовой ситуации можно рассчитывать на увеличение средне - и долгосрочных кредитов коммерческих банков. Основную же роль детонатора инвестиционного процесса должны сыграть дополнительные ресурсы, возникающие в экономике вследствие ее рыночной трансформации. Это рост средств от денежной приватизации; использования возможностей внутреннего и внешних фондовых рынков; создание благоприятных экономических условий для привлечения свободных денежных сбережений населения в инвестиционной сфере; постепенное и неуклонное введения ипотечного кредитования под залог недвижимости и земли; и наконец, активное использование иностранных инвестиций.

Основные каналы поступления инвестиций - прямые инвестиции частных фирм, портфельные инвестиции зарубежных банков, страховых компаний и других инвесторов - нерезидентов.

Анализируя сказанное, можно сделать вывод, что основу экономического развития Украины, и прежде всего воспроизводственных процессов, составляют финансы. Они являются экономической категорией, основанной на использовании стоимости и ее форм, возникающих на основе функционирования денег в системе товарно-денежных отношений. Другими словами, отдельно от денег и движения денежных ресурсов при распределении и перераспределении валового внутреннего продукта в денежной форме не могут существовать финансовые отношения и создаваться финансовые ресурсы.

Существование финансов обусловлено товарным производством и денежными отношениями, действием закона стоимости и необходимостью использование стоимости и ее форм в процессе расширенного воспроизводства и функционирования государства.

Движение материальных благ в процессе воспроизведение проявляется в основном через денежные отношения, образование, распределение и использование доходов и накоплений. Финансы выражают одну из важных сторон производственных отношений, их сущность и назначение правильно раскрываются только при рассмотрении их как экономической категории. Деньги, цена, доходы, кредит - это те экономические рычаги, с помощью которых осуществляется использование стоимости и ее форм в процессе расширенного производства.

Движение материальных ценностей валового внутреннего продукта, создаваемого в процессе производства как исходного продукта потребления и как завершающего этапа, опосредуется товарно-денежными отношениями и воплощается в денежной форме.

Рассматривая финансы как определенную систему денежных отношений, например, опосредованное поступления средств за налоги в бюджет, следует отметить, что не любые денежные отношения могут рассматриваться как финансовые отношения. Стоимостная форма не может быть основой для распространение финансов на всю систему денежных отношений. Последние понятия шире, поскольку финансы предприятий отражают экономические отношения, связанные с мобилизацией и использованием денежных доходов и накоплений, которые создаются под время их производственной деятельности.

Организация денежного обращения, система ценообразования, реализация и покупка товаров населением основаны на денежных отношениях, на использовании стоимости и ее форм. Однако они от этого не становятся финансовыми отношениями.

Итак, из всей совокупности разносторонних денежных отношений важно отделить те, которые характеризуют специфику финансов. Заметим, что сейчас, в условиях перехода к рыночной экономике, товарная масса реализуется даже через бартерный оборот, но такой вид отношений нельзя отождествлять с финансовыми. Эти временные явления порожденные экономическим кризисом и инфляцией. Они разрушили денежную систему. К тому же даже бартерный обмен осуществляется на основе стоимости товаров, выраженной в денежной форме. По финансовыми отношениями всегда стоят реальные материальные ценности, поскольку движение финансовых ресурсов отражает процесс создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и государственного бюджета, потому что именно в государственном бюджете концентрируется существенная часть финансов государства и через него накапливаются финансовые ресурсы и осуществляется финансирование социально-культурных мероприятий и всего народного хозяйства.

Сейчас накопления финансовых ресурсов в Украине происходит слишком напряженно. Это напряжение усиливается в мере продвижения к рыночной экономике; и это закономерно, ибо изменение старого способа производства изменяет природу и назначение финансов, методы и формы организации финансовых отношений. Ведь каждой исторической формации соответствует определенная организация государственных финансов, свои формы и методы мобилизации и использования ресурсов.

Естественно, что переход к рыночной экономики требует разработки проблем финансовых ресурсов, прежде всего изучение вопросам стабилизации товарно-денежных и других экономических процессов, которые существенно влияют на состояние финансов государства. Крайне необходимо исследовать производственные отношения, связанные с движением денежных ресурсов, с созданием денежных доходов и накоплений.

Система производственных отношений в обществе синтезирует два начала - обобществления и обособления - и обусловлена состоянием производственных сил, содержанием и характером труда.

Обобществление является важнейшим фактором кооперации труда, и без него невозможно выяснить специфику общественных и производственных отношений и их составной части - финансовых отношений. Наряду с этим нельзя игнорировать и экономическую обособленность труда, производства, отдельных социальных групп, классов и профессий. Чем выше степень финансово-экономической обособленности и полная самостоятельность отдельных регионов, тем шире возможность выбора способов действия, а также высокий уровень ответственности, инициативы, присущих рыночной экономике.

Основу функционирования рыночной экономики как саморегулируемой системы составляет закон стоимости выступает регулятором сбалансирования спроса и предложения, пропорціональності развития путем территориального и отраслевого перераспределения финансовых ресурсов и производственных сил. Итак, основой действия закона стоимости является саморегулирование рынка. Такое толкование может повлечь полный отказ от планового управления экономикой, когда развитие экономики осуществляется на основе единого народнохозяйственного плана. Вместе с тем, все промышленно развитые страны сейчас действуют на принципах регулируемой рыночной экономики, что достигается благодаря применению системы финансовых рычагов: налогов, амортизационных отчислений, государственных дотаций, субвенций и субсидий, кредита и т.д. Эффективность их применения проявляется только через рыночную экономику.

Отказ от централизованного планирования и разработки мероприятий по четкой системы финансовых рычагов привела к разрушению установленных экономических связей между регионами и предприятиями, к спаду производства и безудержного роста цен.

В любом государстве мира цену производства составляют производственные затраты вместе со средним доходом. Именно цена производства является основой колебания рыночных цен. При этом норма прибыли как движущая сила производства определяется через отношение всего авансированного капитала (постоянного и переменного). В условиях конкуренции товаров владелец, чтобы получить большую прибыль, вынужден постоянно заботиться о сокращении расходов производства и улучшения качества продукции или перемещения капитала в другую отрасль. Этому способствует и четкая система финансовых рычагов, которая препятствует получать необоснованно высокие прибыли. При этом очень важно учитывать, что в условиях здоровой рыночной экономики, как правило, спрос соответствует предложения, то есть выдерживается их баланс.

Есть же баланс и предложения в нашей государству? Конечно, - нет. Трудности, которые переживает экономика Украины в связи с переходом к рыночным отношениям, определяются разбалансированием экономических связей, значительным перекосом цен, которые и порождают все более сложные инфляционные процессы.

Следовательно, управление хозяйством государства невозможно без финансов, потому что именно они дают ему возможность создавать целевые фонды денежных ресурсов общественного назначения, необходимые для выполнения его функций. Для этого следует четко осознавать экономическое учение о товарно-денежные отношения, расширенное воспроизводство, природу и функции государства. Тем временем закономерности расширенного воспроизводства определяют и особенности функционирования финансов, поскольку основная масса денежных доходов государства формируется в сфере материального производства, а через финансы государство активно влияет на процессы воспроизведения.

Товарно-денежные отношения и и экономическая категория, отражает их, - финансы, в условиях рыночной экономики выступают важнейшим средством контроля за производством и распределением продуктов. Экономическим законом товарного производства, по которому производство и обмен товаров осуществляется согласно необходимых затрат, является закон стоимости. Он же и эффективный фактор, который стимулирует научно-технический прогресс и производство товаров предприятиями, а также их реализацию и создание валового внутреннего продукта (ВВП).

Через финансы осуществляется распределение и перераспределение ВВП.

Для существования и развития общества необходимо, чтобы из вновь созданного ВВП не только систематически возмещались потребленные в процессе производства средства производства, но и определенная часть его направлялась на расширение производства, удовлетворение социально-культурных потребностей, на содержание органов государственной власти и управления, на оказание общественной помощи нетрудоспособным и малообеспеченным гражданам, а также на создание фондов непредвиденных расходов.

В условиях товарного производства распределение ВВП и удовлетворения личных и общественных потребностей может осуществляться через создание, распределение и использование денежных доходов или накопленных денежных ресурсов. Вместе с тем как при социализме, так и при переходе к рыночной экономики удовлетворение общественных потребностей невозможно только за счет отдельных концернов, ассоциаций, предприятий и организаций. Оно требует централизации в непосредственном распоряжении государства части денежных доходов и накоплений, создание государственных денежных ресурсов, которые используются через государственный бюджет Украины, бюджет Автономной Республики Крым и местные бюджеты советов с целью финансирования народного хозяйства, социально-культурной сферы, содержание органов государственной власти и управления, содержание вооруженных сил и т.д. Экономика и финансы Украины не в силе выдержать тяжелое бремя экономического кризиса. Ведь если экономические кризисы капиталистических стран, в частности США, возникали в результате перепроизводства товаров, то наша страна попала в кризисное положение через голод на передовые технологии, сырье, материалы и т.д. Экономическая неприспособленность наших промышленных предприятий к условиям рынка, неумение работать в режиме конкуренции и другие причины тормозят внедрение рыночных механизмов в промышленности. Учитывая, что наше государство только подступает к рынку, нужно правильно оценивать и упорно работать над вопросом перехода предприятий к финансовой независимости и самостоятельности.

Вместе с действующими предприятиями в период перехода к рынку создаются и такие экономические структуры, как совместные предприятия, частные, кооперативные, и, соответственно, коммерческие банки, биржи, что является проявлением прогресса экономики к рыночным отношениям Эти экономические структуры имеют двойственный характер, поскольку они уже сейчас действуют в условиях передринкової экономики, что обусловливает состояние неопределенности и растущего риска. Они имеют постоянно анализировать спрос на продукты производства, так как потребители неизвестны. Это заставляет их контролировать динамику рынка, уровень и специфику производства продуктов конкурентов, четко определять степень и сроки использования готовой продукции, ускорять научно-технические нововведения через сокращение времени использования оборудования, самой готовой продукции, которая требует дополнительных финансовых расходов, и менять направления своей деятельности под влиянием расширения экономических связей с другими государствами.

Хоть все вновь созданные экономические структуры более приспособлены к выживанию в условиях рынка, чем традиционные, однако они нуждаются в активной государственной финансовой поддержки.

Через финансы можно влиять и ощутимо активизировать развитие производства и других рыночных и внерыночных структур с помощью налоговых рычагов, использование прогрессивных методов финансирование целевых программ. Финансы в общем их трактовке означают применение разнообразных приемов распределения совокупного общественного продукта на централизованные и децентрализованные фонды денежных ресурсов. Финансы в узком их значении - это применение разнообразных приемов и методов для достижения максимальной прибыли предприятий, фирм, корпораций, другими словами, - увеличение общей стоимости капитала, вложенного в дело при минимальном риска. В таком значении финансы являются средством изучения путей эффективного управления капиталом, совершенствование методологии финансового учета, анализа финансово-хозяйственной деятельности, способов использования свободных средств в активах или разработки проектов относительно получения высоких доходов при малейшем риска.

Процесс использования средств из наименьшим риском предполагает его предварительное планирование, разработку новых рычагов, четкое понимание сущности финансов и их контрольных и распределительных функций. Через распределительную и контрольную функции финансы активно влияют на процесс воспроизводства и накопления фондов и рациональное их использование. Распределительная функция связана с созданием, распределением и использованием, осуществляется через финансовую систему. По отношению к предприятиям эта функция реализуется в обороте фондов производственного назначения и через инвестирование расширенного воспроизводства производства.

Стоит отметить, что через государственный бюджет национальный доход распределяется в двух формах: в форме платежей в бюджет и форме выплат из финансовой системы. По сути, речь идет о распределение денежных доходов и накоплений и обеспечения денежной массой кругообороту в государстве. Это две стороны одного процесса распределения ВВП в денежной форме.

Функции финансов можно сравнить с функциями денег, поскольку в процессе использования их отдельными отраслями деньги не приобретают дополнительных функций, как и в процессе хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности. То есть финансы денежные отношения обусловливают через накопление, распределение и использование денежных поступлений, что является процессом оборота фондов. Через распределительную и контрольную функции финансы активно влияют на процесс воспроизводства, опосредующих создание фондов накопления и потребления, соблюдения пропорций обращения натуральных и денежных ресурсов и их рациональное использование. Это находит свое отражение в росте валового продукта, что требует финансового контроля.

Контрольная функция финансов реализуется через контроль над производством, распределением и использованием валового продукта и анализ деятельности производственной сферы с помощью аудита. Можно выделить три направления финансового контроля: контроль при составлении и исполнении государственного и местных бюджетов; внутренний финансовый контроль предприятий и их взаимоотношений с другими предприятиями; контроль кредитованием предприятий и организаций через коммерческий и государственный кредиты банков. Все виды контроля взаимосвязаны и имеют общую основу и направленность. Вместе с тем каждый из них имеет свою особенность и специфику, обусловленные сферой их действия и поставленными задачами.

Знание функций финансов позволяет четко отслеживать и использовать позитивные процессы, происходящие в оборотные капитала и воспроизведении производства, а также негативные явления, которые касающиеся производства и накопления капитала.

Развитая система денежных отношений обуславливает необходимость существования различных ветвей финансовой системы: финансов предприятий всех форм собственности, государственного и местного бюджетов и внебюджетных фондов. Переход к рыночным отношениям начал смену финансовых отношений, которые основывались на принципах государственного планирования и централизованного руководства со стороны бюджетной системы, государственного социального страхования, а через министерства - всех отраслей и предприятий. Единство финансовой системы ранее обеспечивалась благодаря действию принципа демократического централизма и единства центральных и местных органов власти, которые продолжают действовать и сегодня. Например, все финансовые органы подчиняются по вертикали вышестоящему органа, а по горизонтали - местной Раде, то есть действует принцип двойного подчинения, обеспечивает единое руководство всей работой финансовых органов со стороны министерства финансов сверху вниз и единую направленность их деятельности. Так, местные финансовые органы должны обеспечивать выполнение местных бюджетов и контроль за подведомственным хозяйством и за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий данного Совета. То есть министерство финансов проводит свою деятельность в значительной степени за счет местных финансовых органов в части мобилизации средств в бюджет и периодически контролирует выполнение задач.

Единой централизованной системой планирование бюджета и его выполнение является министерство финансов. Основным звеном финансовой системы является бюджетная, которая организационно зависит от формы государственного устройства и, как правило, состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов. их отношения строились на основе единства бюджетной системы и финансовой политики государства. Соответственно определялись и бюджетные права, отданные различным органам государственной власти и государственного управления, а также взаимные отношения, которые возникали из использования этих прав. Каждая область, город, район, поселок, село в лице их Советов имеют свой бюджет, который являлся составной частью государственного бюджета, а сейчас - сводного бюджета государства.

Изменения в экономике, руководстве хозяйством государства и изменения в структуре и функциях государственной власти и управления касаются и бюджетной системы, изменяют соотношение между различными звеньями бюджетов, изменяя при этом их объем и внутреннюю структуру.

Структура бюджетной системы закрепляется Конституцией. В ней и в Законе о бюджетных правах - очерченные права государства и местных органов власти и управления на утверждение своих бюджетов, дифференцирование доходов и расходов между различными звеньями бюджетной системы, порядок их составления, рассмотрения и утверждения.

Новые экономические отношения, которые вводятся в Украине, требуют изменений и в бюджетной системе. По решение этой проблемы существуют разные подходы:

- сохранить, бюджетную систему и бюджетное устройство к выходу из экономического кризиса, чтобы мобилизовать использования финансов в государстве с целью преодоление кризисных явлений за счет развития приоритетных направлений производства и стабилизации национальной валюты;

- при сохранении централизованной бюджетной системы предоставить право местным органам власти и управления распоряжаться средствами, которые поступают от коммунальной собственности предприятий через налоги, регулируя бюджеты за счет общегосударственных налогов и доходов, а также предоставить самостоятельность местным бюджетам.

Рассматривая вопросы сохранения бюджетной системы и бюджетного устройства, следует отметить, что в условиях перехода к рыночной экономики в государстве продолжают сохраняться затратные функции, которые сопровождаются спадом производства, инфляционными процессами и уменьшением доходов. Нехватка средств на финансирование социально-культурной сферы, строительство, оборону и другие мероприятия в государственном бюджете пополняется за счет централизованного распределения средств между звеньями бюджетной системы, что, бесспорно, является положительным моментом. Отрицательным здесь является то, что централизованный порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, входящих в бюджетной системы Украины, порождает в органах власти и всех звеньях управления потребительское отношение к ним и не стимулирует их деятельности на поиски дополнительных средств в хозяйствах областей, городов и районов. Именно местные органы власти и управления должны разрабатывать соответствующие меры по улучшению экономического состояния своих сел, поселков, районов, городов и областей и поисков возможностей дополнительного привлечения средств в их бюджеты и поддержку действующих учреждений охраны здравоохранения, образования, культуры и финансирования других мероприятий, предусмотренных бюджетами. Ведь если государство мобилизует средства для финансирования приоритетных направлений экономического развития, то она не сможет обеспечивать достаточно займы, субвенции и субсидии местным бюджетам, и те вынуждены будут сокращать расходы именно за счет сети учреждений культуры, образования, здравоохранения, не может считаться положительным явлением.

То, что реформирование побуждает органы местной власти и управления до разработки неотложных мер по поиску средств для финансирования инфраструктуры, является положительным моментом, поскольку с государственного бюджета местным органам власти и их бюджетам выделяется минимум помощи.

Принятие сводного бюджета, до состав которого входят все виды бюджетов бюджетной системы, подвергается значительным нагрузкой на местные органы власти и управления, требует от них полной ответственности за состояние дел при исполнении бюджета. Положительным в бюджете есть то, что бюджетная системы будет опираться на экономически и юридически урегулированную совокупность Государственного бюджета Украины, республиканского бюджета Автономной Республики Крым, областных, городских, районных, поселковых и сельских бюджетов, то есть при этом предполагается полная самостоятельность местных бюджетов и всех его звеньев, обусловленная наличием собственных и закрепленных доходных источников и правом определения направлений их использования. Негативным моментом является то, что в условиях постоянного сокращения производства и доходов полная самостоятельность местных Советов при формировании бюджетов еще больше углубляет кризисные явления в экономике регионов.

Как видим, бюджет - это форма планомерного накопления и использования средств для обеспечения функций, которые осуществляют органы государственной упади, регионального и местного самоуправления. Планомерное накопление средств происходит в отраслях производства, а потому предприятия всех форм собственности является ведущим звеном в создании финансов государства: их финансы опосредуют денежные отношения, возникающие при создании и использованы денежных доходов для формирования основных и оборотных фондов, расчетов с государством через систему налогов и обслуживания оборота средств предприятий и смену форм стоимости в процессе этого кругооборота. Если финансы предприятий обслуживают процесс производства валового продукта, его распределение внутри предприятий и накопления капитала для расширенного воспроизводства и расчетов с государством через налоговую систему, то общегосударственные финансы используются для распределения и перераспределения с целью удовлетворения потребностей общегосударственного потребления через государственный и местные бюджеты.

Таким образом, финансовую систему Украины представляют финансы предприятий всех форм собственности, отчисления в бюджет и разные фонды и государственный и местный бюджеты.

Рассматривая финансы как совокупность экономических отношений, связанных с созданием, распределением и использованием средств, следует коснуться вопроса о "финансовое положение" предприятия, о наличии ресурсов и рациональное их использование, которое определяется относительными показателями финансовой деятельности. Под финансами предприятия мы понимаем обеспеченность предприятия собственными и заемными средствами, а также эффективность их использования при экономических отношениях, что сложились. С этой точки зрения, финансовая стратегия будет рассматриваться как направленность действий предприятия по перераспределению средств, которые поступают в его распоряжение.

Экономические отношения, которые складываются в процессе производства, предполагают наличие связей предприятия со многими финансовыми институтами. Актуальной становится проблема оценки финансового положения существующих и потенциальных партнеров - промышленных предприятий. Решением данной проблемы в настоящее время занимаются в Украине банки, которые имеют для этого собственные специфические методические разработки и оценивают финансовое состояние своих клиентов с целью снижение риска непогашения кредита. В связи с этим многие предприятия теряют возможность получения кредита. Дальнейшая их финансовая стратегия заключается в стремлении создать дополнительные производственные запасы, что, в свою очередь, приводит к диспропорциям в составе средств предприятия и источников их поступления. В многих случаях результатом такой финансовой политики является неоправданное сокращение производства.

Финансовое положение предприятия рассматривается как результат влияния внутренних и внешних факторов на их финансовую систему. Цель развития такой системы - оптимальное перераспределение финансовых ресурсов для обеспечения бесперебойности производственного процесса и возможности расширенного воспроизводства. Предлагается оценку финансового положения предприятия проводить по четырем направлениям: финансовой устойчивостью, платежеспособностью, эффективностью деятельности и экономическим потенциалом. Финансовая устойчивость предприятия предполагает такую организацию финансового оборота, при которой возможны вынужденные изменения в перераспределении средств мало влияют на финансовую стратегию предприятия. Платежеспособность предприятия определяет его возможности быстро и своевременно рассчитываться со своими долговыми обязательствами, не допуская неоправданных дебиторской и кредиторской задолженностей. Эффективность деятельности предприятия заключается в получении максимальной результата от деятельности хозяйствующего субъекта при полном использовании его финансовых ресурсов. Экономический потенциал характеризует стабильность работы предприятия, способность к расширенному производству и рационально использование средств.

Рассматривая прибыль как важнейший показатель деятельности хозяйствующего субъекта, мы исходим из предположения, что именно величина прибыли, в первую очередь, влияет на организацию финансовых потоков на предприятии. Объем реализованной продукции, а отсюда и величина прибыли в значительной степени зависят от состава и структуры средств предприятия и их источников. В свою очередь величина полученной прибыли оказывает обратное влияние на процессы его формирования. С этой точки зрения мы рассматриваем предприятие как замкнутую финансовую систему с обратной связью. Для анализа такой системы необходимо разомкнуть связи, то есть изъять один или несколько факторов влияния. Исключение замыкающих звеньев, на наш взгляд, необходим акт, поскольку при этом устраняются дублирующие показатели. В данной монографии рассматриваются факторы, что больше всего влияют на финансовое положение предприятия: оборотные активы, а в их составе - запасы товарно-материальных ценностей и дебиторская задолженность, источники собственных средств, кредиторская задолженность по краткосрочным обязательствам, объем реализованной продукции и полученной прибыли от ее реализации.

Финансовая политика предприятия в условиях хозяйственной самостоятельности должно исходить из разработки собственной финансовой стратегии, которой подчиняется дальнейшее принятие решений.

Во всех странах кредит выступает системой денежных отношений, связанных с временным перераспределением части свободных средств предприятий, организаций и населения, как правило, в форме банковского кредита. А банковский кредит является источником дополнительных ресурсов предприятий всех форм собственности, который используется для восстановления основных фондов и их расширение, формирование оборотных фондов и фондов обращения.

Для обеспечения постоянного производства и его воспроизводства в возрастающих размерах и обеспечения постоянного кругооборота капитала предприятий необходимо иметь резерв средств, который используется для проведения расчетов по заработной плате, оплате за материалы, сырье и т.п. Если предприятие не имеет резерва средств, то оно одалживает деньги в кредит. Кредит выступает как ускоритель процесса воспроизводства производства, оборачиваемости средств, как регулятор денежного обращения, заменяет наличные в обращении через безналичные расчеты и как обеспечитель рационального использование денежных резервов. Кредитные отношения осуществляются в основном через банки, которые своим появлением обязаны развитию торговли и появлению торговцев деньгами.

Банки - это учреждения, специальной функцией которых является посредничество в кредите, поскольку, с одной стороны, они мобилизуют и концентрируют свободные денежные средства, а с другой, направляют их через кредит в различные отрасли хозяйства. Но функция банков заключается не только в посредничестве, но и в том, что доходы предприятий и сбережения населения, накапливаясь, составляют кредитные ресурсы, которые направляются затем в форме кредитов на воссоздание производства и пополнение оборотных средств.

Сохраняя денежные средства предприятий и населения, банки выполняют операции по сохранению их средств, по проведению по поручению клиентов платежей, осуществлению учета, то есть проводят кассовые операции. Они являются древнейшими и самыми распространенными кредитными учреждениями, которые выполняют для своих клиентов операции по ведению депозитных счетов, безналичному перечислению средств.

сохранению сбережений, выдачи кредитов и т.д. И именно поэтому банки играли и играют большую роль в развитии экономики государств через проведение монітарної и кредитной политики.

Кредитная политика - это система кредитных мероприятий, нацеленных на обеспечение экономических интересов государства. Этими средствами, как правило, есть разные облегчение при предоставлении кредитов. Методами проведения кредитной политика повышения или понижения учетных ставок, ограничение размеров кредитов, регулирование кредитных лимитов по биржевым сделкам с ценными бумагами и увеличение или уменьшение доли потребляющего кредита.

С развитием фондовой биржи и выпуском государством ценных бумаг в Украине развивается покупка и продажа банками ценных бумаг, что в одном случае сокращает кредитные ресурсы банков, а в другом - увеличивает их.

Совокупность кредитных отношений, форм и методов кредита и система кредитных учреждений государства составляют кредитную систему. В рыночной экономике кредитная система воспроизводит кредитные отношения, которые возникают в связи с ходом временно свободных средств от банков (продавцов) к предприятий, организаций, населения (покупателей) на условиях возврата с обязательной выплатой соответствующих процентов за их использование. В операциях купли - продажи кредитных ресурсов банки выполняют двойную роль. С одной стороны, они покупают временно свободные средства, то есть проводят пассивные операции, а с другой, - продают их, то есть выполняют активные операции.

Выполнение активных операций банками, или же продажа кредитных ресурсов происходит с соблюдением четких принципов: обеспечение и платности кредита, срочности и целевого характера. Банки в своей деятельности выполняют следующие операции:

- привлекают и размещают денежные вклады и кредиты;

- осуществляют расчеты по поручению клиентов, банков - корреспондентов и их кассовое обслуживание;

- проводят счета клиентов и банков - корреспондентов;

- финансируют капитальные вложения по поручению владельцев или распорядителей инвестиционных центров и фондов;

- выпускают платежные документы и ценные бумаги;

- покупают, продают и хранят платежные документы, ценные бумаги и проводят операции с ними;

- выдают поручительства, гарантии и иные обязательства за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;

- покупают у организаций и граждан и продают иностранную валюту наличными и валюту, находящуюся на счетах и вкладах;

- привлекают и размещают драгоценные металлы на счета и вклады и выполняют другие операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практики и т.д.

Жизнь народа, его экономическое, материальное и культурное благосостояние всегда рассматривались как самый главный критерий правомерности тех или иных общественных преобразований. Вот почему одним из основных и очень важных направлений стратегии реформы является такой порядок вещей, который в первую очередь вызывает к жизни хотя бы чуть заметные улучшения в положении народных масс. Но суть вопроса не только в этом. Постоянное снижение доли потребления в общественном продукте грозит подорвать и похоронить весь процесс трансформации общественных отношений в направлении утверждения развитой рыночной экономики. Необходимо помнить про макроэкономическую зависимость между производством и личным потреблением, согласно которой производство является первичным по отношению к личного потребления и в какой-то степени независимым от него, однако эта независимость ограничена. В конце концов, личное потребление определяет развитие производства: если процесс общественного производства не сопровождается ростом личного потребления, то за определенными пределами прекращается и сам этот процесс. Если в данном связи рассматривать вопрос о падение объемов общественного производства, то следует подчеркнуть, что это в значительной степени обусловлено сокращением внутреннего рынка, а оно, в свою очередь, определяется нищим положением подавляющей массы потребителей вследствие снижения заработной платы, неудовлетворительного или небольшого, с точки зрения условий жизни, размера пенсионного обеспечения и других, личных доходов населения.