Региональная научно-техническая политика
В регионах Украины сосредоточен значительный научный
потенциал, сформированы мощные научные комплексы, которые часто были ориентированы не
только на научное обеспечение региональных приоритетов, но и на обеспечение
всего народнохозяйственного комплекса СССР. Значительное количество научно-исследовательских
и учебных учреждений имела союзное подчинение, а их деятельность была ориентирована
на интересы центра.
В связи со становлением государственности Украины, осуществлением
ею собственной научно-технической политики и определению новых государственных
приоритетов происходит процесс организационной и структурной перестройки
научных исследований и проектно-конструкторских разработок, отмирают старые и
создаются новые структуры украинского научно-технического комплекса, включая
его региональные звена. их деятельность направлена на научное обеспечение:
-
экономического и социального развития региона на базе рационального
использования и воспроизводства местных ресурсов, охраны окружающей среды;
-
комплексного решения межотраслевых научно-технических и
организационно-управленческих проблем, обусловленных необходимостью преодоления кризиса
и последующего экономического оживления и развития региона в интересах населения
региона и страны в целом;
-
повышение технологического и информационного уровней всех
сфер створювальної деятельности с целью достижения конкурентоспособности
продукции и услуг предпринимательских структур региона;
-
разработки и последовательного осуществления стратегии развития
региона, содействие формированию высокоэффективной структуры его экономики.
Именно в этом и заключается важнейшая суть региональной научно-технической
политики. Безусловно, нет смысла стремиться к развитию в каждом регионе, как и в
целом в Украине, всех направлений современной, кстати весьма капитало - и
фінансовомісткої, науки. Фундаментальные исследования должны концентрироваться в
научных учреждениях Национальной академии наук Украины и ее региональных
центрах.
Следует отметить, что за последние годы учреждения НАН Украины,
в частности экономического профиля, провели значительную работу по восстановлению и
активизации сотрудничества с научными учреждениями Российской АН. Было
организовано три встречи ученых-экономистов Российской АН и НАН Украины: первая
в Киеве 14 - 16 сентября 1993 p.,
вторая - в Москве 14 - 17 февраля 1995 p., третья снова в
Киеве 4 - 6 декабря 1996 г. На этих встречах были обсуждены результаты
исследований по актуальным проблемам осуществления экономических реформ в Украине и
Российской Федерации, а также современные направления и перспективы структурной, инвестиционной,
аграрной и региональной политики.
Руководствуясь Договором об экономическом сотрудничестве между
Россией и Украиной на 1998 - 2007 гг.
и соответствующей межгосударственной Программой, намечено в течение
1998-2000 гг. реализовать программу сотрудничества РАН и НАН Украины.
Ученые - экономисты обеих академий решили сосредоточить усилия на выполнении
Проекта "Развитие торгово-экономических связей между Украиной и Россией:
тенденции, современное состояние, направления и механизм совершенствования". К выполнению
исследований по этому проекту будут привлечены ведущие учреждения Отделения
экономики НАН Украины, в частности Институт экономики, Институт мировой экономики
и международных отношений, Институт экономико - правовых исследований и др.,
заинтересованные правительственные и предпринимательские структуры Украины, а также соответствующие
экономические институты Российской академии наук и заинтересованные ученые и специалисты
предпринимательских структур России.
Научные открытия и разработки - это общечеловеческие достояния,
и в принципе они должны быть доступными для каждого человека, фирмы,
предприятия, региона, страны и т.д. Однако существующий мировой строй и рыночная
система так организованы, что все у них без исключения ставится на коммерческие
принципы, новые знания и возможности их достижения тоже покупаются и продаются,
превращаются в тайне, объекты жесткого правового регулирования в
международных и межгосударственных отношениях. Новейшие технологии, информационные системы,
наукоемкие товары, услуги и т.д стоят дорого и в основном не имеют свободных
либерализованных рынков и, тем более, свободного распространения и использования. Поэтому
за научное и технологическое отставание обществу приходится платить втридорога.
Это является одним из сдерживающих факторов ускорения научно-технического и мирового
социально-экономического прогресса.
Поэтому каждая страна стремится иметь свой научный и технологический
потенциал, который удержал ее на конкурентоспособном уровне в тех или иных сферах
створювальної деятельности, надежно обеспечивал ей соответствующую нишу на мировых
рынках. Каждому региону тоже приходится принимать участие в острой конкурентной
борьбе, опираясь на новейшие научно-технические достижения. Насколько
обоснованные и амбициозные цели региональной политики, столь же весомым е
отношение соответствующих властных структур к научно-технического прогресса. На науке
и образовании еще никто не проигрывал в истории человечества. Они были, есть и будут
могучими
двигателями прогресса. Затраты на них скупаются многократно.
И этого не следует игнорировать нашим современным политикам и государственным деятелям.
Вхождение Украины в европейское сообщество требует
изучение ї обобщение путей и методов., мировых интеграционных процессов,
среди которых важная роль принадлежит региональной интеграции и трансграничного
сотрудничеству. Украина имеет самые длинные границы среди европейских стран. С 25
ее территорий областного масштаба (24 области и АР Крым) - 19 пограничные. Эту
специфику приходится тщательно учитывать при формировании и осуществлении государственной
региональной политики и стратегии внешнеэкономических связей, которые в
сегодняшнего дня окончательно не определены. В Европе накоплен большой опыт
приграничного сотрудничества, принципы которого целесообразно использовать в нашей
государству. Здесь регионы играют значительную роль в формировании политики
общеевропейских интересов, занимают активную позицию в отношении полноправного
включение их в процесс принятия и осуществления решений ЕС. Одиннадцатая Генеральная
Ассамблея Европейских Регионов, в которой приняли участие представители регионов с 282
23 стран Европы, подтвердила свое намерение о присоединении к Межправительственной
конференции ЕС 1996 г., на которой был пересмотрен договор по Европейской
сообществу. По нашей информации, из стран бывшего Советского Союза только три
регионы России принимают участие в этой организации. Думаю, что и Украина должна быть
заинтересована, чтобы ее регионы, прежде всего Западный, Южный и Восточный, с их
мощными потенциалами, принимали активное участие в международных организациях и в
таким образом укрепляли позиции государства в мирохозяйственные системе.
Сотрудничество регионов, со своими соседями может стать
тем рычагом, который уже вскоре поможет улучшить экономическую ситуацию в
Украине. Следует использовать шанс, который дало нашему государству геополитическое положение.
Украина должна умело выигрывать в острой конкурентной борьбе, своевременно
находить и занимать свои ниши в мировых рынках.
И. Лукинов, профессор, академик, директор Института
экономики НАН Украины