Региональная научно-техническая политика 
 
 В регионах Украины сосредоточен значительный научный 
потенциал, сформированы мощные научные комплексы, которые часто были ориентированы не 
только на научное обеспечение региональных приоритетов, но и на обеспечение 
всего народнохозяйственного комплекса СССР. Значительное количество научно-исследовательских 
и учебных учреждений имела союзное подчинение, а их деятельность была ориентирована 
на интересы центра.
 В связи со становлением государственности Украины, осуществлением 
ею собственной научно-технической политики и определению новых государственных 
приоритетов происходит процесс организационной и структурной перестройки 
научных исследований и проектно-конструкторских разработок, отмирают старые и 
создаются новые структуры украинского научно-технического комплекса, включая 
его региональные звена. их деятельность направлена на научное обеспечение:
-
 экономического и социального развития региона на базе рационального 
использования и воспроизводства местных ресурсов, охраны окружающей среды;
-
 комплексного решения межотраслевых научно-технических и 
организационно-управленческих проблем, обусловленных необходимостью преодоления кризиса 
и последующего экономического оживления и развития региона в интересах населения 
региона и страны в целом;
-
 повышение технологического и информационного уровней всех 
сфер створювальної деятельности с целью достижения конкурентоспособности 
продукции и услуг предпринимательских структур региона;
-
 разработки и последовательного осуществления стратегии развития 
региона, содействие формированию высокоэффективной структуры его экономики.
 Именно в этом и заключается важнейшая суть региональной научно-технической 
политики. Безусловно, нет смысла стремиться к развитию в каждом регионе, как и в 
целом в Украине, всех направлений современной, кстати весьма капитало - и 
фінансовомісткої, науки. Фундаментальные исследования должны концентрироваться в 
научных учреждениях Национальной академии наук Украины и ее региональных 
центрах.
 Следует отметить, что за последние годы учреждения НАН Украины, 
в частности экономического профиля, провели значительную работу по восстановлению и 
активизации сотрудничества с научными учреждениями Российской АН. Было 
организовано три встречи ученых-экономистов Российской АН и НАН Украины: первая 
в Киеве 14 - 16 сентября 1993 p., 
вторая - в Москве 14 - 17 февраля 1995 p., третья снова в 
Киеве 4 - 6 декабря 1996 г. На этих встречах были обсуждены результаты 
исследований по актуальным проблемам осуществления экономических реформ в Украине и 
Российской Федерации, а также современные направления и перспективы структурной, инвестиционной, 
аграрной и региональной политики.
 Руководствуясь Договором об экономическом сотрудничестве между 
Россией и Украиной на 1998 - 2007 гг. 
и соответствующей межгосударственной Программой, намечено в течение 
1998-2000 гг. реализовать программу сотрудничества РАН и НАН Украины. 
Ученые - экономисты обеих академий решили сосредоточить усилия на выполнении 
Проекта "Развитие торгово-экономических связей между Украиной и Россией: 
тенденции, современное состояние, направления и механизм совершенствования". К выполнению 
исследований по этому проекту будут привлечены ведущие учреждения Отделения 
экономики НАН Украины, в частности Институт экономики, Институт мировой экономики 
и международных отношений, Институт экономико - правовых исследований и др., 
заинтересованные правительственные и предпринимательские структуры Украины, а также соответствующие 
экономические институты Российской академии наук и заинтересованные ученые и специалисты 
предпринимательских структур России.
 Научные открытия и разработки - это общечеловеческие достояния, 
и в принципе они должны быть доступными для каждого человека, фирмы, 
предприятия, региона, страны и т.д. Однако существующий мировой строй и рыночная 
система так организованы, что все у них без исключения ставится на коммерческие 
принципы, новые знания и возможности их достижения тоже покупаются и продаются, 
превращаются в тайне, объекты жесткого правового регулирования в 
международных и межгосударственных отношениях. Новейшие технологии, информационные системы, 
наукоемкие товары, услуги и т.д стоят дорого и в основном не имеют свободных 
либерализованных рынков и, тем более, свободного распространения и использования. Поэтому 
за научное и технологическое отставание обществу приходится платить втридорога. 
Это является одним из сдерживающих факторов ускорения научно-технического и мирового 
социально-экономического прогресса.
Поэтому каждая страна стремится иметь свой научный и технологический 
потенциал, который удержал ее на конкурентоспособном уровне в тех или иных сферах 
створювальної деятельности, надежно обеспечивал ей соответствующую нишу на мировых 
рынках. Каждому региону тоже приходится принимать участие в острой конкурентной 
борьбе, опираясь на новейшие научно-технические достижения. Насколько 
обоснованные и амбициозные цели региональной политики, столь же весомым е 
отношение соответствующих властных структур к научно-технического прогресса. На науке 
и образовании еще никто не проигрывал в истории человечества. Они были, есть и будут 
могучими
двигателями прогресса. Затраты на них скупаются многократно. 
И этого не следует игнорировать нашим современным политикам и государственным деятелям.
 Вхождение Украины в европейское сообщество требует 
изучение ї обобщение путей и методов., мировых интеграционных процессов, 
среди которых важная роль принадлежит региональной интеграции и трансграничного 
сотрудничеству. Украина имеет самые длинные границы среди европейских стран. С 25 
ее территорий областного масштаба (24 области и АР Крым) - 19 пограничные. Эту 
специфику приходится тщательно учитывать при формировании и осуществлении государственной 
региональной политики и стратегии внешнеэкономических связей, которые в 
сегодняшнего дня окончательно не определены. В Европе накоплен большой опыт 
приграничного сотрудничества, принципы которого целесообразно использовать в нашей 
государству. Здесь регионы играют значительную роль в формировании политики 
общеевропейских интересов, занимают активную позицию в отношении полноправного 
включение их в процесс принятия и осуществления решений ЕС. Одиннадцатая Генеральная 
Ассамблея Европейских Регионов, в которой приняли участие представители регионов с 282 
23 стран Европы, подтвердила свое намерение о присоединении к Межправительственной 
конференции ЕС 1996 г., на которой был пересмотрен договор по Европейской 
сообществу. По нашей информации, из стран бывшего Советского Союза только три 
регионы России принимают участие в этой организации. Думаю, что и Украина должна быть 
заинтересована, чтобы ее регионы, прежде всего Западный, Южный и Восточный, с их 
мощными потенциалами, принимали активное участие в международных организациях и в 
таким образом укрепляли позиции государства в мирохозяйственные системе.
 Сотрудничество регионов, со своими соседями может стать 
тем рычагом, который уже вскоре поможет улучшить экономическую ситуацию в 
Украине. Следует использовать шанс, который дало нашему государству геополитическое положение. 
Украина должна умело выигрывать в острой конкурентной борьбе, своевременно 
находить и занимать свои ниши в мировых рынках.
 
 И. Лукинов, профессор, академик, директор Института 
экономики НАН Украины