Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Региональная экономика

Региональная научно-техническая политика

 

В регионах Украины сосредоточен значительный научный потенциал, сформированы мощные научные комплексы, которые часто были ориентированы не только на научное обеспечение региональных приоритетов, но и на обеспечение всего народнохозяйственного комплекса СССР. Значительное количество научно-исследовательских и учебных учреждений имела союзное подчинение, а их деятельность была ориентирована на интересы центра.

В связи со становлением государственности Украины, осуществлением ею собственной научно-технической политики и определению новых государственных приоритетов происходит процесс организационной и структурной перестройки научных исследований и проектно-конструкторских разработок, отмирают старые и создаются новые структуры украинского научно-технического комплекса, включая его региональные звена. их деятельность направлена на научное обеспечение:

- экономического и социального развития региона на базе рационального использования и воспроизводства местных ресурсов, охраны окружающей среды;

- комплексного решения межотраслевых научно-технических и организационно-управленческих проблем, обусловленных необходимостью преодоления кризиса и последующего экономического оживления и развития региона в интересах населения региона и страны в целом;

- повышение технологического и информационного уровней всех сфер створювальної деятельности с целью достижения конкурентоспособности продукции и услуг предпринимательских структур региона;

- разработки и последовательного осуществления стратегии развития региона, содействие формированию высокоэффективной структуры его экономики.

Именно в этом и заключается важнейшая суть региональной научно-технической политики. Безусловно, нет смысла стремиться к развитию в каждом регионе, как и в целом в Украине, всех направлений современной, кстати весьма капитало - и фінансовомісткої, науки. Фундаментальные исследования должны концентрироваться в научных учреждениях Национальной академии наук Украины и ее региональных центрах.

Следует отметить, что за последние годы учреждения НАН Украины, в частности экономического профиля, провели значительную работу по восстановлению и активизации сотрудничества с научными учреждениями Российской АН. Было организовано три встречи ученых-экономистов Российской АН и НАН Украины: первая в Киеве 14 - 16 сентября 1993 p., вторая - в Москве 14 - 17 февраля 1995 p., третья снова в Киеве 4 - 6 декабря 1996 г. На этих встречах были обсуждены результаты исследований по актуальным проблемам осуществления экономических реформ в Украине и Российской Федерации, а также современные направления и перспективы структурной, инвестиционной, аграрной и региональной политики.

Руководствуясь Договором об экономическом сотрудничестве между Россией и Украиной на 1998 - 2007 гг. и соответствующей межгосударственной Программой, намечено в течение 1998-2000 гг. реализовать программу сотрудничества РАН и НАН Украины. Ученые - экономисты обеих академий решили сосредоточить усилия на выполнении Проекта "Развитие торгово-экономических связей между Украиной и Россией: тенденции, современное состояние, направления и механизм совершенствования". К выполнению исследований по этому проекту будут привлечены ведущие учреждения Отделения экономики НАН Украины, в частности Институт экономики, Институт мировой экономики и международных отношений, Институт экономико - правовых исследований и др., заинтересованные правительственные и предпринимательские структуры Украины, а также соответствующие экономические институты Российской академии наук и заинтересованные ученые и специалисты предпринимательских структур России.

Научные открытия и разработки - это общечеловеческие достояния, и в принципе они должны быть доступными для каждого человека, фирмы, предприятия, региона, страны и т.д. Однако существующий мировой строй и рыночная система так организованы, что все у них без исключения ставится на коммерческие принципы, новые знания и возможности их достижения тоже покупаются и продаются, превращаются в тайне, объекты жесткого правового регулирования в международных и межгосударственных отношениях. Новейшие технологии, информационные системы, наукоемкие товары, услуги и т.д стоят дорого и в основном не имеют свободных либерализованных рынков и, тем более, свободного распространения и использования. Поэтому за научное и технологическое отставание обществу приходится платить втридорога. Это является одним из сдерживающих факторов ускорения научно-технического и мирового социально-экономического прогресса.

Поэтому каждая страна стремится иметь свой научный и технологический потенциал, который удержал ее на конкурентоспособном уровне в тех или иных сферах створювальної деятельности, надежно обеспечивал ей соответствующую нишу на мировых рынках. Каждому региону тоже приходится принимать участие в острой конкурентной борьбе, опираясь на новейшие научно-технические достижения. Насколько обоснованные и амбициозные цели региональной политики, столь же весомым е отношение соответствующих властных структур к научно-технического прогресса. На науке и образовании еще никто не проигрывал в истории человечества. Они были, есть и будут могучими

двигателями прогресса. Затраты на них скупаются многократно. И этого не следует игнорировать нашим современным политикам и государственным деятелям.

Вхождение Украины в европейское сообщество требует изучение ї обобщение путей и методов., мировых интеграционных процессов, среди которых важная роль принадлежит региональной интеграции и трансграничного сотрудничеству. Украина имеет самые длинные границы среди европейских стран. С 25 ее территорий областного масштаба (24 области и АР Крым) - 19 пограничные. Эту специфику приходится тщательно учитывать при формировании и осуществлении государственной региональной политики и стратегии внешнеэкономических связей, которые в сегодняшнего дня окончательно не определены. В Европе накоплен большой опыт приграничного сотрудничества, принципы которого целесообразно использовать в нашей государству. Здесь регионы играют значительную роль в формировании политики общеевропейских интересов, занимают активную позицию в отношении полноправного включение их в процесс принятия и осуществления решений ЕС. Одиннадцатая Генеральная Ассамблея Европейских Регионов, в которой приняли участие представители регионов с 282 23 стран Европы, подтвердила свое намерение о присоединении к Межправительственной конференции ЕС 1996 г., на которой был пересмотрен договор по Европейской сообществу. По нашей информации, из стран бывшего Советского Союза только три регионы России принимают участие в этой организации. Думаю, что и Украина должна быть заинтересована, чтобы ее регионы, прежде всего Западный, Южный и Восточный, с их мощными потенциалами, принимали активное участие в международных организациях и в таким образом укрепляли позиции государства в мирохозяйственные системе.

Сотрудничество регионов, со своими соседями может стать тем рычагом, который уже вскоре поможет улучшить экономическую ситуацию в Украине. Следует использовать шанс, который дало нашему государству геополитическое положение. Украина должна умело выигрывать в острой конкурентной борьбе, своевременно находить и занимать свои ниши в мировых рынках.

 

И. Лукинов, профессор, академик, директор Института экономики НАН Украины