Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Региональная экономика

Глава I

 

ПОНЯТИЯ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

2. Суть и значение региональной экономики

 

Региональная экономика - это система общественных отношений, которые исторически сложились в пределах областей государства, и представляет собой совокупность взаимосвязанных звеньев и связей, которые обеспечивают ее устойчивость как на макро-, так и микроуровне и целостность. Региональная экономика требует определения в широком и узком аспектах. В узком смысле - это не что иное, как комплекс отраслей по производству товаров и оказанию услуг. В широком смысле это система не только производственных отношений, но и форм и методов организации производства и комплексного управления регионом.

Внедрение рыночных отношений в регионах, как и в государстве вообще, происходит в борьбе старого и нового на основе их сочетания и противоречий. Основой противоречий есть тяга к старому отработанного годами развития отраслей, производств, технологий и т.д. Новая структура региона требует широкого использования и быстрого внедрения знаний и опыта через новые производства и услуги по созданию конкурентоспособной продукции и услуг. Она базируется на внедрении новых методов управления, разработке принципиально других видов техники и технологий, которые не уступают зарубежным аналогам. Такой концептуальный подход к старым и новых структур и систем, как на уровне регионов, так и государства ускоряет отмирание или уменьшение роли старых отношений и дает возможность создавать новые отношения и соответствующие производства, новые сферы экономической деятельности и системы управления.

Региональная экономика как система охватывает производственные, финансовые, кредитные и общественные отношения, которые возникают и развиваются на территории определенного региона.

Экономическая политика региона базируется на экономическом выравнивании городов и районов на основе специализации производства как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции в связи с потребностями рынка и рыночных отношений. Поэтому для развития производства необходимы такие формы организации его как на предприятиях, так и в сельском хозяйстве, которые бы соответствовали содержанию рыночных преобразований, что требует значительной поддержки и развития тех форм организации, которые способствуют развитию производства и его прибыльности.

Для того чтобы успешно развивалась экономика, и прежде всего производство, необходимо:

- найти организационные формы для внедрения в производство достижений науки и передовых технологий, создать условия для развития всего нового и прогрессивного;

- внедрять новые методы производства, энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии, различные формы организации производства;

- ввести четкую систему мероприятий на обновление оборудования, привлечения инвестиций и на этой основе постоянно совершенствовать воспроизводственные процессы производства.

Экономическое реформирование требует осуществление эффективной и гибкой региональной политики. К сожалению, взаимоотношения между центром и регионами, а также межрегиональные отношения в Украине продолжают оставаться неурегулированным, что порождает и обостряет явление экономической разобщенности, проявление дезинтеграционных процессов. Собственно, социально-экономическая неурегулированность и подталкивает как политические силы, так и общегосударственные и региональные органы власти к конфронтации на этой почве.

Поныне самым большим недостатком при разработке основ региональной политики является недостаточное использование системного подхода, попытки базировать ее на хаотичном и беспорядочном применении спорадических действий. Вот почему сначала следует определить, что мы понимаем под понятием "региональная политика". Разумеется, речь идет именно о социально-экономическую региональную политику в ее двоєдиному понимании. Итак, под региональной политикой следует понимать, с одной стороны, четко проработанную в законодательном аспекте практическую деятельность государства во всех регионах страны, а с другой, - социально-экономическую политику, что осуществляется на базе общегосударственного законодательства самими регионами для достижения тех или иных региональных и местных целей.

Мировой опыт однозначно показывает, что к очень негативным последствиям приводит жестко централизованная модель территориального устройства и управления. Она просто тормозит полноценное развитие местного хозяйства, не давая решать социальные проблемы регионов. Отсюда и возникает необходимость проводить региональную социально-экономическую политику, стратегической целью которой должно быть существенное повышение жизненного уровня население всех регионов страны на основе качественного улучшения использования их ресурсного потенциала, принципиально новых подходов к развитию производительных сил, коренного улучшения экологической обстановки. Достижение этой цели невозможно без реализации двух ее решающих направлений. Несмотря ни на какие региональные особенности и различия в уровнях социально-экономического развития регионов, государство, во-первых, призвана обеспечивать межрегиональную единство воспроизводимых макроэкономических процессов. В этом заключается основное назначение ее региональной социально-экономической политики. Во-вторых, она должна создать экономические интересы в активной социально-экономической деятельности регионов, добиваясь обеспечить стратегическую цель развития, структурного и качественного обновления хозяйства.

Разработать и реализовать такую модель межрегионального развития очень сложно. Ведь здесь нужны не фиктивные, а реальные шаги по развитию, с одной стороны, интеграционных процессов между регионами страны (так называемые связи по горизонтали за счет углубления и развития специализации и кооперирования регионов), а с другой - шаги по благоустройству, систематизации и углублению вертикальных связей, то есть связей самой государства с регионами на основе совершенствования инвестиционной, научно-технической, бюджетной, налоговой, финансовой и внешнеэкономической политики. Еще сложность заключается и в неопрацьованості, а порой и просто в отсутствии законодательного механизма регулирования интеграционных процессов между регионами, так и их взаимоотношений с самим государством.

Но было бы недостаточно ограничиться сказанным, говоря о цели региональной социально-экономической политики. Ведь если понимать под регионом экономический район, который выделяется внутри страны своей специализацией и структурой хозяйства, природными и трудовыми ресурсами, социальными и экономическими особенностями, то необходимо вести речь и о разработку и реализацию региональных моделей воспроизводственных процессов.

Проще одним махом сломать региональные приоритеты, которые уже сложились и оправдали себя, и ничего в конечном итоге не добиться. Совсем другое дело - в неразрывной связи с выбранными приоритетами развивать и углублять территориальное разделение труда, добиваться комплексного использования ресурсного потенциала территорий, развивать современную инфраструктуру и местные рынки капитала, рабочей силы, ценных бумаг, новых технологий и т.д. Весь смысл действительно научной и эффективной региональной социально-экономической политики как раз и заключается в том, чтобы органично связать общенациональную модель межрегионального развития и территориальные модели воспроизводственных процессов, свойственных определенной территории.

Что же до способов, методов и механизмов связывание этих двух типов стратегических моделей развития, то к их числу следует отнести: разработку стимулирующих (а не фискальных) госбюджета и региональных бюджетов всех уровней, использование балансовых методов планирования и прогнозирования и особенно сводных балансов как национальной экономики в целом, так и экономических районов; разработку и применение долгосрочных и стабильных нормативов экономического развития, в том числе и тех, которые относятся к инвестиционной деятельности как в национальном, так и в региональных аспектах.