Глава I
 
ПОНЯТИЯ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА 
  2. Суть и значение региональной экономики 
 
 Региональная экономика - это система 
общественных отношений, которые исторически сложились в пределах областей государства, и представляет 
собой совокупность взаимосвязанных звеньев и связей, которые обеспечивают ее 
устойчивость как на макро-, так и микроуровне и целостность. Региональная экономика 
требует определения в широком и узком аспектах. В узком смысле - это 
не что иное, как комплекс отраслей по производству товаров и оказанию услуг. В 
широком смысле это система не только производственных отношений, но и форм и методов 
организации производства и комплексного управления регионом.
 Внедрение рыночных отношений в 
регионах, как и в государстве вообще, происходит в борьбе старого и нового на 
основе их сочетания и противоречий. Основой противоречий есть тяга к старому 
отработанного годами развития отраслей, производств, технологий и т.д. Новая 
структура региона требует широкого использования и быстрого внедрения 
знаний и опыта через новые производства и услуги по созданию 
конкурентоспособной продукции и услуг. Она базируется на внедрении новых 
методов управления, разработке принципиально других видов техники и технологий, которые 
не уступают зарубежным аналогам. Такой концептуальный подход к старым и 
новых структур и систем, как на уровне регионов, так и государства ускоряет 
отмирание или уменьшение роли старых отношений и дает возможность создавать новые 
отношения и соответствующие производства, новые сферы экономической деятельности и 
системы управления.
 Региональная экономика как система 
охватывает производственные, финансовые, кредитные и общественные отношения, которые возникают и 
развиваются на территории определенного региона.
 Экономическая политика региона 
базируется на экономическом выравнивании городов и районов на основе специализации 
производства как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции в связи с 
потребностями рынка и рыночных отношений. Поэтому для развития производства необходимы 
такие формы организации его как на предприятиях, так и в сельском 
хозяйстве, которые бы соответствовали содержанию рыночных преобразований, что требует 
значительной поддержки и развития тех форм организации, которые способствуют развитию 
производства и его прибыльности.
 Для того чтобы успешно развивалась 
экономика, и прежде всего производство, необходимо:
-
 найти организационные формы для внедрения в производство 
достижений науки и передовых технологий, создать условия для развития всего 
нового и прогрессивного;
-
 внедрять новые методы производства, энергосберегающие и 
ресурсосберегающие технологии, различные формы организации производства;
-
 ввести четкую систему мероприятий на обновление оборудования, 
привлечения инвестиций и на этой основе постоянно совершенствовать воспроизводственные 
процессы производства.
 Экономическое реформирование требует 
осуществление эффективной и гибкой региональной политики. К сожалению, взаимоотношения 
между центром и регионами, а также межрегиональные отношения в Украине продолжают 
оставаться неурегулированным, что порождает и обостряет явление экономической 
разобщенности, проявление дезинтеграционных процессов. Собственно, социально-экономическая 
неурегулированность и подталкивает как политические силы, так и общегосударственные и региональные 
органы власти к конфронтации на этой почве.
 Поныне самым большим недостатком при 
разработке основ региональной политики является недостаточное использование системного 
подхода, попытки базировать ее на хаотичном и беспорядочном применении спорадических 
действий. Вот почему сначала следует определить, что мы понимаем под понятием "региональная 
политика". Разумеется, речь идет именно о социально-экономическую региональную 
политику в ее двоєдиному понимании. Итак, под региональной политикой следует понимать, 
с одной стороны, четко проработанную в законодательном аспекте практическую деятельность 
государства во всех регионах страны, а с другой, - социально-экономическую политику, 
что осуществляется на базе общегосударственного законодательства самими регионами для 
достижения тех или иных региональных и местных целей.
 Мировой опыт однозначно 
показывает, что к очень негативным последствиям приводит жестко централизованная 
модель территориального устройства и управления. Она просто тормозит полноценное 
развитие местного хозяйства, не давая решать социальные проблемы 
регионов. Отсюда и возникает необходимость проводить региональную социально-экономическую 
политику, стратегической целью которой должно быть существенное повышение жизненного уровня 
население всех регионов страны на основе качественного улучшения использования их 
ресурсного потенциала, принципиально новых подходов к развитию производительных сил, 
коренного улучшения экологической обстановки. Достижение этой цели невозможно 
без реализации двух ее решающих направлений. Несмотря ни на какие региональные 
особенности и различия в уровнях социально-экономического развития регионов, 
государство, во-первых, призвана обеспечивать межрегиональную единство 
воспроизводимых макроэкономических процессов. В этом заключается основное назначение 
ее региональной социально-экономической политики. Во-вторых, она должна создать 
экономические интересы в активной социально-экономической деятельности регионов, 
добиваясь обеспечить стратегическую цель развития, структурного и качественного обновления 
хозяйства.
 Разработать и реализовать такую 
модель межрегионального развития очень сложно. Ведь здесь нужны не фиктивные, 
а реальные шаги по развитию, с одной стороны, интеграционных процессов между 
регионами страны (так называемые связи по горизонтали за счет углубления и 
развития специализации и кооперирования регионов), а с другой - шаги по благоустройству, 
систематизации и углублению вертикальных связей, то есть связей самой 
государства с регионами на основе совершенствования инвестиционной, научно-технической, 
бюджетной, налоговой, финансовой и внешнеэкономической политики. Еще 
сложность заключается и в неопрацьованості, а порой и просто в отсутствии 
законодательного механизма регулирования интеграционных процессов между регионами, 
так и их взаимоотношений с самим государством.
 Но было бы недостаточно ограничиться 
сказанным, говоря о цели региональной социально-экономической политики. Ведь 
если понимать под регионом экономический район, который выделяется внутри страны 
своей специализацией и структурой хозяйства, природными и трудовыми ресурсами, 
социальными и экономическими особенностями, то необходимо вести речь и о 
разработку и реализацию региональных моделей воспроизводственных процессов.
 Проще одним махом сломать 
региональные приоритеты, которые уже сложились и оправдали себя, и ничего в 
конечном итоге не добиться. Совсем другое дело - в неразрывной связи с 
выбранными приоритетами развивать и углублять территориальное разделение труда, добиваться 
комплексного использования ресурсного потенциала территорий, развивать современную 
инфраструктуру и местные рынки капитала, рабочей силы, ценных бумаг, новых 
технологий и т.д. Весь смысл действительно научной и эффективной региональной 
социально-экономической политики как раз и заключается в том, чтобы органично связать 
общенациональную модель межрегионального развития и территориальные модели 
воспроизводственных процессов, свойственных определенной территории.
 Что же до способов, методов и механизмов 
связывание этих двух типов стратегических моделей развития, то к их числу следует 
отнести: разработку стимулирующих (а не фискальных) госбюджета и региональных 
бюджетов всех уровней, использование балансовых методов планирования и прогнозирования 
и особенно сводных балансов как национальной экономики в целом, так и 
экономических районов; разработку и применение долгосрочных и стабильных нормативов 
экономического развития, в том числе и тех, которые относятся к инвестиционной 
деятельности как в национальном, так и в региональных аспектах.