Глава I
ПОНЯТИЯ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
2. Суть и значение региональной экономики
Региональная экономика - это система
общественных отношений, которые исторически сложились в пределах областей государства, и представляет
собой совокупность взаимосвязанных звеньев и связей, которые обеспечивают ее
устойчивость как на макро-, так и микроуровне и целостность. Региональная экономика
требует определения в широком и узком аспектах. В узком смысле - это
не что иное, как комплекс отраслей по производству товаров и оказанию услуг. В
широком смысле это система не только производственных отношений, но и форм и методов
организации производства и комплексного управления регионом.
Внедрение рыночных отношений в
регионах, как и в государстве вообще, происходит в борьбе старого и нового на
основе их сочетания и противоречий. Основой противоречий есть тяга к старому
отработанного годами развития отраслей, производств, технологий и т.д. Новая
структура региона требует широкого использования и быстрого внедрения
знаний и опыта через новые производства и услуги по созданию
конкурентоспособной продукции и услуг. Она базируется на внедрении новых
методов управления, разработке принципиально других видов техники и технологий, которые
не уступают зарубежным аналогам. Такой концептуальный подход к старым и
новых структур и систем, как на уровне регионов, так и государства ускоряет
отмирание или уменьшение роли старых отношений и дает возможность создавать новые
отношения и соответствующие производства, новые сферы экономической деятельности и
системы управления.
Региональная экономика как система
охватывает производственные, финансовые, кредитные и общественные отношения, которые возникают и
развиваются на территории определенного региона.
Экономическая политика региона
базируется на экономическом выравнивании городов и районов на основе специализации
производства как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции в связи с
потребностями рынка и рыночных отношений. Поэтому для развития производства необходимы
такие формы организации его как на предприятиях, так и в сельском
хозяйстве, которые бы соответствовали содержанию рыночных преобразований, что требует
значительной поддержки и развития тех форм организации, которые способствуют развитию
производства и его прибыльности.
Для того чтобы успешно развивалась
экономика, и прежде всего производство, необходимо:
-
найти организационные формы для внедрения в производство
достижений науки и передовых технологий, создать условия для развития всего
нового и прогрессивного;
-
внедрять новые методы производства, энергосберегающие и
ресурсосберегающие технологии, различные формы организации производства;
-
ввести четкую систему мероприятий на обновление оборудования,
привлечения инвестиций и на этой основе постоянно совершенствовать воспроизводственные
процессы производства.
Экономическое реформирование требует
осуществление эффективной и гибкой региональной политики. К сожалению, взаимоотношения
между центром и регионами, а также межрегиональные отношения в Украине продолжают
оставаться неурегулированным, что порождает и обостряет явление экономической
разобщенности, проявление дезинтеграционных процессов. Собственно, социально-экономическая
неурегулированность и подталкивает как политические силы, так и общегосударственные и региональные
органы власти к конфронтации на этой почве.
Поныне самым большим недостатком при
разработке основ региональной политики является недостаточное использование системного
подхода, попытки базировать ее на хаотичном и беспорядочном применении спорадических
действий. Вот почему сначала следует определить, что мы понимаем под понятием "региональная
политика". Разумеется, речь идет именно о социально-экономическую региональную
политику в ее двоєдиному понимании. Итак, под региональной политикой следует понимать,
с одной стороны, четко проработанную в законодательном аспекте практическую деятельность
государства во всех регионах страны, а с другой, - социально-экономическую политику,
что осуществляется на базе общегосударственного законодательства самими регионами для
достижения тех или иных региональных и местных целей.
Мировой опыт однозначно
показывает, что к очень негативным последствиям приводит жестко централизованная
модель территориального устройства и управления. Она просто тормозит полноценное
развитие местного хозяйства, не давая решать социальные проблемы
регионов. Отсюда и возникает необходимость проводить региональную социально-экономическую
политику, стратегической целью которой должно быть существенное повышение жизненного уровня
население всех регионов страны на основе качественного улучшения использования их
ресурсного потенциала, принципиально новых подходов к развитию производительных сил,
коренного улучшения экологической обстановки. Достижение этой цели невозможно
без реализации двух ее решающих направлений. Несмотря ни на какие региональные
особенности и различия в уровнях социально-экономического развития регионов,
государство, во-первых, призвана обеспечивать межрегиональную единство
воспроизводимых макроэкономических процессов. В этом заключается основное назначение
ее региональной социально-экономической политики. Во-вторых, она должна создать
экономические интересы в активной социально-экономической деятельности регионов,
добиваясь обеспечить стратегическую цель развития, структурного и качественного обновления
хозяйства.
Разработать и реализовать такую
модель межрегионального развития очень сложно. Ведь здесь нужны не фиктивные,
а реальные шаги по развитию, с одной стороны, интеграционных процессов между
регионами страны (так называемые связи по горизонтали за счет углубления и
развития специализации и кооперирования регионов), а с другой - шаги по благоустройству,
систематизации и углублению вертикальных связей, то есть связей самой
государства с регионами на основе совершенствования инвестиционной, научно-технической,
бюджетной, налоговой, финансовой и внешнеэкономической политики. Еще
сложность заключается и в неопрацьованості, а порой и просто в отсутствии
законодательного механизма регулирования интеграционных процессов между регионами,
так и их взаимоотношений с самим государством.
Но было бы недостаточно ограничиться
сказанным, говоря о цели региональной социально-экономической политики. Ведь
если понимать под регионом экономический район, который выделяется внутри страны
своей специализацией и структурой хозяйства, природными и трудовыми ресурсами,
социальными и экономическими особенностями, то необходимо вести речь и о
разработку и реализацию региональных моделей воспроизводственных процессов.
Проще одним махом сломать
региональные приоритеты, которые уже сложились и оправдали себя, и ничего в
конечном итоге не добиться. Совсем другое дело - в неразрывной связи с
выбранными приоритетами развивать и углублять территориальное разделение труда, добиваться
комплексного использования ресурсного потенциала территорий, развивать современную
инфраструктуру и местные рынки капитала, рабочей силы, ценных бумаг, новых
технологий и т.д. Весь смысл действительно научной и эффективной региональной
социально-экономической политики как раз и заключается в том, чтобы органично связать
общенациональную модель межрегионального развития и территориальные модели
воспроизводственных процессов, свойственных определенной территории.
Что же до способов, методов и механизмов
связывание этих двух типов стратегических моделей развития, то к их числу следует
отнести: разработку стимулирующих (а не фискальных) госбюджета и региональных
бюджетов всех уровней, использование балансовых методов планирования и прогнозирования
и особенно сводных балансов как национальной экономики в целом, так и
экономических районов; разработку и применение долгосрочных и стабильных нормативов
экономического развития, в том числе и тех, которые относятся к инвестиционной
деятельности как в национальном, так и в региональных аспектах.