Философия
Уроки по философии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 10 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

 

УРОК 5

ТЕМА. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

 

Цель: раскрыть понятие «человек», «бытие человека», «феномен человека»; развивать умение анализировать факты и делать выводы, вести дискуссию; воспитывать у учащихся уважение и толерантное отношение к людям.

Тип урока: урок изучения нового материала форма проведения: эвристическая беседа, дискуссия.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Сообщение темы и задач урока.

Работа с эпиграфами к уроку

Человек - это источник необычного в природе.

М. Пришвин

 

Есть у человека два мира:

Из них - один, который нас создал,

А второй всегда творишь ты

В меру собственных сил.

М. Заболоцкий

1. Почему, по вашему мнению, человек - источник необычного в природе?

2. Назовите качества, которые выделили современного человека с пралюдей.

3. Какие очевидные и невероятные факты в происхождении человека вы знаете? (Выступления учащихся с электронными презентациями.)

Учитель. Думаю, что каждый из вас согласится, что человек занимает важное место в общем процессе мирового развития. Такое предположение порождает целый ряд вопросов. Есть человек очередным звеном мирового развития, представляет ли она его вершину? Или, может, человек представляет собой такой себе рубежное достижения мира, определенную смысловую «ось симметрии»? Сразу же следует отметить, что ни одно из этих предположений не является безосновательным. Каждое из них имеет своих сторонников как среди философов, так и среди ученых. Каждое имеет определенную аргументацию в свою пользу. Однако все они в основе имеют то исходное предположение, с которого мы начали этот урок, а именно: человек определенным образом «вписан» в процесс мирового развития, в его законы. А это предположение не такое уж и самоочевидное. Кроме возможности быть согласована с законами бытия, у человека есть и другая возможность - быть согласованной с миром духовного. В то же время принятие за действительное первой или второй возможности не избавляет нас от трудностей при осмыслении места человека в мировом развитии. Если человек является сугубо произведением бытийного процесса, тогда в чем заключается ее сущностное отличие от других продуктов процесса развития? Говоря языком религиозного мировоззрения, в чем тогда заключается богоподобность человека? А если человек представляет собой порождение мира духовного, то есть является чудом, то тогда не является ли она чужой отношении мира или даже угрозой для него?

Давайте вместе искать ответы на эти вопросы. Именно они дадут нам возможность определить, в чем же заключается «феномен человека».

 

Дискуссия

1. Николай Рерих как-то сказал: «Человек - прежде всего обитатель Космоса и только потом житель планеты Земля». Согласны ли вы с этим?

2. Многочисленные мировые религии, имея определенные различия в отдельных деталях, единодушно утверждают, что создание первого человека на планете зависело от слова, волевого решения и действий самого Бога. А что именно божественного есть в современном человеке?

3. Существует мнение, что человек - это продукт собственной природы. Что именно следует понимать под понятием «собственная природа»?

 

III. Освоение теоретического материала

Рассказ учителя

Философская мысль всегда проявляла особый интерес к изучению проблемы человека и человеческого. В чем же своеобразие человеческого существа? Как в ней связаны природное и социальное, индивидуальное и родовое? На что нацелены мысли и действия человека? Чему она стремится, во что верит, на что надеется? Каждое поколение людей непременно обращается к этим и другим вопросам человеческого бытия, стремясь выработать новые пути, целостный подход к решению указанных проблем.

Известный западный мыслитель ХХ ст. Е. Кассірер писал о трех понимание человека, которые не связаны между собой: религиозное, философское и научное. В религии человек представлена как некая несовершенная подобие Бога, которая осознает и переживает свое несовершенство, а потому способна простить недостатки и грехи других людей. Исходным пунктом философского постижения человека становится пізнаюче «Я», которое благодаря собственной автономии, свободе и разумности овладевает миром в сознании и на практике. Наука характеризует человека как вершину эволюции живых существ.

Философия отмечает наличие серьезных недостатков, присущих научно-естественном пониманию человека:

а) как биологическое существо она значительно слабее по сравнению с многими животными и, вместе с тем, стала сильнее за них;

б) нет врожденных инстинктов, которые обеспечивают выживание, однако обладает способностью гибкой адаптации;

в) не рождается завершенной человеческим существом, а вынуждена становиться ею в процессе культурного развития.

Философия видит в ней духовную, разумную, деятельное существо. Человеку свойственны религиозная вера, ценностные ориентации, память о прошлом и надежда на будущее, чувство юмора, осознание скоротечности всего живого, а главное - себя. Благодаря уму она способна контролировать свои инстинкты и влечения. Создавая науку и технику, человек не только постигает законы действительности, но и преобразует ее. Многообразие, разнородность, противоречивость человеческого одновременно стимулирует и затрудняет осознание его целостной определенности.

 

Человеческое бытие

Итак, мы обратились к тому, как именно и каков человек в мире. Непосредственной и абсолютной условием нашей мысли является то, что человек существует так же, как существует мир. В этом они одинаковы, это их наиболее общее свойство - быть. Это самая первая их определенность - так же, как и всего существующего. Эта наиболее общая и непосредственная (без какого-либо посредника и без какого-либо опосредования) определенность любой вещи, явления, процесса, мысли, так же, как и всех их вместе, осознается через понятие «бытие». Бытия заявляет о себе в соответствии с любой другой определенности. Оно является абсолютным условием наличия в речи тех или иных признаков. Чтобы иметь какие-то свойства, вещь сначала должна быть. В смысловом отношении бытия предшествует всему. Не случайно и Библия начинается с «Книги бытия». А Евангелие от Иоанна начинается словами: «Вначале было слово». Это можно понимать так, что созиданию мира уже предшествовало бытия - бытия абсолютного смысла. И когда пророк Моисей обращается к Богу с просьбой сообщить свое имя, чтобы люди знали, как обращаться к нему, тот называет себя сущим. Следовательно, уже на дофілософському уровне постижения мира люди осознали, что бытие является предельно возможной и в смысловом отношении определяющей характеристикой мира и вовлеченности человека в мир.

Одной из первых философских идей в европейской культуре (а по мнению Гегеля - первой) была идея Парменида: «Бытие есть, а небытия нет».

Основанием для такого вывода, по мнению Парменида, является то, что небытие не можно осмыслить.

В европейской философии были попытки постичь бытие в более широком смысловом контексте, в его отношении с небытием. В частности, Лейбниц сформулировал вопрос: почему существует нечто, а не ничто? В свое время этот вопрос не привлекло к себе внимания и не нашло своего дальнейшего философского рассмотрения. Только в XX в. к нему вернулся Мартин Хайдеггер. Причем он придал ему значение главного вопроса философии. В противовес общеевропейской ориентации на бытие, в восточных культурах производится и утверждается преимущественная ориентация на небытие. В індобуддистській традиции, например, отмечается на бренности всего существующего, на правлении в мире стихии исчезновения и возникновения. Поэтому світотвірним началом здесь является Пустота, что познается и переживается как значимое отсутствие, как великое Ничто. Это Ничто всему придает смысл, ибо оно единственное в мире является таким, что нельзя истребить.

Несмотря на всю сложность и неоднозначность соображений о происхождении человека, о ее бытийные корни, несмотря на всю проблематичность человеческого бытия, бесспорным и исходным для нас является то, что оно есть. Именно человеческое бытие является первой и исходной вероятностью для человека. Но тогда таким же бесспорным и достоверным для человека должно быть и человеческое небытие. Ведь мы в свое время выяснили, что бытие как таковое существенно связано с небытием и невозможно без этого. В полной мере верно это и в отношении человеческого бытия.

В конце XX в. человечество столкнулось с реальной возможностью своего исчезновения. Оно почувствовало на себе дыхание смерти, и в этом неожиданно сравнялось с каждым отдельным человеком. Возможность гибели человечества порождает и разворачивает парадокс человеческого бытия, который недавно нельзя было даже помыслить, а сегодня аж никак не хочется принять: «Каждый отдельный человек и человечество в целом соизмеримы в ограниченности своего бытия, в своей конечности».

 

Рефлексия

1. Как вы понимаете этот последний тезис?

2. Может ли один человек спасти мир ?

3. Что нужно людям понять, чтобы человеческое бытие не прекратило своего существования?

4. Какие нормы морали и поведения нужно выполнять, чтобы человечество не испытало трагедии самоуничтожения?

- Вернемся к эпиграфа урока. Как вы теперь понимаете стихотворение М. Заболоцкого?

 

ИV. Подведение итогов

 

V. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение по темам:

1. «У каждого своя судьба» (Т. Г. Шевченко).

2. «Человек - противоречивая гармония».