Философия
Уроки по философии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 10 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

 

УРОК 4

ТЕМА. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФИИ

 

Цель: раскрыть основные категории философии, понятия «добро» и «зло», «прекрасное» и «безобразное»; воспитывать желание делать добро, доброжелательно относиться к окружающему миру, развивать умение видеть, чувствовать и творить прекрасное.

Тип урока: урок изучения нового материала форма проведения: эвристическая беседа.

Оборудование: карточки с основными понятиями: прекрасное, безобразное, добро, зло; электронные репродукции картин, памятников архитектуры и искусства, записи фрагментов с классической музыкой.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний

Защита творческих работ «Советы учителям по формированию научного мировоззрения у учащихся».

Из работы ученика

Педагогам современной школы стоит прислушаться к таким советам:

1. Уважая религиозные чувства верующих учеников и их родителей, уважительно относясь к религии, школа и учитель должны формировать у своих воспитанников научное мировоззрение.

2. Учитель должен быть человеком высокой культуры, знать историю, мировую литературу, искусство, Библию.

3. Определяя формы и методы формирования мировоззрения, учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, а также условия семейного воспитания.

4. Учитель должен сделать все, чтобы предотвратить возникновение конфликта, оскорбления или унижения достоинства и чувств верующих учеников.

5. Учитель должен опираться на принцип религиозного плюрализма и веротерпимости, который основывается на том, что все люди верующие, только одни верят в то, что Бог есть, а другие - что его нет. Главное - привить ребенку доброту и честность, способность на благородный поступок, умение мыслить и отстаивать свои убеждения. А вера или неверие - этот выбор должен быть самоусвідомленим.

 

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Как видим, в ваших советах учителям вы опираетесь на такие понятия, как «доброта», «уважение», «честность», «терпимость». А известно ли вам, что эти понятия составляют основные категории философии? Как вы сами понимаете эти понятия?

 

IV. Работа над новым материалом

Рассказ учителя с элементами эвристической беседы

Учитель. Каждая наука имеет свои категории, то есть общие понятия. Назовите их, пожалуйста. (Масса, энергия, жизнь, война, мир и т.п)

Философские категории - это наиболее общие (предельно широкие) понятия, выражающие универсальные характеристики и отношения материального и духовного мира, в которых и через которые осуществляется философское мышление и которые служат исходными принципами познания и духовно-практического преобразования мира. Поэтому философское знание имеет категориальный характер. Природа категорий та же, что и законов.

Что есть закон в формально-логическом отношении? (Суждение - отношение категорий)

Сами категории являются отдельными понятиями, которые выражают внутреннее, существенное отношение между явлениями и поэтому в некоторой степени тоже являются законами. В свою очередь, каждый закон может быть возведен к определенному понятию (категории). И диалектику интересуют не столько отдельные категории, сколько соотносительные (парные) категории. Именно последние и выражают взаимосвязь и движение, присущие объективной и субъективной реальности. Поэтому соотносительные категории называют еще неосновными законами диалектики.

Каждая наука через свои категории осуществляет познание. Вместе, в совокупности, они образуют научный аппарат (систему знаний) определенной науки, в которой отражаются существенные стороны предметов, процессов и явлений.

Как вы думаете, чем могут отличаться категории философии? Категории философии отличаются от любых понятий своей всеохватываемостью. Это объясняется тем, что объект философского исследования не ограничивается никакими рамками, как это можно наблюдать в любой другой науке. Поэтому и объем философских категорий не имеет границ. Система категорий диалектики составляет идеальный каркас, основу философского знания. Именно они и являются языком философии, способом философствования.

Категории возникают и развиваются вместе с самой философией. Зрелость определяется ее совершенством, наполненностью и особенностью взаимосвязи ее категорий. Последний формирует и предопределяет их содержание. Развитие категорий - это развитие связи между ними. В основе этой связи лежат исторический способ рассмотрения, методы мышления, которые определяют место и роль категорий в системе философского знания.

Философские категории выступают и как всеобщие формы мышления. Любой человек, независимо от того, она изучала философию или нет, в процессе мышления использует эти категории. В первом случае она будет использовать их сознательно, во втором - стихийно. Таким образом, знание категорий позволяет нам осознать и целенаправленно исследовать различные связи и отношения в предметах, явлениях, которые мы изучаем, ориентирует, на какие аспекты необходимо обратить внимание для раскрытия сущности предметов и явлений.

Философские категории выполняют ряд других функций. Важнейшими из них являются мировоззренческая и методологическая. Первая проявляется в том, что содержание каждой категории формирует определенные представления о существенные свойства и отношения объективного мира, ту или иную сторону объективной реальности. Однако категории являются не только универсальными формами знания, но и нормами оценок. Оценить предмет - значит выделить его духовно-практическую ценность, то есть выразить свое отношение к нему. А это уже имеет мировоззренческое значение. Методологическая функция категорий заключается в том, что они задают познанию начальные условия и перспективы его осуществления, расширяют его границы, образуют критерии осмысления и понимания реальности, организовывают движение мысли, прогнозируют результаты познания. Через них проявляется активность субъекта. Являясь методологическими принципами, они пронизывают весь процесс научного мышления, все стороны знания. Вбирая в себя результаты специальных наук, философские категории обогащают собственный смысл и этим повышают свою методологическую ценность.

А сейчас остановимся на тезисе, что диалектику интересуют не столько отдельные категории, сколько соотносительные (парные) категории. Какие парные категории вы можете вспомнить и дать им свое толкование?

 

Работа с карточками

Карточка № 1. Добро - зло

Задачи:

1. Дать определение понятий, раскрыть их соотношение с позиций философского мышления.

2. Как эти категории соотносятся на бытовом уровне? Приведите примеры.

3. Дать трактовку высказыванием: «Добро должно быть с кулаками», «Не делай добро - не получишь зло», «Добро всегда побеждает».

 

Карточка № 2. Прекрасное - безобразное

Задача

1. Дать определение понятий, раскрыть их соотношение с позиций философского мышления.

2. Как эти категории соотносятся на бытовом уровне? Приведите примеры.

3. Рассмотрите электронные репродукции памятников архитектуры и искусства. Определите, что есть прекрасное с точки зрения художника, художника, творца.

 

Работа с музыкальным фрагментом

Прослушать фрагмент.

Ответить на вопрос: как в одном фрагменте сочетаются вышеупомянутые философские категории?

 

V. Закрепление материала

1. Может ли быть мир без добрых людей?

2. Кто они - добрые люди?

3. Перефразируя известного русского писателя Ф. М. Достоевского, многие философы утверждают: «Доброта спасет мир». Как вы понимаете его слова с точки зрения на современность?

 

VI. Подведение итогов

 

VII. Домашнее задание

Подготовить сообщение: «Доброта начинается с тебя», «Добро глазами современного молодого человека», «В мире прекрасного», «Что в человеке может быть уродливым?».