Философия
Уроки по философии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 10 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

 

УРОК 6

ТЕМА. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

 

Цель: продолжить формирование понятия «человеческое бытие»; воспитывать уважение к людям, ответственность за деятельность и состояние окружающего мира.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма проведения: урок-лекция.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

Заслушивание и рецензирование сочинений учащихся.

Фронтальное опрос

1. В чем заключается феномен человека?

2. Чего в человеке больше: биологического или культурного?

3. Блез Паскаль как-то заметил: «Человек - это тростинка, самое слабое в природе существо, но эта тростинка мыслящая». Дайте обоснованное толкование этих слов.

4. Какой смысл вкладывают философы в понятие «бытие» и «небытие»?

 

III. Работа над новым материалом

Лекция

Учитель. Предварительное рассмотрение человеческого бытия обогатил нас определенными знаниями относительно самого человека:

1. Человек есть нечто большее, чем то, что она знает о себе.

2. Человек есть нечто большее, чем она есть.

Бытие человека в мире не является чем-то наблюдаемым, вещественным, принципиально измеряемым. Это самоочевидність, которую нельзя наблюдать непосредственно. Это что-то вроде света: мы видим с помощью света, но не свет. Следовательно, по своим характеристикам человеческое бытие не может не превышать привычной для нас пространственно-временной системы. Уже сопряженность его с небытием означает приобретение им новых измерений, знаменует его дальнейшее смысловое развертывание и рост.

Действительно, опыт осмысления человека с позиции позитивных основ ее бытия чрезвычайно разнообразно и даже противоречиво. В этом нетрудно убедиться, достаточно лишь ознакомиться с теми определениями человека, которые существуют в европейской культурной традиции. Вот некоторые наиболее известные из них, которые, однако, отличаются друг от друга.

• «Человек - это мерило всех вещей». (Протагор)

• «Человек - это двуногое, без перьев, наделенное разумом». (Платон)

• «Человек - это политическая (дословно - полісна) существо». (Аристотель)

• «Человек - это слабая душа, обремененная трупом». (Эпиктет)

• «Человек - это образ Божий и вместилище греха». (Общая христианская традиция)

• «Человек - это мыслящая вещь». (Декарт)

• «Человек - это тростник, но мыслящий». (Паскаль)

• «Человек - это существо, способна на невозможное». (Гете)

• «Человек - это застенчивая существо». (Соловьев)

• «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком». (Ницше)

• «Человек - это существо, постоянно не довольна собой и способное себя перерастать». (Бердяев)

• «Человек - это осуществляемое задачи, постоянная гуманизация с провалами в озверения». (Шелер)

• «Человек - пастух бытия». (Хайдеггер)

• «Человек - это существо, обречен на блуждание и склонения». (Фуко)

• «Человек - это единственное существо, которое знает, что она есть». (Ясперс)

• «Человек - это существо, производящее орудия труда». (Франклин)

• «Человек - это существо, которое продуцирует символы». (Кассірер)

• «Человек - это существо, укоренившаяся в надлюдському почве». (Франк)

Как видим, взгляд на человека и его бытие - это сложное философское мышление, которое, по сути, предполагает выбор: кем или чем именно будет считать себя человек? От этого выбора зависит ее поведение, ее действия, межчеловеческие отношения, личные отношения, смысл ее жизни.

Человек выбирает, осуществляет смислозначущі решения настолько, насколько она реально является носителем и утверджувачем свободы. Кроме выбора, возникает другой вопрос, который также касается человеческого бытия, - это вопрос ответственности.

И здесь человек не волен выбирать, быть или не быть ей ответственной за свой выбор, свои решения, свои действия. Ответственность наступает спонтанно, как отзыв самого бытия на потривоження его свободой. Ответственность является свидетельством осуществления свободы и символом ее необратимости. Через ответственность свобода словно вновь возвращается к бытия, даря ему свои достижения.

Ответственность - это своеобразный брачный союз бытия и свободы. Возможно, именно поэтому - из-за ее двойную смысловую наполненность - она настолько ощутима для нас. Того, кто способен достойно принять и выдержать ответственность, она делает более свободным, а слабкодухого - отпугивает. Испанский философ Ортега-и-Гассет, например, считал ответственность сугубо аристократическим принципом. Наоборот, безответственность, по его мнению, является непременным признаком «человека массы». Философ прав в том, что ответственность теряет свой смысл, когда она касается человеческих сообществ. Всем нам хорошо известно: если ответственность возлагается на всех, тогда наверное никто ни за что не отвечает. Когда же за какое-то действие или событие готовы «спросить» с каждого члена некой группы людей, это морально безосновательным, а практически - преступным.

Теперь попробуем схематически изобразить смысловую структуру развертывания бытия в измерении возможного:

бытие - ► - ► свобода -► выбор -► ответственность.

Как видите, схематично человеческое бытие в его возможном измерении выглядит как завершенная последовательность смислотвірних событий. В каждом звене этого развертывания бытия существует проблемность и открытость для осмысления и окончательного определения.

 

IV. Закрепление материала

Из приведенных в лекции определений человека, которые существуют в европейской культурной традиции, выберите одну и предложите трактовку.

 

V. Подведение итогов

 

VI. Домашнее задание

Подготовить дополнительные сообщения по теме урока в виде проектов. Их название можно выбрать из приведенных в лекции высказываний о человеке.