Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 61

Тема. Орфограма (практически). Орфографический словарь. Орфографическая ошибка (практически), ее условное обозначение

 

Цель:

· обучающая: углубить знания о орфограми и орфографические словари;

· развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение работать со справочной литературой;

· воспитательная: воспитывать культуру устной и письменной речи, чувства прекрасного.

Внутрішньопредметні связи: лексикография, синтаксис, язык и речь.

Межпредметные связи: художественная литература.

Тип урока: урок углубления знаний, формирования умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Комментируемое письмо

► Запишите слова под диктовку, объясняя те буквы, что вызывают сомнения во время записи.

Бабочка, апельсин, медведь, лимон, медаль, коридор, лук, календарь, комин, блестеть, скрипеть, дирижер, реферат, величальний, продешевить, щебетать.

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

► Посмотрите на таблицу. Учитывая тему урока, дополните предложения.

Задачи урока

Я буду знать ...

Я научусь ...

Я смогу ...

 

IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Самостоятельная работа с учебником

► Проработайте теоретический материал, ознакомившись с текстом.

Во время выполнения письменных работ (написание сочинений, переводов, выполнение переводов) ученики, к сожалению, допускают ошибки. В зависимости от того, чего касаются эти ошибки (содержания, написание слова, расстановки знаков препинания и т.д.) различают разные виды ошибок. Чтобы на них обратили внимание в исправленном тексте, на поля выносят определенные отметки, соответствующие виду ошибки. Чтобы писать грамотно, необходимо понимать суть проблемы и знать способы ее исправления. В этом вам поможет таблица «Основные виды ошибок на письме».

Знакомство с орфографічним словарем

► Выясните следующие сведения о словарь.

1. Кто является его учредителями.

2. Обратите внимание на год издания (словари к 1993 году не в полной мере соответствуют современному правописанию).

3. Сколько слов содержит словарь.

4. Из каких частей он состоит (предисловие, список сокращений, украинский алфавит, слова в алфавитном порядке).

5. Содержание предисловия (состав словаря структура словаря).

6. Какую информацию предоставляет словарь.

Самостоятельная работа со словарем

► С помощью словаря напишите правильно слова. Объясняются ли орфограми в этих словах правилам? Кроме правильного написания, какую информацию о словах предоставляет словарь?

П..р..метр, мар..во, к..мпот, гард..роб, тра..вай, ц..мент, щ..глик,пр..с..дент, инж..нер, д..л..гація.

Редактирование текста

► Прочитайте выразительно текст. Перепишите его, исправляя ошибки. Объясните эти орфограми. Обратите внимание на знаки препинания. Поставьте необходимые.

Картина вокруг была очень орЕгінальна. Подовжасте озеро вганялося в степь и блЕщало между крутыми берИгами, как будто вкрителИгким прозрачным покрЕвалом из тумана. Местами вокруг озера, а ближайший круг пересыпи, будто тонули в зИленій воде высокие, густые, как лес, камыши, а за пересипюсЕніло Черное море, поднимался все вверх, злЕвалося далеко с туманом на небе, с золотым миром солнца. И море и озеро и синий его берег и широкая степь все было залито гОрячиммарИвом и прикрыто лИгким седым туманом. Только сверху ясно сЕніло пышное, круглое, лиснюче небо (По И. Нечуй-Левицкий).

 

Основные виды ошибок на письме

 

Виды ошибок

Причина ошибки

Как исправить ошибку

Ошибка в смысле (3)

1. Тема раскрыта неполно (основная мысль не отражена по всем пунктам плана).

2. Наличие лишней информации.

3. Некоторые вопросы освещены недостаточно.

4. Мысли изложены непоследовательно

Перепиши работу.

Зачеркни (удалить) лишнее.

Дополни текст необходимой информацией.

Перепиши согласно плана

Грамматические (Г)

1. Неправильное согласование в падеже.

2. Неправильно образованное слово.

3. Неупотребление параллелизма языковых конструкций.

4. Неправильно построенное предложение.

5. Неправильно построен ряд однородности

Поставь слово в нужном падеже.

Замени слово.

Замены языковую конструкцию синонімічною.

Исправь предложения.

Исправь предложения

Лексические (Л)

1. Употребление слова, лексическое значение которого не соответствует содержанию.

2. Неправильное использование слов-синонимов.

3. Отсутствие слова в лексике.

4. Неверное построение словосочетаний (нетрадиционное сполячування слов).

5. Пропущенное слово

Замени слово.

Замени слово.

Удалить слово.

Замени слово

Допиши слово по смыслу

Фактические

Незнание правильных дат, названий и др.

Исправь дату, слово и т.д

Орфографические (И)

Неправильно написанное слово

Повтори правило или посмотри в словарь и запиши слово правильно

Пунктуационные (V)

Неправильно расставлены знаки препинания

Повтори правило и поставь необходимые знаки препинания

 

V. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Беседа

► Какие виды ошибок вы запомнили?

► Что такое орфограма?

► Как можно исправить орфографическую ошибку?

► Что помогает удостовериться в правильном написании слов?

► Какую еще информацию предоставляет орфографический словарь?

 

VI. ИТОГ УРОКА

Рефлексия

► По таблице «Задачи урока» проанализируйте соответствие того, что было запланировано, и свой результат, оформив ответ с помощью глаголов прошедшего времени.

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение из учебника.

► Творческое задание: опишите лесную поляну, через которую протекает небольшой ручей. В описании используйте предложенные слова: На берегу - на берегу, мала - мала, замок - замок.

► Выучите скороговорку: Коса косит - бруса просит, Косарь Герасим погострив - клин окосив.

Скороговорки

Ехал Прокоп с Прокопихою еще и с маленькими прокопенятами.

Коваль шар ковал, ковал и перековував.

Колпак на колпаке, под колпаком - колпак.