Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 62
Тема. Тренировочные упражнения по теме «Орфография»
Цель:
· обучающая: повторить изученные орфограми, применяя приобретенные знания на практике; формировать жизненную компетентность;
· развивающая: развивать языковое чутье, абстрактное мышление, речевые умения, навыки с отношения, сравнения;
· воспитательная: воспитывать отношение к жизни как ценности, уважение к жизненных. категорий, толерантность, способность работать в команде.
Внутрішньопредметні связи: лексикология, синтаксис, язык и речь.
Межпредметные связи: художественная литература, устное народное творчество, культура.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Работа по карточкам (3 ученика у доски)
Карточка 1
► Запишите указанные слова со всеми возможными переносами.
Учить, якорь, чрезвычайный, Лукьян, сквозной, радуюсь, восьмигранный, переводчик.
Карточка 2
► Вставьте пропущенные буквы е, ы, о, а, объясните орфограми.
К зак.., д..р..гент, щ..б..папы, сл..вьяны, г..монт, тр..ть, ..таман,ш..шнику, тр..ножити, кол..ктив.
Карточка 3
► Сделайте фонетический разбор слов:
Шмель, явор, смеется.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
IV. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Коллективная работа с текстом. Игра «Кто быстрее!»
Инструкция к выполнению упражнения-игры. Класс делится на команды: четыре ученики - команда. По очереди представитель от каждой команды читает задачу. Всем командам отведено время на поиск правильного ответа, ее обсуждение. Если команда готова отвечать, надо поднять руку. За правильные ответы получают баллы. Побеждает та команда, которая получит больше баллов. По количеству баллов выставляют оценку каждому члену команды.
Авторское название текста - «Утренние лучи».
► Прочитайте выразительно текст. Выясните по толковому словарю значение слов садилось, келья. Выполните задания к тексту.
1. Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать свои золотые лучи - будить землю.
2. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, как колокольчик, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко и запел свою серебряную песенку:
- Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошее! Как вольготно!
3. Второй луч попал на зайчика, притаившегося за кустом. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росяному лугу: побежал доставать сочной травки себе на завтрак.
4. Третий луч попал в курятник. Петух залопотав крыльями и запел «Ку-ку-ре-ку!» Куры слетели с сідал, закудкудакали, начали перегрібати мусора и искать червей.
5. Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и - зум-зум-зум! - полетела собирать медок с душистых цветов.
6. Пятый луч попал в детскую комнатку на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок, обнял подушку и снова проспал начало дня (По К. Ушинским).
Задания к тексту
► Дайте название тексту. (1 балл)
► Сравните название с авторским вариантом. Что отражено в названиях: тему или основную мысль? Докажите. (1 балл)
► В первом абзаце найдите слова с орфограмою «Написание гласных в корнях, проверяемые ударением». Запишите их в тетрадь. (1 балл)
► В четвертом абзаце найдите слова с орфограмою «Написание гласных в корне, не проверяемых ударением». Запишите их в тетрадь. (1 балл)
► 3 третьего и шестого абзацев выпишите слова, в которых безударный [О] в произношении приближается к [у]. Запишите их транскрипцию (1 балл).
► Что объединяет выделенные в тексте слова? (1 балл)
► Запишите слова с третьего абзаца, в которых одна буква передает два звука, фонетической транскрипцией. (1 балл)
► Слова из первого абзаца разделите на слоги для переноса. (1 балл)
► Определите соответствие между строками, помеченными цифрами и строками, помеченными буквами (каждый правильный ответ - 1 балл).
Во всех словах:
1 Согласные звонкие.
2 Согласные глухие.
3 Есть мягкий согласный.
4 Согласные твердые
А Искать, глаза, начало
Бы Всплыло, травки, пятый
В Золоте, росяному, зайчик
Г Жаворонок, спел, ушами
Д Землю, лентяя, снова
► Сколько в тексте восклицательных предложений?
► Сколько в тексте предложений с однородными членами?
► Как автор назвал мальчика? Почему?
Подготовка к составлению сообщения.
Коллективная работа с карточками
► Прочитайте выразительно текст. Определите его стиль, ответ аргументируйте.
Ученые подсчитали, что 30% своей жизни человек тратит на сон около 9 % на еду, остальное - на труд и досуг. На что тратить эти почти 60 %, зависит от самого человека. Именно этим и будет оцениваться ее жизни.
Если мы хотим развить свои способности, необходимо научиться использовать время, т.е. планировать различные виды деятельности (учеба, труд, самообразование, отдых и спорт, общение с родными и друзьями, развлечения и досуга), а также разумно распределять для них время. Стоит заметить, что потраченного времени вернуть нельзя, за ним можно только сожалеть.
Итак, как сказал К. Ричардсон: «Берегите время - это ткань, из которой соткана жизнь».
Самостоятельная работа
► Восстановите пословицы, соединив их части, находящиеся в разных колонках, по смысловым единством.
► Запишите пословицы в тетрадь.
► Рядом с каждым напишите комментарий (слова, предложения), которые передают общий смысл пословицы, объясняют его.
► Выясните, связана ли их содержание с понятием «время». Сделайте вывод.
Кто рано встает, |
половина дела |
Без дела |
большого безделья |
Маленькая работа лучше |
а поздние слезы льют |
На дерево смотри, как родит, |
а лень портит |
Не карайся рано вставать, |
слабеет сила |
Хорошее начало - |
по утрам |
Ранние пташки росу пьют, |
а карайся долго спать |
Труд человека кормит, |
на мужа, как делает |
Ожидаемый результат
Кто ходит в гости по утрам |
Вовремя, успевать, успех |
Хорошее начало - половина дела |
Вовремя начать, добро, результат |
Без дела слабеет сила |
Расточительство. Лентяи со временем все теряют |
Маленькая работа лучше большого безделья |
Тратить время на труд - хорошо, на безделье - плохо |
На дерево смотри, как родит, на мужа, как делает |
3 временем понимаешь, каков человек: хорошей (трудолюбивая) или плохой (ленивая) |
Не карайся рано вставать, а карайся долго спать |
Вовремя, успевать, совесть. Тратить время на лень стыдно |
Труд человека кормит, а лень портит |
Время, благосостояние, уверенность. 3 время трудолюбивый человек становится лучше |
Ранние пташки росу пьют, а поздние слезы льют |
Рано, труд, радость |
Вывод: Люди по-разному тратят свое время, поэтому один человек может сделать в жизни много хорошего и полезного, а другая - почти ничего.
Свободное письмо (ассоциация с высказываниями известных людей)
► Какие слова возникают по ассоциации с высказыванием украинской поэтессы Лины Костенко: «Время работает на тех, кто работает на него»?
(Ответы учащихся записываются на доске и в тетрадях.)
V. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Беседа
► Что помогает правильно произносить звуки и писать слова?
► Что делать в ситуации, когда возникает сомнение в правильности произношения или написания?
► Какие словари вы знаете?
VI. ИТОГ УРОКА
Рефлексия
► Чему мы научились из темы «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»?
► Чей ответ на уроке понравилось больше всего?
► Доволен ли ты своей работой на уроке?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
► Выполните упражнение из учебника.
► Творческое задание: напишите мини-сочинение «Предпосылка любого успеха - умение использовать время», используя опорные слова из последнего упражнения. Подчеркните в нем орфограми.