Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

 

Уроки 5, 6

Тема: Происхождение слов: собственно украинские и заимствованные слова. Ознакомление с толковым словарем и словарем иностранных слов.

Правописание слов иноязычного происхождения

 

Цель: представить сведения о происхождении украинской лексики, повправляти в различении собственно украинских и заимствованных слов; ознакомить со строением толкового словаря и словаря иноязычных слов; формировать умение работы со словарем и таблицей; совершенствовать правописные навыки, в частности относительно правописания иноязычных слов; способствовать обогащению и уточнению словарного запаса школьников; развивать культуру устной и письменной речи, образное мышление; воспитывать любовь к природе родной земли.

Тип уроков: комбинированный (изучение нового материала; повторение изученного в предыдущих классах).

Оборудование: учебник, словари, таблицы.

Ход урока

И. Актуализация опорных знаний.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 26 (с. 17).

Свыяснить лексическое значение записанных на доске слов, воспользовавшись толковым словарем и словарем иностранных слов. Почему пришлось воспользоваться обоими словарями?

· Левада, гроздь, літепло, плеяда, доллар.

· Гроздь, плес, взамен, бейсбол, Интернет.

 

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

III. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Проработка теоретического материала (с. 32).

Объяснение учителя.

Словарный состав современного украинского литературного языка формировался в течение длительного исторического времени. Лексика современного литературного украинского языка неоднородна по происхождению. Выделяют коренную и заимствованную лексику.

Коренная украинская лексика - это слова, возникшие в русском языке или унаследованные ею от древних языков - праславянского и древнерусского, от которых она образовалась. Например: земледелец, искренность, строить, ежедневно, сорок, дружба, учить, наш, сто, сверху.

Выделяют три основных слоя коренной украинской лексики с точки зрения ее происхождения: спільнослов'янський, в который входит и древнейшая, общеиндоевропейская лексика, спільносхіднослов'янський и собственно украинский.

Общеславянское лексика - это слова, унаследованные через древнерусскую из общеславянского (праславянского) языка; древнейший слой украинской лексики, ее ядро. Например: мать, глаз, лошадь, молоко, воля; сидеть, пахать, уметь, учить; большой, сладкий; ноготь, палец; дремать, любить; мужчина, женщина; сковорода, чашка, кровать, хитрый, глухой; один, сто; ваш, там, куда; о, а, нет.

Большинство общеславянских слов распространены во всех славянских языках, разумеется, с фонетическими различиями, отражающими специфику каждой из них.

Собственно украинская лексика - это слова, возникшие в русском языке и являются специфическими, присущими только ей словами. Например: Родина, гражданин, возглавить, смущать, парить, гай, октябрь, метель, волшебный, напрямик, плугатарь, центр, образование, одиночество, свита, испокон веков, справа, наскоро, вскользь, в прошлом году, сгоряча, напрямик, в стороне, заранее, наперерез.

Быоколо 10 процентов слов украинского языка - это слова дршомовного происхождения, которые пришли в украинскв языковв или прямо, или через язык-посредницу. Среди них слова, заимствованные из греческого (грамматика, математика, психология, логика, география, демократия, литература, диалог, лиман, корабль), латинской (академия, ректор, студент, трагедия, дисциплина), английского (спорт, футбол, аут, джентльмен, лидер, пикник), немецкой (гастроном, вексель, бухгалтер, костюм, орден, солдат, штраф, штаб, шахта, курорт, крыша, почва, кокс), французской (сюжет, абажур, магазин, пальто, пляж, бюро), итальянской (галера, дворец, сопрано, тенор, адажио, виолончель, корсар), голландской (яхта, трап, люк, матрос, гавань, шлюпка, каюта, крабы), тюрських языков (базар, сарай, арбуз, табак, халва, кнут).

Прочитать заранее записанные на доске предложения. Что вы можете сказать о происхождении выделенных слов? Объяснить их лексическое значение. К какому словарю следует обратиться в случае необходимости?

Жужжит пчела и шмель гудит, в гай по хохлатка девчушка идет (В. Бендюг.) Еще голубым крылом лелеет теплый денек. (И. Москаленко.) В плесе тихого заката лодочники лодки строит. (П. Осадчук.) Плывут, как будто мечты, журавли, ключами идут отдыхать на луки (И. Москаленко.) "Нескафе" бодрит утром, И волнует сердце нам. (Из рекламы.)

 

IV. Выполнение упражнений на закрепление.

С помощью словаря установить происхождение и лексическое значение представленных слов. Подобрать к ним украинские соответствия.

Процент, библиотека, фонтан, инъекция, инфекция, лауреат, премия.

Справка. Процент, библиотека, водограй, укол, зараза, победитель, награда.

Диктант с комментированием. Объяснить лексическое значение и свыяснить происхождение выделенных слов, при необходимости обратившись к словарю.

Горы во мне, красная кровь родителей, наснаж меня и освяти на слово. (А. Каминчук.) Дух творчества лелей, хоть будет горько... (С. Репейник.) Упаду среди седых пути и буду лежать там навзничь, будто вслед задивлюсь поэтому птице, что звенит между летучих зірниць. (И. Муратов.)

Представленные слова ввести в самостоятельно составленных предложений. Какие из этих слов являются собственно украинскими, какие - заимствованными?

Асвита, радуга, интернет, шоу, напрямик.

Самостоятельная работа. Письменное выполнение упражнения 56.

 

V. Повторение изученного в предыдущих классах..

Обработать таблицу.

 

Буквы ы-и в словах иноязычного происхождения

Букву ы пишут:

В общих названиях

В собственных названиях

После букв д, т, з, с, ц, ч, ж, г: директор, сигнал, циркуль, шифр, ритм..

Это правило называют правилом «девятки».

Формула для запомятовування:

Где ты с]ешь эту чашу жира?

В географических названиях с конечными-ида, -ика:

Антарктида, Атлантида, Флорида, Адриатика, Америка, Антарктика, Арктика, Атлантика, Африка, Балтика, Корсика, Мексика.

В географических названиях с звукосочетанием -ри- перед согласным (кроме j): Великобритания, Крит, Мавритания, Мадрид, Париж, Рига, Рим и др., но Австрия, Рио-де-Жанейро.

В географических названиях после согласных дж, ж, ч, ш, щ и ц перед согласным также пишем -ы: Алжир, Вашингтон, Вирджиния, Гемпшир, Жиронда, Йоркшир, Лейпциг, Циндао, Чикаго, Чили, но перед гласным и в конце слова пишется и: Виши, Шиофок.

Букву и пишут:

1. В начале слов

институт, инженер, икэбана

2. В конце неизменных слов

такси, колибри

3. После букв, не входящих в «девятки»

пингвин, финиш

4. Перед буквами. Что обозначают гласный звук, и

радиус, диалог

5. В собственных названиях после букв, обозначающих приголосних, кроме шипящих

братья Гримм, Дени Дидро

 

Работа у доски.

Записать слова. Объяснить их лексические значения, при необходимости обратившись к словарю. Обосновать написание слов.

Диск, тиран, зигзаг, чинара, ранжир.

Переписать с доски слова, вместо точек вставляя пропущенные буквы ы или и.

· Магн..т, б..лет, тр..о, д..агноз, советов..ац..я, такс.., пар.., ..мидж,..нжир, ..информация.

· Техн...ка, советов..о, ман..я, сер..ал, ав..ац..я, жур.., пон.., Капр.., тр..умф, ..єрогліф.

 

VІ. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

Объяснительный диктант. Иноязычные слова подчеркнуть, по словарю свыяснить их лексические значения.

Раскачает солнце свои качели, и пчелиные ударят виолончели (а. малышко.) Элегию пчела на крипці играет, а подсолнух игра на кобзе золотой (Е.гуцало.) Уже и клевер сквозит сквозь зело розовыми глазами марсианина (И.муратов.) Бриллиантами небо сияет (О.Гриценко.) Дед о хлебе, а баба о фиалки (Нар.творч.).

Диктант с комментированием.

1. Немного Америки, немного Европы, Азия в небо мечети втыкает (С. Крыжановский.) Паруса в напряжении, ясный пейзаж. На поиски, друзья, новых Атлантид! (В. Швец.) Истина является добром интеллекта. (Г. Конисский.) Нет, я не против математики, а все же в сердце зазира глазами букв хрестоматия... (П. Перебийнис.)

2. Однажды Лебедь, Рак и Щука совокупный бизнес решили втнуть (Г. Белокопытов.) Как хочется лимона, в ней, говорят. Витамины (Ю. Михайлов.) никто не знал, никто не слышал... Министр инкогнито прибыл (Александр Олесь.)

Словарный диктант. Объяснить лексическое значение слов и свыяснить их происхождение, при необходимости обратившись к словарю.

Бразилия, цилиндр, брависимо, килограмм, библиотека, джинсы, Чикаго, Вашингтон, Сицилия, Чили, такси, денди, мафиози, импровизация, инерция, интуиция.

 

VII. Повторение изученного в предыдущих классах.

Обработка таблицы.

 

В словах иноязычного происхождения буквы удваиваются:

1. В собственных названиях

Голландия, Диккенс, Руссо

2. В отдельных словах - общих названиях

Ванна, тонна, манная, панна, нетто, брутто, вилла, бонна

3. В случае совпадения одинаковых согласных звуков префикса и корня

Ирреальный, контрреволюция

 

Прочитать предложение, определить иноязычные слова. Обосновать правописание слов. Объясни лексическое значение слов, при необходимости обратившись к словарю.

И не ждем с неба манны! Только в труде мощь придет! (Л. Закордонец.) Слова обесценились, а счет пошел не в граммах, а на тонны... (Б. Олийнык.) То, что вчера было прогрессом, завтра станет іхтіозавром (Л. Костенко.) Принцесо Анна, уже готова ванна (И. Драч.) Стройные черешни, как мадонны, стоят в чарівнім наряде (С. Гринчак.)

 

VIII. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

Распределительный диктант. Иноязычные слова с удвоением и без него записать в две колонки. Объяснить лексическое значение слов, при необходимости обратившись к словарю.

Либретто, панна, донна, аллея, Голландия, Голливуд, интермеццо, вилла, касса, нетто, брутто, біроко, белладонна, мадонна, триллер, Шиллер, Мюллер, Джонни, Бетти.

Переписать слова, вставляя на месте точек, где это необходимо, мягкий знак или апостроф. Проверить себя по орфографічним словарем.

Ад..ютант, порт..есть, п..юпітр, конферанс..есть, п..юре, шансон..есть,..юра, др..єкція, б..юджет, миш..как Г..юнхен, потрт..эра, кар..эра, интер..ер, г..юш, П..ємонт, комп..ютер, П..яченца, б..язь, бракон..ер, кастан..єти.

Диктант с комментированием.

Молчит дитя у Мадонны на руках. (Н. Гуменюк.) Она не слышала никогда о Растрелли. (Л. Костенко.) Тогда не знал я ни высоких слов, др сказки про Ромео и Джульетту (В. Бровченко). Где-то остров есть, что осиял Шекспир, где Диккенс улыбался сквозь туманы (Г. Рыльский.) Ворона - священная птица бога Аполлона (Л. Костенко.) Итак духов в ванну наливай, и чем тебе это не тропический рай? (Ю. Клен.)

 

IX. Подведение итогов урока.

 

Х. Домашнее задание. Упражнения 56, 58.