И СЕМЕСТР
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Урок № 4
Тема: Зв’язне речи. Общения и речи. Виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо).
Восприятие чужой речи. Учебное аудирование
Цель: повторить изученное о речи как средство общения посредством выразительных средств языка; виды речевой деятельности; повправляти в восприятии-понимании услышанного; воспитывать любовь к природе, доброту и милосердие; развивать логическое и образное мышление, воображение, слуховую и зрительную память, с,агачувати и уточнять словарный запас учащихся, формировать коммуникативные умения.
Оборудование: учебник, текст для аудирования.
Ход урока
И. Сообщение цели и задач урока.
II. Анализ материала с целью обобщения изученного.
Беседа.
· Как эт’связаны язык и речь?
· Что такое вещание? Какова цель устной речи? Письменной?
· Что вам известно о такую форму речи, как диалог? Монолог?
· Какие существуют виды речевой деятельности?
· К каким видам речевой деятельности вы прибегаете в процессе выполнения домашнего задания? Во время беседы в классе?
III. Выполнение упражнений на застосувавання обобщенных знаний.
Объяснительный диктант.
Объяснить, какие виды речевой деятельности речь идет в каждом из пословицами’ел. К каким видам речевой деятельности вы использовали в процессе работы над диктантом?
Больше слушай, меньше говори. Страшное перо не у гуся, а в дурака. Он свой язык привязывать не привык. Написал писака, не прочита читака. Мудрый умеет читать и строки и между строками.
ИV. Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
Язык реализуется в процессе речи, то есть речевой деятельности. Речевая деятельность включает следующие виды: аудирование (одновременное слушание и понимание), чтение, говорение, письмо. По научным данным, время, которое человек тратит на речевую деятельность, распределяется так:
· аудирование - 45%
· говорение - 30%
· чтение - 6%
· письмо - 9%
Как видим, основой общения является аудирование. Именно оно обеспечивает восприятие и понимание устной речи.
Аудирование не следует смешивать со слушанием. Слушания - это прежде всего акустическое восприятие звукового потока, тогда как аудирование - это восприятие и понимание человеческой речи.
Успешность смыслового восприятия устной речи зависит от подготовленности слушателей, от того, как они умеют слушать.
V. Выполнение упражнений на закрепление изученного.
Проведение учебного аудирования.
Текст для аудирования
В лесу
Дети шли по узкой тропинке. Где не взялась трясогузка. Кивая длинным хвостом, она пробежала по тропинке быстро, как мышь.
Вокруг росли густые кусты. Они были круглые и казались похожими на огромные зеленые бошки.
С одного куста выпорхнул дрозд. Игорь подбежал к кусту, нагнулся и раздвинул ветки. Там чернело что-то круглое, похожее на чашку.
Никогда не приходилось ребятам видеть гнездо черного дрозда. Каждую былинку, каждую веточку было по-хозяйски обмазано глиной, и все гнездо зскидалося на слепленную из глины и земли черную чашку.
Но что могло быть красивее п’пятеро яичек, которые лежали в гнезде! Они были небесного, светло-голубого цвета, и по нему, как звездочки, где-не-где разбегались пятнышки. Вася осторожно дотронулся до гнезда пальцем и отдернул руки. Не сговариваясь, ребята молча пошли прочь.
Незаметно для себя дети заходии в лес все дальше. Вася рассказывал другу страшные случаи, о которых когда-небудт слышал. Больше всего понравилась Игорю история с бовкалом на волчьем хвосте. Того волка еще маленьким волчонком взял в логове дядя Афанасий и прив»связал ему бовкало до хвоста. Волчонок же возьми и утечи - ищи ветра в поле! Такой февраль вовцюган вырос! И все ищет людей, чтобы отомстить...
Тут случилось неожиданное. Дети услышали сухой стук бовкала... Игорь молча вцепился другу в рукав. Деревьев’деревянный стук приближался. Это даже не стук - щелчок. Какая-то большая зверюга щелкала зубами...
Когда кусты напротив затрещали и зашевелились, дети. Побросав корзины, бросились прочь. Вскоре Вася остановился.
- Стой, Игорь, - сказал он. - Я пойду и сниму с волчьего хвоста бовкало и отдам дяде Афанасию.
Парень подошел к кусту орешника и выломал сук. Бовкало застучало совсем близко. Василько бросился вперед, сквозь кусты.
- Игорь! - раздался его крик. - Иди сюда! Вот он!
В кустах, удивленно пялится на детей, стоял теленок. Деревянное бовкало теліпалося у него на шее. Испугавшись, теленок крута нулось и, ломая кусты, метнулось прочь.
Дубину, с которой Василько бросился на «волка», Игорь взял с собой. Он покажет ее всем. Василько же не знал, что это не зверь!
Дети пошли напрямик. Что-то рыжее мелькнуло над головами. Это была белка. Вероятно, в дупло вскочила. А в дупле у нее всегда полно орехов.
Вася подошел к дереву, охватил руками ствол. Игорь подсадил друга. Василькове повезло ухватиться за ветку. Он подтянулся вверх, тогда засунул в дупло руку. В то же мгновение его лицо искривилось от боли и испуга.
- Беги! - крикнул он. - Шершнюки!
Почувствовав болезненный укус в руку, Игорь бросился бежать. Шершней он одганяв корзиной. Отбежав далеко от опасного места, парень остановился. Где же Вася? Товарищ не с’являлся.
Возвращаться было боязно. В ушах до сих пор стоял ост отталкивающее жужжание, а перед глазами не исчезало видение? Страшные, с палец длиной, желто-полосатые шершни...
Игорь чувствует, что не может больше ждать. Тревога за Василька охватывает его. Сжимая в руке держальце корзины, он быстро идет туда, где оставил товарища.
Васлько лежал под деревом, весь съежившись. Игорю стало страшно. Вася пошевелился и крикнул:
- Не подходи! Закусают!
Рой летал над Васильком. Огидливі желтые насекомые не давали ему подняться.
Что-то словно толкнуло Игоря. Он надел на голову корзину и с отчаянной решимостью побежал к Василькам. Просто с разгона упал на товарища, заслонив его от шершней. Разъяренные насекомые с шелестом бились об корзину.
- Глупый, закусают! Попадешь! - глухо отозвался Вася.
- Я гнакрився кршиком, Василек. Ты лежи смирно. Тебе очень больно?
- Не шевелись, Игорь. Они отстанут. А ты не сердишься на меня? Я же знал, что то не волк...
- Ты знал?
- Ага. Как мы убегали ото, я оглянулся и увидел тельца...
Прошел еще добрый час, пока віддлетів последний шершень. Затихло жужжание и шелест слюдяных крылышек. Мальчики поползли, чтобы снова не привлечь внимания насекомых.
На тропе они глянули друг на друга: у каждого лица розухло, вместо глаз светились щели.
Обнявшись, хлоп’ята пошли по тропинке. Лес становился жиже, впереди чистой синевой блеснуло небо.
По А. Донченком; 605 сл.
На каждый из вопросов выбрать правильный ответ:
1. Перед детьми дорожке пробегала:
А перепелка
ü Бы трясогузка
В малиновка
Г ворона
2. Кусты были похожи на:
А круглые м’мяча
Бы детские головы
В зеленые снопы
ü Г зелени макитры
3. Ребята, не сговариваясь, пошли прочь от гнезда, потому что
А они спешили
Бы гнездо их не заинтересовало
ü В боялись навредить птичке
Г хотели избежать соблазна разрушить гнездо
4. Волчонок в логове нашел
А дед Иван
Бы дядя Себастьян
В дядя Петр
ü Г дядька Панас
5. Василько выломал ветку с куста
А калины
Бы малины
ü В лещины
Г ежевики
6. Игорь взял дубину с собой, чтобы
А похвастаться перед ребятами
ü Бы подтвердить смелость товарища
В убедить во встрече с волком
Г на память о событии
7. Вася полез в дупло, чтобы
А поймать белку
Бы выдрать бельчат
В отведать пчелиного меда
ü Г достать орехи
8. Василько гукну Игорю:
А «Спасай меня!»
Бы «Держи меня!»
В «Постой!»
ü Г «Беги!»
9. Игорь вернулся к дереву с дуплом, чтобы
А узнать, что случилось с Васильком
ü Бы спасать Василька
В забрать брошенный корзину
Г спросить дорогу
10. Накрыв собой товарища, Игорь переживал, чтобы
А шершни не закусали его до смерти
ü Бы не болело товарищ
В шершни не залезли под кошив
Г шершни не испортили корзину
11. Вася признался, что видел теленка, потому что
А из благодарности за помощь
ü Бы через угрызения совести
В было очень страшно
Г надо же о чем-то говорить
12. Случай с шершнями
А положит конец дружбе мальчиков
ü Бы еще больше укрепит их дружбу
В не повлияет на их отношения
Г вызовет в них взаимную сразу
VІ. Ответы учителя на вопросы учеников (после того, как тестовые задание выполнено).
VII. Подведение итогов урока.
VIIИ. Домашнее задание. Упражнение 11.