Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

 

Урок № 4

Тема: Звязне речи. Общения и речи. Виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо).

Восприятие чужой речи. Учебное аудирование

 

Цель: повторить изученное о речи как средство общения посредством выразительных средств языка; виды речевой деятельности; повправляти в восприятии-понимании услышанного; воспитывать любовь к природе, доброту и милосердие; развивать логическое и образное мышление, воображение, слуховую и зрительную память, с,агачувати и уточнять словарный запас учащихся, формировать коммуникативные умения.

Оборудование: учебник, текст для аудирования.

Ход урока

И. Сообщение цели и задач урока.

 

II. Анализ материала с целью обобщения изученного.

Беседа.

· Как этсвязаны язык и речь?

· Что такое вещание? Какова цель устной речи? Письменной?

· Что вам известно о такую форму речи, как диалог? Монолог?

· Какие существуют виды речевой деятельности?

· К каким видам речевой деятельности вы прибегаете в процессе выполнения домашнего задания? Во время беседы в классе?

 

III. Выполнение упражнений на застосувавання обобщенных знаний.

Объяснительный диктант.

Объяснить, какие виды речевой деятельности речь идет в каждом из пословицамиел. К каким видам речевой деятельности вы использовали в процессе работы над диктантом?

Больше слушай, меньше говори. Страшное перо не у гуся, а в дурака. Он свой язык привязывать не привык. Написал писака, не прочита читака. Мудрый умеет читать и строки и между строками.

 

ИV. Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

Язык реализуется в процессе речи, то есть речевой деятельности. Речевая деятельность включает следующие виды: аудирование (одновременное слушание и понимание), чтение, говорение, письмо. По научным данным, время, которое человек тратит на речевую деятельность, распределяется так:

· аудирование - 45%

· говорение - 30%

· чтение - 6%

· письмо - 9%

Как видим, основой общения является аудирование. Именно оно обеспечивает восприятие и понимание устной речи.

Аудирование не следует смешивать со слушанием. Слушания - это прежде всего акустическое восприятие звукового потока, тогда как аудирование - это восприятие и понимание человеческой речи.

Успешность смыслового восприятия устной речи зависит от подготовленности слушателей, от того, как они умеют слушать.

 

V. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

Проведение учебного аудирования.

Текст для аудирования

В лесу

Дети шли по узкой тропинке. Где не взялась трясогузка. Кивая длинным хвостом, она пробежала по тропинке быстро, как мышь.

Вокруг росли густые кусты. Они были круглые и казались похожими на огромные зеленые бошки.

С одного куста выпорхнул дрозд. Игорь подбежал к кусту, нагнулся и раздвинул ветки. Там чернело что-то круглое, похожее на чашку.

Никогда не приходилось ребятам видеть гнездо черного дрозда. Каждую былинку, каждую веточку было по-хозяйски обмазано глиной, и все гнездо зскидалося на слепленную из глины и земли черную чашку.

Но что могло быть красивее ппятеро яичек, которые лежали в гнезде! Они были небесного, светло-голубого цвета, и по нему, как звездочки, где-не-где разбегались пятнышки. Вася осторожно дотронулся до гнезда пальцем и отдернул руки. Не сговариваясь, ребята молча пошли прочь.

Незаметно для себя дети заходии в лес все дальше. Вася рассказывал другу страшные случаи, о которых когда-небудт слышал. Больше всего понравилась Игорю история с бовкалом на волчьем хвосте. Того волка еще маленьким волчонком взял в логове дядя Афанасий и прив»связал ему бовкало до хвоста. Волчонок же возьми и утечи - ищи ветра в поле! Такой февраль вовцюган вырос! И все ищет людей, чтобы отомстить...

Тут случилось неожиданное. Дети услышали сухой стук бовкала... Игорь молча вцепился другу в рукав. Деревьевдеревянный стук приближался. Это даже не стук - щелчок. Какая-то большая зверюга щелкала зубами...

Когда кусты напротив затрещали и зашевелились, дети. Побросав корзины, бросились прочь. Вскоре Вася остановился.

- Стой, Игорь, - сказал он. - Я пойду и сниму с волчьего хвоста бовкало и отдам дяде Афанасию.

Парень подошел к кусту орешника и выломал сук. Бовкало застучало совсем близко. Василько бросился вперед, сквозь кусты.

- Игорь! - раздался его крик. - Иди сюда! Вот он!

В кустах, удивленно пялится на детей, стоял теленок. Деревянное бовкало теліпалося у него на шее. Испугавшись, теленок крута нулось и, ломая кусты, метнулось прочь.

Дубину, с которой Василько бросился на «волка», Игорь взял с собой. Он покажет ее всем. Василько же не знал, что это не зверь!

Дети пошли напрямик. Что-то рыжее мелькнуло над головами. Это была белка. Вероятно, в дупло вскочила. А в дупле у нее всегда полно орехов.

Вася подошел к дереву, охватил руками ствол. Игорь подсадил друга. Василькове повезло ухватиться за ветку. Он подтянулся вверх, тогда засунул в дупло руку. В то же мгновение его лицо искривилось от боли и испуга.

- Беги! - крикнул он. - Шершнюки!

Почувствовав болезненный укус в руку, Игорь бросился бежать. Шершней он одганяв корзиной. Отбежав далеко от опасного места, парень остановился. Где же Вася? Товарищ не сявлялся.

Возвращаться было боязно. В ушах до сих пор стоял ост отталкивающее жужжание, а перед глазами не исчезало видение? Страшные, с палец длиной, желто-полосатые шершни...

Игорь чувствует, что не может больше ждать. Тревога за Василька охватывает его. Сжимая в руке держальце корзины, он быстро идет туда, где оставил товарища.

Васлько лежал под деревом, весь съежившись. Игорю стало страшно. Вася пошевелился и крикнул:

- Не подходи! Закусают!

Рой летал над Васильком. Огидливі желтые насекомые не давали ему подняться.

Что-то словно толкнуло Игоря. Он надел на голову корзину и с отчаянной решимостью побежал к Василькам. Просто с разгона упал на товарища, заслонив его от шершней. Разъяренные насекомые с шелестом бились об корзину.

- Глупый, закусают! Попадешь! - глухо отозвался Вася.

- Я гнакрився кршиком, Василек. Ты лежи смирно. Тебе очень больно?

- Не шевелись, Игорь. Они отстанут. А ты не сердишься на меня? Я же знал, что то не волк...

- Ты знал?

- Ага. Как мы убегали ото, я оглянулся и увидел тельца...

Прошел еще добрый час, пока віддлетів последний шершень. Затихло жужжание и шелест слюдяных крылышек. Мальчики поползли, чтобы снова не привлечь внимания насекомых.

На тропе они глянули друг на друга: у каждого лица розухло, вместо глаз светились щели.

Обнявшись, хлопята пошли по тропинке. Лес становился жиже, впереди чистой синевой блеснуло небо.

По А. Донченком; 605 сл.

 

На каждый из вопросов выбрать правильный ответ:

1. Перед детьми дорожке пробегала:

А перепелка

ü Бы трясогузка

В малиновка

Г ворона

2. Кусты были похожи на:

А круглые ммяча

Бы детские головы

В зеленые снопы

ü Г зелени макитры

3. Ребята, не сговариваясь, пошли прочь от гнезда, потому что

А они спешили

Бы гнездо их не заинтересовало

ü В боялись навредить птичке

Г хотели избежать соблазна разрушить гнездо

4. Волчонок в логове нашел

А дед Иван

Бы дядя Себастьян

В дядя Петр

ü Г дядька Панас

5. Василько выломал ветку с куста

А калины

Бы малины

ü В лещины

Г ежевики

6. Игорь взял дубину с собой, чтобы

А похвастаться перед ребятами

ü Бы подтвердить смелость товарища

В убедить во встрече с волком

Г на память о событии

7. Вася полез в дупло, чтобы

А поймать белку

Бы выдрать бельчат

В отведать пчелиного меда

ü Г достать орехи

8. Василько гукну Игорю:

А «Спасай меня!»

Бы «Держи меня!»

В «Постой!»

ü Г «Беги!»

9. Игорь вернулся к дереву с дуплом, чтобы

А узнать, что случилось с Васильком

ü Бы спасать Василька

В забрать брошенный корзину

Г спросить дорогу

10. Накрыв собой товарища, Игорь переживал, чтобы

А шершни не закусали его до смерти

ü Бы не болело товарищ

В шершни не залезли под кошив

Г шершни не испортили корзину

11. Вася признался, что видел теленка, потому что

А из благодарности за помощь

ü Бы через угрызения совести

В было очень страшно

Г надо же о чем-то говорить

12. Случай с шершнями

А положит конец дружбе мальчиков

ü Бы еще больше укрепит их дружбу

В не повлияет на их отношения

Г вызовет в них взаимную сразу

 

VІ. Ответы учителя на вопросы учеников (после того, как тестовые задание выполнено).

 

VII. Подведение итогов урока.

 

VIIИ. Домашнее задание. Упражнение 11.