Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Родной язык 7 класс планы-конспекты уроков

Уроки № 6, 7

Тема: Дієприкметниковий оборот. Обособление запятыми причастных оборотов (после означаемого существительного).

Цель: дать понятие о дієприкметниковий оборот, формировать умение определять его в предложениях, правильно интонировать предложения с дієприкметниковими оборотами и употреблять в таких предложениях знаки препинания; воспитывать любовь к природе; развивать логическое мышление, память.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник.

Ход уроков

 

И. Подготовка к восприятию нового материала.

* Выразительно прочитать заранее записаны на доске в две колонки предложения. В каждом из предложений первой колонки определить причастие. В предложениях второй колонки - причастие и зависимые от этого причастия слова. Какими знаками препинания выделено деепричастия с зависимыми словами на письме? Как читаются предложения с причастиями и зависимыми от них словами?

 

Цветы сріблені росой.

 

 

Сердце девичье от человеческого глаза спрятано.

 

 

Копейка нажитая трудом.

 

Цветы, сріблені росой, смотрят на путь. (В. сосюра.)

 

Сердце девичье, от человеческого глаза спрятано, полное красоты и силам. (М.Вороний.)

 

Копейка, нажитая трудом, сохранится дольше легкого рубля. (Нар.творч.)

 

II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

III. Изучение нового материала.

* Работа с учебником.

Проработка теоретического материала (с. 18-19).

Выполнение упражнения 40.

ИV. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

* Прочитать cпроектируемые через кодоскоп (заранее записаны на доске) предложения, правильно их інтонуючи. Определить дієприкметникові обороты. Объяснить употребление знаков препинания в предложениях.

И. Послушай, как трава растет, напоенная дождями. (П.Осадчук.) Так шепчет среди ночи ветром возбуждена трава. (Александр Олесь.) Запахли солнцем в садах яблони, от корня натруженные по ветви. (О.Довгий.)Медом яблоко налито зачепилось на ветвях. (В.Крищенко.) Сиянием переполнены плоды мерцают, горят, не гаснут. (Е.гуцало.)

II. А гений, выигранный в крепостничества в лотерею, стоит в недосягаемых высотах зарей! (М.Самійленко.) Всех словян добру и правде учат железом углу строфы “Кобзаря”. (Л.Дмитерко.) Поэт в земле становится корнями густого леса, называемого Народ! (В.Коротич.) И озаренный солнцем весь стоял Тарас Шевченко на Чернечей горе. (Швец.)

* Переписать предложения, заранее записанные на доске (спроектированы через кодоскоп), вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания (подаем предложение без их изъятия). Подчеркнуть дієприкметникові обороты.

И. И пахнет ранним солнцем и м..дком..мля, ле..с кем..рпанком окутана. (Д.Луценко.) На западе ро..падаються последние..шневі сгустки, оставленные солнцем. (Н.стельмах.) Навеки полюбил я белые хаты, завихорені цветом..шняки и матіол в..чірні ароматы (Д.Луценко.) Хлеб ч..рствий, порезанный по скибе, все же соло..кий с доброй руки. (А. малышко.). Спасибо Вам, мама, за всю доброту и песню, оставленную в наследство. (Д.Луценко.)

II. Небо, збіліле от жары, уже седеет, как поп..лие. (Леся Украинка.) В душе - Карпаты, покрытые синевой. (Д.павлычко.) Спят с..виной закутанные горы. (Б.Дегтярьов.) Ветки, ро..чахнуте на груши, ле..ку навевает п..чаль. (І.Доценко.) И ч..брецями день затоплен спустился низко к траве. (Н.стельмах.) Ночь, озаренная цветом яблони, затуман..на, как роса. (Д.павлычко.) Возле дома сторож..ю стояли обнизані пуговицами семена в..соченні мальвы. (Н.стельмах.)

 

* Предупредительный диктант. Дієприкметникові обороты подчеркнуть.

 

И. Мне еще и до сих пор берег снится, залитый солнечным огнем. (В. сосюра.) А более от всего я люблю в партере, залитом светом, сидеть в толпе. (Л.Первомайський.) Спокойствием увитые спят просторы нив. (В. сосюра.) Из золота соткана сяєво льется. (М. рыльский.) Встают тропы, заплетенные в тернии. (Д.Луценко.) Давно уже море ночью залило утомленные дневным трудом село. (М. рыльский.) Тканую звездами теплый платок ночь на тихое село надела. (Т.Масенко.)

II. А вырезанная из ивняка ветка, как Украина, с нами разговаривает. (Е.гуцало.) Рожденное в муках слово запомнитьсебя или нет? (Л.Дмитерко.) Я в людей попрошу только веры в каждое слово, услышанное от меня. (Л.Костенко.) Запомнитьхочешь помнить каждое слово, услышанное где-то неожиданно, случайно. (Л.Дмитерко.) С правдой разведены слова куда-то бегут по серому перрону. (Л.Костенко.) Есть фигуры, в прошлом забыты. (Д.павлычко.)

III. Звенела тишина, плетеная звездами. (И.драч.) До колосьев, налитых туго, моя прислоненный душа. (О.Довгий.) Теплое нежное лето, васильками окутано, посеребренное дождями, живет в глазах у мамы. (А.Костецький.) И дышит на меня давностью окутанный легендами курган. (М.Нагнибіда.) Прощай все: поля, дубравы, Днепр широкий, бор сосновый, наряженный в раннюю росу! (М.старицкий.) И русый заяц, за ночь поседевший, мелькнул узоры ткать в липняку. (І.Доценко.) На дорогу выбежал увядшее за зиму заяц, прыгнул раз, другой, насторожил уши и захлопав в кустах. (Н.стельмах.)

 

*Работа с учебником. Выполнение упражнения 43 (И).

 

* Диктант с комментированием.

 

И. Безграничный степь, покрытый снегом, спал. (М.старицкий.) Зимний ветер клонит ольху на скованную льдом реку (Д.Кремінь.) Вечер встал над селом, яблоки, умытые росой, синим укрыл рукавом. (В. сосюра.) На зорях настоянную воду Десна вместе с небом несла. (М.Сіренко.) На ровное плесо тихой Десны лягались туман, простелен на луга. (О.Довгий.) А из облаков, широко раскрытых и сине, несут привет весенние журавли. (В. сосюра.) Ночью все дома стали похожими, как люди в одинаковых пальто, что заснули, вистунчені вдоль улиц. (В.Коротич.)

II. Наука - то колодец, выкопанный иглой. Вбитые в голову знания - то труха. Дружно спаянный народ очень похож на гранит. Работу, отложенную на завтра, проклянут потомки. Не вкусный хлеб, чужим ножом краяний. Добытый трудом камень гякший от подаренного бублика. Занятыми у соседа зубами кости не розгризеш. Рубашку, покроенную за чужими советами, носить ночью. Зло, причиненное чужому теленку, отразится на твоей корове. В коня, купленного по цене огурцов, судьба огуречная.

Народное творчество.

III. На этой земле, обескровленной от ран, растерзанной ікластими борзыми, вожделенную свободу вимріяв Богдан, за нее в Берестечко шел полками. (Д.Луценко.) Что же это ниво, бедствием сбита, потом, кровію полита, сейчас случилось с тобой? (М.старицкий.) Веселый день давно уже одгорів, и даль доносит песню клюкву, а я иду в море фонарей, влюбленный в бессмертную Украину. (В. сосюра.)

* Обучающий диктант.Подчеркнуть в тексте дієприкметникові обороты.

Люди стояли полукругом возле завалинки. Среди группы сидел слепой кобзарь, возле него примостился мальчик. Сухими руками кобзарь перебирал струны почерневшей от давности кобзы.

В песне говорилось, как варил казак пиво. Кто только не приходил его пить! Был турчин, был татарин, заходил шляхтич. Все лежат мертвые с тяжкого похмелья. А казацкая сабля, покрытая ржавчиной, висит в кладовке. Никому вытащить ее из ножен и выяснить гартовану сталь.

Песня волновала, тревожила. С такой песней, навечно в сердце вкарбованою, можно пойти и на смерть. (По Ю.Мушкетиком; 80 сл.)

V. Подведение итогов урока.

 

VИ. Домашнее задание.П.4, упражнение 42.