Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Родной язык 7 класс планы-конспекты уроков

Уроки № 8, 9

Тема: Склонение причастий. Гласные в окончаниях причастий.

Цель: объяснить особенности склонения причастий, формировать умение определять их падежи в предложениях, ставить причастия в нужной відмінковій форме, правильно писать падежные окончания причастий; воспитывать любовь к природе и к родной песни; развивать внимание, логическое мышление, совершенствовать навыки такой мыслительной действия, как сравнение, обогащать и уточнять словарный запас учащихся.

Тип уроков: уроки изучения нового материала.

Оборудование: раздаточный материал, учебник.

 

Ход уроков

 

И. Проверка домашнего задания.

*Работа у доски.Выполнение индивидуальных заданий двумя учениками.

Карточка 1

 

Перестроить предложение так, чтобы дієприкметникові обороты выделялись запятыми. Перестроенные предложения записать, обороты подчеркнуть.

 

Напрасно потерянного дня ни за какие деньги не вернешь. Насильно раскрытая роза теряет аромат. Нарисованные краской цветы живут дольше. Хорошо сшитые сапоги хорошо и носятся. Сїдений к работе хлеб выращивает лентяев. Нажитая трудом копейка сохранится дольше легкого рубля. И тысяча мудрецов не достанет брошенный дурак в колодец камень.

Народное творчество.

Карточка 2

Переписать, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания (подаем предложение без их изъятия). Дієприкметникові обороты подчеркнуть.

Я в в..пу край Дуная свою хату имею, густым лесом обсаженную, красным цветом пр..крашену. А на горе огонь горит, а в долине к зак..л..жить, к..тайкой покриваний, порубленный, постреляний.

Народное творчество.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

* Работа у доски.Записать предложения, указать в них причастия, свыяснить падеж каждого. Выделить окончания причастий. Подобно к какой части речи склоняются причастия?

И. И вечер голубые покосы положил на уставший Днепр. (В. сосюра.) Пусть зацветет жизни на замершем поле. (В.самойленко.) Стану я утром на вспаханной ниве. (И.франко.) Уже мальва возле дома расцвела медалями натрудженого лета. (Д.Луценко.) И чутко подсолнечник вернет пыльную голову на восток. (Н.стельмах.) В полях обветренных пути мои страстные. (А. малышко.)

II. Закипали и гасли васильков раскачанные колокола. Маки во ржи рыдали лепестками сорванных слез. (Е.гуцало.) И астры запоздалой красотой очаровывают зрение. И заря в пожелтевшей траве растеряла пурпурные ленты. (В. сосюра.) Сколько радуг цветков зацветет злототканих, хороших издали! (П.Усенко.) Сколько засохшей розы не поливай, второй раз не зазеленеет. (Нар.творч.)

III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

ИV. Изучение нового материала.

* Работа с учебником.Обработка таблицы “Склонение причастий” (п. 5, с. 23).

* Работа у доски.Используя проработанную таблицу как опору, просклонять деепричастиявзволнован, пожелтевший.

* Работа с учебником.Проработка теоретического материала (п. 5, с. 23).

 

V. Выполнение упражнений на закрепление.

* Переписать, на месте точек вставляя пропущенные буквы. Определить падежи причастий, окончания выделить рамкой.

 

И. Как я люблю эти часы труда, когда все вокруг зао..ха под властью чарующей ночи... (Леся Украинка.) Так хочет..ся щекой пр..тулит..ся до состояния завороженных берез! И встреча корнем вросла в гл..бинь сху..лева..ого сердца. (Д.Луценко.) А дуб зарю посадил не плечи и тр..имеет на зсутулених пл..чах. (Е.гуцало.)

II. На ветвях пох..ленных иней сріблит..ся. (П.Воронько.) Над садом ос..ротілим свес мороз с..рпанком белым. (М.старицкий.) Хрустит, как стекло, под шагом снова замерзшей воды слюда. (В. сосюра.) Вил..нялу кожушину ветер, как нож, проб..ва. (Д.павлычко.) Кулацкому сіряку не верь, как изношенном ветряке. (Нар.творч.).

* Объяснительный диктант.Деепричастия подчеркнуть, определить падеж каждого.

И лет одлетілих не жалко, что в даль одпливли, как вода. (В. сосюра.) И таким повеяло со сцены радостным, окрилюючим праздником! (Л.Дмитерко.) Пыль веков сдувается археолог из черепка, разрытого в мгле. (А.Бортняк.) Так где простерлись небосклоне в тумане пройденных дорог. (В. сосюра.) Замирающим гулом доносился едва уловимый гром. (І.Цюпа.) Притихшим морозом цветет сенокос. (И.драч.)

* Переписать, приведенные в скобках причастия ставя в нужной форме. Определить падежи этих причастий.

И. Шатается сад мой вишневый ветками без (пожелтевший) листьев. (В. сосюра.) Две яблони руками корявыми (умерший) листья ловят в саду. (В.Коротич.) Поривні ветры ветки нагибают топольного, шумит оно грустно листьями (умирающий). (А.Шиян.) В (закучерявлений) медь дубов вкрапляється золото передвечір'я. (Н.стельмах.) Леса пламенели (одспіваний, стухаючий) огнем. (И.драч.) (Расцветший) папоротник ищешь ты в лесах. (Александр Олесь.) Вечер догорал на западе красным (потухаючий) жаром. (И. Нечуй-Левицкий.)

III. В (забытый) саду не ищи винограда. В (стоячий) воде рыба не такая вкусная. (Покореженный) деревья на строительство не выбирают. (Разбит) посуды цена миновала. (Подстреленный) сокола и вороны быют. Он такой, что с (вареный) карашанки цыпленка высидит. Не засипай (обмелевший) колодца, пока не выкопал новой. (Брошенный) камня не вернешь. (Образованный) человека не свернешь с тропинки.

Народное творчество.

* Обучающий диктант.Деепричастия подчеркнуть, определить падеж и синтаксическую роль каждого.

И. Незнакомый берет бандуру, садится и начинает перебирать струны. Зарокотали, опечалились они тоской давности, забился красивый, но надорванный голос. Песня срывается подбитой птицей, крепко цепляется за сердце, переносит его в далекие края и вики.

С каждым словом сумнішає, мрачнеет лицо опечаленного певца. Он вырывается на верховя мелодии, когда на волнах синего моря взлетают запорожские челны. Видимо, он тоже черпнул горя не с мелкого дна, горе оживает в его опечаленных глазах, настороженном взгляде. По линиям его изогнутой фигуры чувствуется, что не сила предков песни, а что-то другое бередит его исстрадавшуюся душу. И надо ему пособить дружеским пожатием руки, верным словом или взглядом. (По М.Стельмахом; 100 сл.)

II. Великолепное, пышное украинское село! Замечательный, Богом благословенный Богом забытый край!

Вечером на улице до полуночи пели. Долетали слова песен, исполненные высокой, простой и пахучей, как цветки зеленого степи, поэзии. Обвіяний духом песен, неба, тепла, каждый как будто видел душой свою Украину. Она была засажена садами, виноградом и лесами, вся облитая реками. Украина предстала со своим гордым, поэтическим и добрым народом, с народом образованным, свободным, без всякого ярма на шее, со своим языком, наукой и поэзией. И каждый чувствовал душой, что все то должен сходить и расти, не политое водой и росой, под горячими камнями и песком, умышленно наметанным сверху. (По Нечуй-Левицким; 100 сл.)

III. Когда взять в сторону лесного озера, деревья редеют. На поляне белеет с трех сторон отороченная садом дом. Но Максим сначала направляется к закругленного, похожего на сердце озера. Оно действительно является сердцем леса, поэтому, видимо, только в самые лютые морозы берется льдом.

Сейчас над поворонілою водой, языков привсвязана, висит тонкая и прозрачная наметка синей мглы. На берегу лежит долбаная лодка, снизу он взялся льдом, а сверху посыпанный снегом. Посреди озера плавают две пары крякв. Качва неторопливо отплывает к противоположному берегу, словно сплетенные кочками. На кочках торчат надломленные стебли татарского зелья, а за ними плотной стеной встал засохший с серо-розовым волоттям камыш. Разве его можно обойти? Надо полезть в заросли, спеть про рыбалку молодого и тогда медленно идти в гости к деду. (По М.Стельмахом; 120 сл.)

 

Словарь. Наметка - покрывало из тонкой кисеи; перен. пелена, паволока. Кряква - большая дикая утка. Кочка - бугорок на лугу или болоте, поросший травой или мхом.

 

VИ. Подведение итогов урока.

 

VII. Домашнее задание. П.5, упражнение 57.