Урок № 5
Тема: Причастие как особая форма глагола: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Цель: дать понятие о причастие как особую форму глагола, объяснить присущие дієприкметникові грамматические признаки прилагательного и глагола, формировать умение распознавать деепричастия в предложениях, выяснять их род, число, падеж, синтаксическую роль; воспитывать уважение к таких качеств, как человечность и доброта; воспитывать любовь к родной природе; развивать внимание, воображение, логическое мышление, память.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, таблица “Формы глагола”.
Ход урока
И. Подготовка к восприятию нового материала.
* Прочитать спроектированы через кодоскоп (заранее записаны на доске) предложения.Поставить вопросы к выделенным словам. На какую именно признак указывают эти слова?
И ластится колосяним теплом конец пути дозріваюча пшеница. А на поле колосом искрится повнозерна виспіла пшеница. И нет более богатого чуда, как разбуженное хлебная нива! И нет более богатого чуда, как чарующая хлебная нива! Роззолочене поле бескрайнее урожаями дорідними играет. И производит обжинки натруженная щедрая пора. Согретая солнцем растет в земных ладонях и мачинка.
Из произведений Д.Луценка.
II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
III. Изучение нового материла.
*Работа с учебником.Проработка теоретического материала (п. 4, с. 16).
*Обработка таблицы .
Глаголы
в неозначеній форме |
Личные глаголы |
Деепричастия |
Деепричастия |
читать
палаты
|
читают
пылать |
читаемый
горящий |
читая
пылая |
* Работа с учебником.Обработка таблицы “Грамматические признаки причастия” (с. 17).
ИV. Выполнение упражнений на закрепление.
* Работа с учебником.Выполнение упражнения 36 (устно).
* Объяснительный диктант. Деепричастия подчеркнуть, определить грамматические признаки каждого. С’выяснить синтаксическую роль причастий.
И. Звонких дорог выстелены ладони. (О.Довгий.) А колодец с’объединенная с морем. (И.драч.) Яблоки созревшие виснут надо мной. (В. сосюра.) Красные яблоки в комнатах насыпаны. (Д.павлычко.) Небо незміряне усыпано звездами. (М.старицкий.) Змовкле над степью небо. (М.Самійленко.) На землю по звездной лестнице задуманный вечер сошел. (В. сосюра.)
II. М’каким дымком размыта даль. (Б.олийнык.) Рассыпана Роса в траве. (Б.Дегтярьов.) Пламенное листья сыплет октябрь, схватывается нива задубело. (И.драч.) Пожелтевшие шурхають листья, скрипят деревья, как протезы. (Д.Луценко.) Кукуруза шумит пожелтела, снова в теплые края летят журавли. (В. сосюра.) И задумался аист на паруючім покосе. (Д.павлычко.) Вон седыми туманами дымят разбужены карпатские полонины. (Д.Луценко.)
* Диктант с комментированием.Указать в предложениях деепричастия. Определить их грамматические признаки. В указанных учителем предложениях подчеркнуть все члены предложения. Какими членами предложения могут выступать причастия?
И. И сладкий хлеб на чужбине желаемого вкуса не имеет. Созрела груша к земле тяготеет. Не все говорене бывает творимое. Передумкою испорченного не исправишь. Зазубренная секира выражает невмільця. Жареные голуби не летят в губы. От огня удаленный не бывает осмалений. Свою работу измеряй сделанным. Случается, что и гравий позолоченный.
Народное творчество.
II. Осідлана свинья не совсем стоит лошадь. Отодвинут горшок каши не сварит. В удочки прицеплен только один дурак, а второй сидит на берегу. Большой дуб, и порохнею напичкан. Медведь еще в лесу, а шкура на нем - продана. Сколько засохшей травы не поливай, второй раз не зазеленеет. У него В доме все упитанные мухи. У льна-долгунца два лица: расцветшее и спрядене. Собранные по ложке не виплескуйте ведром. Где хвост правит, там голова искривлена.
Народное творчество.
III. Проплывают зори Украины над моим растворенным окном. (В. сосюра.) Месяцем просвічене окно будило нас. (П. тычина.) Осеннего солнца вечерние, увядшие приходят сквозь мерзлое окно лучика. (Л.Первомайський.) Скошенная трава вяленая, украшенная, пахучая. (Л.Дмитерко.) Смотрит месяц в одкрите окно с неба Страны моей. (В. сосюра.)
* Обучающий диктант.Определить причастия, с’выяснить их синтаксическую роль.
Ничего в мире нет лучше мягкую весеннюю землю, спелое осеннее небо и светлоглазый детей с родителями. Ни небо, ни земля никогда не покидают человека. Так зачем же, каким людоедским правом от родителей навсегда забирают их любимых детей? Будь проклято навеки серебро и злато, из которого вылупляются палачи и убийцы, будьте прокляты ненавистью пожмаковані, змеиным жиром насочені мозги, что не умеют любить человека, ее рода, ее обычных земных забот, радостей и высоких порывов. (По М.Стельмахом; 75 сл.)
V. Подведение итогов урока.
VИ. Домашнее задание. П. 4, упражнение 38.