СТИЛИСТИКА ЯЗЫКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
Урок № 5
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВОГО СОСТАВА УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЗВУКОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ
Цель: повторить общую характеристику звукового состава украинского языка, научить устанавливать роль звуковоспроизведения в художественных текстах, совершенствовать орфоэпические умения учащихся; с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала воспитывать у школьников уважение к красоте родного языка.
Внутрішньопредметні связи:
Орфоэпия: чтение поэтического произведения с соблюдением орфоэпических норм.
Межпредметные связи:
Литература: выразительное чтение поэтического текста.
Тип урока: урок повторения полученных знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока
III. Актуализация мотивационных резервов десятиклассников на основе повторения изученного
Лингвистическая викторина
► Дать обоснованные ответы на предложенные вопросы.
1. 3 какого количества звуков состоит звуковая система украинского литературного языка?
2. Сколько гласных звуков в русском литературном языке? Назовите их основные характеристики.
3. На какие группы делятся согласные звуки при участии голоса и шума?
4. Какие звуки образуются с помощью голоса и шума?
5. Какие согласные характеризуются по глухістю-звонкостью?
6. По месту создания согласные делятся на...
7. По способу создания согласные украинского языка делятся на...
8. На какие группы делятся согласные звуки по твердости-мягкости?
Материал для учителя
1. 38 звуков.
2. 6 гласных звуков. Характеризуются по способу создания (поднятие и ряд), лабіалізацією, наголошеністю.
3. Шумные и сонорные.
4. Сонорные.
5. Шумные.
6. Губные, переднеязычные, середньоязикові, заднеязычные, глоточный.
7. Прорывные, фрикативні, зімкнено-проходные, аффрикаты.
8. Твердые и мягкие. Мягкие, в свою очередь, делятся на мягкие [д’], [т'], [н'], [л'], [й] и смягчены [а’], [с’], [ц’], [дз’], [г’]. Отдельно обозначаются напівпом'якшені [б’], [п’], [в’], [ф’], [м’], [г’], [к’], [х’], [г’], [ж’], [ш’], [дж’], [ч’].
Орфоэпический практикум.
Наблюдения над языковым материалом
► Прочитать выразительно текст, определить слова, выполняют эмоционально-экспрессивную функцию. Выписать слова-звуковоспроизведение.
В углу живет хип-хап,
У него множество длинных лап, -
Ух!..
Только сумрак заляга,
Он лапища простяга,-
Ой!
Я хватаю за прута
И по лапам, как кота, -
Бах!
А никаких лан нет -
Тень качается сама...
Ха!..
(Т. Коломиец)
► Подготовиться к выразительному чтению белого стиха.
РОДНОЙ ЯЗЫК
В щільник чувств и ума заря
Пчелой залетает; тихо
Завесу грусти раскрывает песня:
...Кру-кру,
Заки море перелечу -
Крилонька сотру...
О, рідна мово!
Причащаюсь
У твоих источников прозрачных, чистых,
И набираюсь пьянящей силы...
Твои богатства - неисчерпаемы.
Предок
И кабана охотился, и печенега
Отгонял за пороги. У костра
Вирізьблюван, словно из кремня, слова -
Отборные и важучі.
Землю
Пахал оратай непочатую, пот
Котивсь на опилки,- и на крыльях песни
Его мысли сегодня долетели.
Выходила древлянка из хижины,
Склонялась лозой возле плота,
Ибо судьба нелегкая ее ломала,
И вырывалось из груди вздох
Жгучим словом...
(Есть. Гуцало)
► Найти случаи звуковоспроизведения и указать их стилистическую роль.
► Записать текст в фонетической транскрипции. Назвать имеющиеся в нем согласные: по месту создания; по способу создания; с участием глосу и шума; по твердости-мягкости. Охарактеризовать согласные звуки четырех выделенных слов по всем признакам.
IV. Выполнение системы заданий творческого характера на основе повторения изученного
Исследования-восстановление
► Прочитать фонетический запись слов. Восстановить их, записав орфографически.
[музиека], [зйавйлос'а], [шчас'т'а], [л'ікуван:а], [двойеи], [вйрошчеина], [беиж:урн'іс'т'], [р'із'б'ар], [с'імйа], [йедн'іст'], [джеиреило], [запор'іж’:а], [веисеил'ац’:а], [над:н'іпр'аншчиена], [п'ірйіна], [розйізд], [круйіз], [л’:эц’:а], [йув'ілей], [г'іл’:ачка], [деил'ф'ін], [майстерн'іс'т'].
► Назвать слова по представленной характеристике звуков.
1. Гласный заднего ряда, высокого подъема, лабіалізований, безударный; согласный сонорный, передньоязиковий, трель, твердый; гласный заднего ряда, среднего подъема, лабіалізований, отмечен; согласный шумный, глухой, задньоязиковий, прорывное, твердый.
2. Согласный сонорный, передньоязиковий, зубно-боковой, твердый; гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабіалізований, отмечен; согласный шумный, глухой, задньоязиковий, прорывное, твердый; согласный шумный, глухой, передньоязиковий, африката свистяча, смягченный; гласный переднего ряда, высокого (повышенного) подъем, нелабіалізований, безударный; согласный сонорный, середньоязиковий, щелевой, мягкий; гласный заднего ряда, низкого подъема, нелабіалізований, безударный. (См. 1. урок 2. лекция.)
Выборочная работа
► Определить звуки, которые дифференцируют лексическое значение представленных пар слов. Разделить пары слов на группы, в которых согласные различаются по: а) участием голоса и шума; б) местом созидания; в) способом создания; г) твердостью/мягкостью; д) несколькими признаками.
Туда - куда, голос - колос, колоть - полоть, полоть - пороть, день - пень, когти - ногти, выбирать - выпирать, куда - сюда, балка - палка, мысль - гатка, палка - крючок, проволока - дробь, рыть - лить, слить - промыть, жить - шить, льстить - ласкать, порог - дорог, рук - сук, мышка - пышка, гава - кофе, прачка - краля, прачка - стирала, сон - сом, ветви - пашня, колья - зелье, мороз - морозь, раз - рак, рад - ряд, выбирать - выдирать, бывает - растет, заря - моря, съехать - въехать.
Исследования-анализ
► Найти звукообрази, что достигаются вследствие звуковоспроизведения, и объяснить их.
1. Гигантский город выжимает штанги - гуп-гуп, гуп-гуп... (Л. Костенко). 2. Колишися, калина, колишися, зелеными листочками распишись (Г. Пидгирянка). 3. Гуси крыльями тяжелыми лепечут, на лету между собой гогочут (Г. Пригара). 4. У нас есть разбойник во дворе: вон он чирикает вверху (М. Пригара). 5. На галяві озерцо - хрустальный люстерце (Т. Коломиец). 6. Лопотіли крыльями и розовым оперением, щекотали марево золотым созвездием (В. Симоненко). 7. Жухне ужас на ножах, на тревожных рубежах (И. Драч). 8. И он идет, и я себе иду. Идем вдвоем под вечер по тропинке. А он мне дудукає: ду-ду! (Л. Костенко). 9. Тише. Тише - Кто это дышит?.. (О. Олесь).
Фонетический анализ слов
► Сделать фонетический анализ предложенных слов по образцу.
Вариант 1: обновляется, свободолюбие, непостижимый, украинская, агентство.
Вариант 2: связан, взаимность, бесконечный, огромный, контрастный.
Образец фонетического разбора
Шмели - джме-ли: 2 склады, открытые [джмеил'і]
- согласный, звонкий, твердый, африката;
м - [м] - согласный, сонорный, твердый, губной;
е - [еи] - гласный, безударный, переднего ряда, повышенного поднятия;
л - [л’] - согласный, сонорный, мягкий, зубной;
и [и] - гласный, отмечен, переднего ряда, высокого подъема.
6 букв, 5 звуков
V. Итог урока
VI. Домашнее задание
► Найти в художественной литературе 5 примеров звуковоспроизведения.
► Сделать фонетический анализ слов: шестнадцать, шестьсот.