Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СТИЛИСТИКА ЯЗЫКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ

 

Урок № 5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВОГО СОСТАВА УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЗВУКОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ

 

Цель: повторить общую характеристику звукового состава украинского языка, научить устанавливать роль звуковоспроизведения в художественных текстах, совершенствовать орфоэпические умения учащихся; с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала воспитывать у школьников уважение к красоте родного языка.

Внутрішньопредметні связи:

Орфоэпия: чтение поэтического произведения с соблюдением орфоэпических норм.

Межпредметные связи:

Литература: выразительное чтение поэтического текста.

Тип урока: урок повторения полученных знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока

 

III. Актуализация мотивационных резервов десятиклассников на основе повторения изученного

Лингвистическая викторина

► Дать обоснованные ответы на предложенные вопросы.

1. 3 какого количества звуков состоит звуковая система украинского литературного языка?

2. Сколько гласных звуков в русском литературном языке? Назовите их основные характеристики.

3. На какие группы делятся согласные звуки при участии голоса и шума?

4. Какие звуки образуются с помощью голоса и шума?

5. Какие согласные характеризуются по глухістю-звонкостью?

6. По месту создания согласные делятся на...

7. По способу создания согласные украинского языка делятся на...

8. На какие группы делятся согласные звуки по твердости-мягкости?

 

Материал для учителя

1. 38 звуков.

2. 6 гласных звуков. Характеризуются по способу создания (поднятие и ряд), лабіалізацією, наголошеністю.

3. Шумные и сонорные.

4. Сонорные.

5. Шумные.

6. Губные, переднеязычные, середньоязикові, заднеязычные, глоточный.

7. Прорывные, фрикативні, зімкнено-проходные, аффрикаты.

8. Твердые и мягкие. Мягкие, в свою очередь, делятся на мягкие [д’], [т'], [н'], [л'], [й] и смягчены [а’], [с’], [ц’], [дз’], [г’]. Отдельно обозначаются напівпом'якшені [б’], [п’], [в’], [ф’], [м’], [г’], [к’], [х’], [г’], [ж’], [ш’], [дж’], [ч’].

 

Орфоэпический практикум.

Наблюдения над языковым материалом

► Прочитать выразительно текст, определить слова, выполняют эмоционально-экспрессивную функцию. Выписать слова-звуковоспроизведение.

В углу живет хип-хап,

У него множество длинных лап, -

Ух!..

Только сумрак заляга,

Он лапища простяга,-

Ой!

Я хватаю за прута

И по лапам, как кота, -

Бах!

А никаких лан нет -

Тень качается сама...

Ха!..

(Т. Коломиец)

► Подготовиться к выразительному чтению белого стиха.

РОДНОЙ ЯЗЫК

В щільник чувств и ума заря

Пчелой залетает; тихо

Завесу грусти раскрывает песня:

...Кру-кру,

Заки море перелечу -

Крилонька сотру...

О, рідна мово!

Причащаюсь

У твоих источников прозрачных, чистых,

И набираюсь пьянящей силы...

Твои богатства - неисчерпаемы.

Предок

И кабана охотился, и печенега

Отгонял за пороги. У костра

Вирізьблюван, словно из кремня, слова -

Отборные и важучі.

Землю

Пахал оратай непочатую, пот

Котивсь на опилки,- и на крыльях песни

Его мысли сегодня долетели.

Выходила древлянка из хижины,

Склонялась лозой возле плота,

Ибо судьба нелегкая ее ломала,

И вырывалось из груди вздох

Жгучим словом...

(Есть. Гуцало)

► Найти случаи звуковоспроизведения и указать их стилистическую роль.

► Записать текст в фонетической транскрипции. Назвать имеющиеся в нем согласные: по месту создания; по способу создания; с участием глосу и шума; по твердости-мягкости. Охарактеризовать согласные звуки четырех выделенных слов по всем признакам.

 

IV. Выполнение системы заданий творческого характера на основе повторения изученного

Исследования-восстановление

► Прочитать фонетический запись слов. Восстановить их, записав орфографически.

[музиека], [зйавйлос'а], [шчас'т'а], [л'ікуван:а], [двойеи], [вйрошчеина], [беиж:урн'іс'т'], [р'із'б'ар], [с'імйа], [йедн'іст'], [джеиреило], [запор'іж’:а], [веисеил'ац’:а], [над:н'іпр'аншчиена], [п'ірйіна], [розйізд], [круйіз], [л’:эц’:а], [йув'ілей], [г'іл’:ачка], [деил'ф'ін], [майстерн'іс'т'].

► Назвать слова по представленной характеристике звуков.

1. Гласный заднего ряда, высокого подъема, лабіалізований, безударный; согласный сонорный, передньоязиковий, трель, твердый; гласный заднего ряда, среднего подъема, лабіалізований, отмечен; согласный шумный, глухой, задньоязиковий, прорывное, твердый.

2. Согласный сонорный, передньоязиковий, зубно-боковой, твердый; гласный переднего ряда, среднего подъема, нелабіалізований, отмечен; согласный шумный, глухой, задньоязиковий, прорывное, твердый; согласный шумный, глухой, передньоязиковий, африката свистяча, смягченный; гласный переднего ряда, высокого (повышенного) подъем, нелабіалізований, безударный; согласный сонорный, середньоязиковий, щелевой, мягкий; гласный заднего ряда, низкого подъема, нелабіалізований, безударный. (См. 1. урок 2. лекция.)

 

Выборочная работа

► Определить звуки, которые дифференцируют лексическое значение представленных пар слов. Разделить пары слов на группы, в которых согласные различаются по: а) участием голоса и шума; б) местом созидания; в) способом создания; г) твердостью/мягкостью; д) несколькими признаками.

Туда - куда, голос - колос, колоть - полоть, полоть - пороть, день - пень, когти - ногти, выбирать - выпирать, куда - сюда, балка - палка, мысль - гатка, палка - крючок, проволока - дробь, рыть - лить, слить - промыть, жить - шить, льстить - ласкать, порог - дорог, рук - сук, мышка - пышка, гава - кофе, прачка - краля, прачка - стирала, сон - сом, ветви - пашня, колья - зелье, мороз - морозь, раз - рак, рад - ряд, выбирать - выдирать, бывает - растет, заря - моря, съехать - въехать.

 

Исследования-анализ

► Найти звукообрази, что достигаются вследствие звуковоспроизведения, и объяснить их.

1. Гигантский город выжимает штанги - гуп-гуп, гуп-гуп... (Л. Костенко). 2. Колишися, калина, колишися, зелеными листочками распишись (Г. Пидгирянка). 3. Гуси крыльями тяжелыми лепечут, на лету между собой гогочут (Г. Пригара). 4. У нас есть разбойник во дворе: вон он чирикает вверху (М. Пригара). 5. На галяві озерцо - хрустальный люстерце (Т. Коломиец). 6. Лопотіли крыльями и розовым оперением, щекотали марево золотым созвездием (В. Симоненко). 7. Жухне ужас на ножах, на тревожных рубежах (И. Драч). 8. И он идет, и я себе иду. Идем вдвоем под вечер по тропинке. А он мне дудукає: ду-ду! (Л. Костенко). 9. Тише. Тише - Кто это дышит?.. (О. Олесь).

 

Фонетический анализ слов

► Сделать фонетический анализ предложенных слов по образцу.

Вариант 1: обновляется, свободолюбие, непостижимый, украинская, агентство.

Вариант 2: связан, взаимность, бесконечный, огромный, контрастный.

Образец фонетического разбора

Шмели - джме-ли: 2 склады, открытые [джмеил'і]

- согласный, звонкий, твердый, африката;

м - [м] - согласный, сонорный, твердый, губной;

е - [еи] - гласный, безударный, переднего ряда, повышенного поднятия;

л - [л’] - согласный, сонорный, мягкий, зубной;

и [и] - гласный, отмечен, переднего ряда, высокого подъема.

6 букв, 5 звуков

 

V. Итог урока

 

VI. Домашнее задание

► Найти в художественной литературе 5 примеров звуковоспроизведения.

► Сделать фонетический анализ слов: шестнадцать, шестьсот.