ВСТУПЛЕНИЕ
Урок № 4
УРОК РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ № 2. СОСТАВЛЕНИЕ ДИАЛОГОВ ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ СИТУАЦИИ
Цель: обобщить знания учащихся о диалогическая речь, ситуацию общения; совершенствовать умение вести диалог, соблюдая правила речевого этикета; развивать мовленнєво-коммуникативные умения, повышать культуру речи; воспитывать уважение к собеседнику, способность поставить себя на место другого человека, вежливость.
Тип урока: урок развития коммуникативных умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационно-мотивационный этап
Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения
А. С. Экзюпери
Прочитайте и объясните афоризм. Сформулируйте по ним тему урока. Что необходимо для успешного общения? Нужно ли учиться общению? («Микрофон»)
В основу общения положен диалог. Вспомните, что вам известно из предыдущих классов о диалогическая речь? При каких условиях оно происходит?
Какое значение имеет изучение этой темы для вашей жизни?
II. Исполнительно-деятельностный этап
► Прочитайте текст и определите известную и новую для вас информацию о диалог (стратегия «Чтение с пометками»).
Диалог - вид речи (чаще всего устного), для которого характерны поочередные высказывания двух или нескольких собеседников. В письменной форме диалогическая речь используется в художественных произведениях как средство воспроизведения речи и характеристики персонажей. Устная диалогическая речь осуществляется при условии непосредственного контакта собеседников, каждый из которых поочередно то слышит/воспринимает, то говорит. Поэтому чтобы научиться диалогу, необходимо в совершенстве овладеть такими видами речевой деятельности, как аудирование и говорение.
Важными для диалога есть невербальные средства общения: мимика, жесты, интонация. Диалогическая устная речь предполагает понимание собеседниками реальной ситуации общения, зрительное восприятие собеседниками друг друга (мимики, жестов), восприятия интонационного оформления речи. Сориентировавшись в ситуации общения, каждый из собеседников планирует свое высказывание (планирование происходит во внутренней речи). Диалогическая речь является цепью реплик, которые порождаются в процессе общения двух или нескольких лиц. Различают реплику-стимул, который побуждает собеседника к ответу или действия, и реплику-реакцию, что звучит в ответ.
Сохраняя во внутреннем вещании начало разговора (содержание предыдущих реплик), каждый из собеседников опять-таки во внутреннем вещании планирует «смысловые сгустки» следующей реплики. Планируя реплики, следует прежде всего определить цель (мотив) общения, его содержание (основной тезис) и логично «продвигаться» к достижению этой цели.
Реплики собеседников связаны по смыслу (единственной темой), большинство из них взаимообусловлены и связаны, поэтому они образуют диалогические единства (вопрос-ответ). Характерными для диалога являются следующие грамматические признаки: грамматическая неполнота предложения, использование простых синтаксических конструкций, различных предложений по цели высказывания, обращений и вводных слов, междометий и частиц и т.д.
Блиц-опрос
1. Дайте определение диалога.
1. Какие есть разновидности диалога?
2. Что такое реплика-стимул и реплика-реакция?
3. Назовите грамматические признаки диалога.
► Заполните диаграмму Эйлера-Венна (найдите общие и отличительные черты диалога и монолога) (групповая работа).
Работа в парах
► Прочитайте диалог. Выясните цель, ситуацию общения, назовите участников диалога. Обратите внимание на етикетні.формули. С какой целью они используются? Дайте характеристику реплікам диалога (по цели высказывания, по полноте, по строению, по эмоционально-экспрессивной окраской). Определите реплики для стимулирования, поддержания диалога.
- Доброго дня! Не могли бы Вы позвать Ирину Васильевну к телефону?
- Доброго дня! Я Вас слушаю.
- Извините, я Вас сразу не узнала. Вас беспокоит мама Иваненко Сашка.
- Да, Светлана Дмитриевна. Вы звоните по поводу пропущенных уроков?
- Действительно, Саша сейчас находится в больнице с целью медицинского обследования.
- Надеюсь, ничего серьезного?
- К счастью, нет. Военкомат дал направление.
- То со следующей недели он уже нигде в школу?
- Думаю, да. Спасибо за внимание.
- Пожалуйста, передайте Саше мое приветствие.
- Еще раз прошу прощения за беспокойство. До свидания.
- На все хорошо.
► Дополните представленный диалог репликами-стимулами и репликами-реакциями. Определите его тему, составляющие ситуации общения (место, время, обстоятельства, сферу общения), коммуникативные роли, коммуникативная цель, коммуникативные намерения (речевые интенции) говорящих.
- Почему язык ввалсають визитной карточкой человека?
- Да потому, что по тому, как человек говорит, мы узнаем, с кем имеем дело.
- Можем определить степень интеллигентности, сказал бы ученый.
- ...
- Степень его психологической уравновешенности, степень его возможной закомплексованности.
- ...
- Развивать и совершенствовать свою речь.
- ...
- Потому что язык - воплощение мысли, что богаче мысль, тем богаче язык.
- Нет, не я.
- ...
- Максим Рыльский.
- Человека, который отрекается легко и добровольно родного языка, Борис Харчук назвал несчастной, неправдивым человеком.
Ситуативное задание
► По заданию учителя каждый из учеников отождествляет себя с говорящим, который, попав в конкретную ситуацию общения, выполняет определенную социальную роль (школьника, его отца, учителя, врача, продавца и т.д.).
Например: 1) вы хотите обратиться к учителю с просьбой посоветовать справочную литературу, которой стоит воспользоваться в процессе самостоятельной подготовки к написанию творческой работы; 2) вам надо подготовить реферат по истории, но вы не успеваете взять в библиотеке необходимую литературу, да и Интернета дома не имеете. На перерыве подходите к однокласснику и просите его помочь.
Работа в парах
► Постройте и разыграйте диалог.
► Оцените составленные диалоги по схеме.
III. Контрольно-коррекционный этап
► Объясните значение слов.
Диалог, монолог, діалогування, реплика, реактивно-стимулирующая реплика, диалог-сообщение.
► Докажите, что соблюдение правил речевого этикета в диалоге - обязательное условие при общении.
► Оцените свою работу на уроке. Оценку обоснуйте.
IV. Домашнее задание (на выбор)
► Начертите схему «Речевая ситуация».
► Подготовьте тестовые задания по теме «Диалог».
► Предложите речевые ситуации для построения диалога в классе.