Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Урок № 4

УРОК РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ № 2. СОСТАВЛЕНИЕ ДИАЛОГОВ ПО ПРЕДЛОЖЕННОЙ СИТУАЦИИ

 

Цель: обобщить знания учащихся о диалогическая речь, ситуацию общения; совершенствовать умение вести диалог, соблюдая правила речевого этикета; развивать мовленнєво-коммуникативные умения, повышать культуру речи; воспитывать уважение к собеседнику, способность поставить себя на место другого человека, вежливость.

Тип урока: урок развития коммуникативных умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационно-мотивационный этап

Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения

А. С. Экзюпери

Прочитайте и объясните афоризм. Сформулируйте по ним тему урока. Что необходимо для успешного общения? Нужно ли учиться общению? («Микрофон»)

В основу общения положен диалог. Вспомните, что вам известно из предыдущих классов о диалогическая речь? При каких условиях оно происходит?

Какое значение имеет изучение этой темы для вашей жизни?

 

II. Исполнительно-деятельностный этап

► Прочитайте текст и определите известную и новую для вас информацию о диалог (стратегия «Чтение с пометками»).

Диалог - вид речи (чаще всего устного), для которого характерны поочередные высказывания двух или нескольких собеседников. В письменной форме диалогическая речь используется в художественных произведениях как средство воспроизведения речи и характеристики персонажей. Устная диалогическая речь осуществляется при условии непосредственного контакта собеседников, каждый из которых поочередно то слышит/воспринимает, то говорит. Поэтому чтобы научиться диалогу, необходимо в совершенстве овладеть такими видами речевой деятельности, как аудирование и говорение.

Важными для диалога есть невербальные средства общения: мимика, жесты, интонация. Диалогическая устная речь предполагает понимание собеседниками реальной ситуации общения, зрительное восприятие собеседниками друг друга (мимики, жестов), восприятия интонационного оформления речи. Сориентировавшись в ситуации общения, каждый из собеседников планирует свое высказывание (планирование происходит во внутренней речи). Диалогическая речь является цепью реплик, которые порождаются в процессе общения двух или нескольких лиц. Различают реплику-стимул, который побуждает собеседника к ответу или действия, и реплику-реакцию, что звучит в ответ.

Сохраняя во внутреннем вещании начало разговора (содержание предыдущих реплик), каждый из собеседников опять-таки во внутреннем вещании планирует «смысловые сгустки» следующей реплики. Планируя реплики, следует прежде всего определить цель (мотив) общения, его содержание (основной тезис) и логично «продвигаться» к достижению этой цели.

Реплики собеседников связаны по смыслу (единственной темой), большинство из них взаимообусловлены и связаны, поэтому они образуют диалогические единства (вопрос-ответ). Характерными для диалога являются следующие грамматические признаки: грамматическая неполнота предложения, использование простых синтаксических конструкций, различных предложений по цели высказывания, обращений и вводных слов, междометий и частиц и т.д.

 

Блиц-опрос

1. Дайте определение диалога.

1. Какие есть разновидности диалога?

2. Что такое реплика-стимул и реплика-реакция?

3. Назовите грамматические признаки диалога.

► Заполните диаграмму Эйлера-Венна (найдите общие и отличительные черты диалога и монолога) (групповая работа).

 

 

Работа в парах

► Прочитайте диалог. Выясните цель, ситуацию общения, назовите участников диалога. Обратите внимание на етикетні.формули. С какой целью они используются? Дайте характеристику реплікам диалога (по цели высказывания, по полноте, по строению, по эмоционально-экспрессивной окраской). Определите реплики для стимулирования, поддержания диалога.

- Доброго дня! Не могли бы Вы позвать Ирину Васильевну к телефону?

- Доброго дня! Я Вас слушаю.

- Извините, я Вас сразу не узнала. Вас беспокоит мама Иваненко Сашка.

- Да, Светлана Дмитриевна. Вы звоните по поводу пропущенных уроков?

- Действительно, Саша сейчас находится в больнице с целью медицинского обследования.

- Надеюсь, ничего серьезного?

- К счастью, нет. Военкомат дал направление.

- То со следующей недели он уже нигде в школу?

- Думаю, да. Спасибо за внимание.

- Пожалуйста, передайте Саше мое приветствие.

- Еще раз прошу прощения за беспокойство. До свидания.

- На все хорошо.

► Дополните представленный диалог репликами-стимулами и репликами-реакциями. Определите его тему, составляющие ситуации общения (место, время, обстоятельства, сферу общения), коммуникативные роли, коммуникативная цель, коммуникативные намерения (речевые интенции) говорящих.

- Почему язык ввалсають визитной карточкой человека?

- Да потому, что по тому, как человек говорит, мы узнаем, с кем имеем дело.

- Можем определить степень интеллигентности, сказал бы ученый.

- ...

- Степень его психологической уравновешенности, степень его возможной закомплексованности.

- ...

- Развивать и совершенствовать свою речь.

- ...

- Потому что язык - воплощение мысли, что богаче мысль, тем богаче язык.

- Нет, не я.

- ...

- Максим Рыльский.

- Человека, который отрекается легко и добровольно родного языка, Борис Харчук назвал несчастной, неправдивым человеком.

 

Ситуативное задание

► По заданию учителя каждый из учеников отождествляет себя с говорящим, который, попав в конкретную ситуацию общения, выполняет определенную социальную роль (школьника, его отца, учителя, врача, продавца и т.д.).

Например: 1) вы хотите обратиться к учителю с просьбой посоветовать справочную литературу, которой стоит воспользоваться в процессе самостоятельной подготовки к написанию творческой работы; 2) вам надо подготовить реферат по истории, но вы не успеваете взять в библиотеке необходимую литературу, да и Интернета дома не имеете. На перерыве подходите к однокласснику и просите его помочь.

 

Работа в парах

► Постройте и разыграйте диалог.

► Оцените составленные диалоги по схеме.

 

 

III. Контрольно-коррекционный этап

► Объясните значение слов.

Диалог, монолог, діалогування, реплика, реактивно-стимулирующая реплика, диалог-сообщение.

► Докажите, что соблюдение правил речевого этикета в диалоге - обязательное условие при общении.

► Оцените свою работу на уроке. Оценку обоснуйте.

 

IV. Домашнее задание (на выбор)

► Начертите схему «Речевая ситуация».

► Подготовьте тестовые задания по теме «Диалог».

► Предложите речевые ситуации для построения диалога в классе.