Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС
План-конспекты уроков

Урок № 6

СВЯЗНУЮ РЕЧЬ

Тема. Виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо). Виды чтения. Учебное чтение молча

 

Цель: ознакомить учеников с различными видами чтения; формировать соответствующие коммуникативно-речевые умения, повправляти в чтении молча.

Оборудование: тексты для чтения молча.

ХОД УРОКА

И. Проверка домашнего задания.

v Беседа.

1) В каком соотношении находятся язык и речь?

2) Какие существуют виды речевой деятельности?

3) Какие из них являются продуктивными, репродуктивными?

4) В чем заключается цель устного вещание? Письменной?

5) Каким образом распределяется время, затрачиваемого человеком на четыре вида речевой деятельности?

6) Почему термины «аудирование» и «слушания» не являются адекватными?

7) Какие виды аудирования?

8) Какова роль аудирования в процессе общение?

9) От чего зависит восприятие устной речи?

10) Какими умениями необходимо овладеть для такого восприятия?

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Изучение нового материала.

v Объяснение учителя.

Чрезвычайно важным является умение читать. В процессе чтения решаются различные коммуникативные задачи. Перед тем как начать чтение, следует выбрать определенный режим в соответствии с коммуникативной задачи (цели), а также бюджет времени.

Обычно информация прорабатывается такими основными видами чтения: ознакомительное чтение (чтение-просмотр), вивчальне (углубленное., аналитическое, критическое, творческое), выборочное, чтение-сканирование.

Ознакомительное чтение применяется для предварительного ознакомления с книгой (журналом, брошюрой т.п.). Просмотрев аннотацию, предисловие или поняв из содержания наиболее важные положения издание, читатель должен получить четкое представление о ценности и полезности книги.

Для обучения наиболее целесообразным считается такой вид чтения, как углубленное (вивчальне). В процессе такого чтение ученик не просто воспринимает информацию, он выясняет менее понятны для него фрагменты текста, замечает сильные и слабые места в объяснениях, дает собственное трактовка представленным положениям и выводам, относясь к прочитанному творчески и критически. Собственно трактовка, свой взгляд на прочитанное позволяют лучше запомнить воспринятое, повышают уровень активности мысли читателя. К этому виду чтение прибегают, прорабатывая принципиально новый материал на незнакомую или малознакомую тему.

Выборочное чтение - быстрое чтение, в процессе которого читатель будто ничего не пропускает, но фиксирует внимание только на необходимых ему аспектах текста. Такой вид чтения в основном применяют при повторном чтении книги после предварительного ее просмотра. Страницы листают, пока не отыщут нужное место - его читают, применяя другой вид чтения - вивчальне (углубленное).

В последнее время выделяют еще один вид чтение - сканирование. Само название объясняет характер такого чтения: быстрый просмотр текста с целью поиска определенного слова, фамилии, факта.

Читатель должен научиться сознательно выбирать определенный вид чтения в зависимости от коммуникативной задачи, которая перед ним стоит. Это будет способствовать развитию способности работать с книгой (учебником, справочником, словарем и т.д.) в различных жизненных ситуациях.

IV. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

v Проведение чтение молча.

 

НАШЕГО ЦВЕТА ПО ВСЕМУ МИРУ

Он происходил из старинного харьковского рода Мечникових и был в семье самый старший. Имел трех братьев: Илью, Николая и Ивана. Илья - всемирно известный ученый-биолог, Нобелевский лауреат. Николай и Иван - известные юристы. Семья Мечникових жила в селе Панасівді (теперь Мечниково) на Харьковщине, там и прошло детство четырех братьев.

Оставив родительский дом, Лев Ильич поступает на медицинский факультет Харьковского университета. Однако учится там недолго - за участие в революционном студенческом движении семнадцатилетнего юноши из университета исключают. Он отправляется в Петербург, где учится и в университете, и в Академии искусств и еще и самостоятельно изучает иностранные языки. Однако из всех учебных заведений его и здесь исключают - опять-таки за участие в студенческих беспорядках.

Видимо, Лев действительно был способным лингвистом, потому что ему удалось устроиться на должность переводчика в дипломатической миссии Российского государства в Константинополе. На этой должности юноша тоже долго не задержался - его уволили за «непослушание начальству».

Решив обучаться искусства, Левко отправляется в солнечной Италии. Занятия в мастерской художника прерывают события на юге страны - на Сицилии взрывается крестьянское восстание, и на помощь прибывает «тысяча красно-сорочечників» Гарибальди. Не колеблясь, Лев Мечников вступает в полк волонтеров.

В одном из боев двадцатидвухлетнего юноши тяжело ранен. Дневник, который вел Лев в эти бурные дни,- то не просто заметки впечатлений молодого человека, который впервые принял участие в военных действиях, не обычный дневник очевидца революционных событий. Это вполне совершенный литературное произведение, каждый раздел которого является отдельным рассказом. В разделе «Гарібальдійці» молодой писатель тепло вспоминает своих собратьев в борьбе за независимость Италии, людей разных национальностей: негра-сержанта, венгерских драгун, французов - пехотинцев и других. Это были люди разного состояния: аристократы из знаменитых родов воевали рядом с пастухами и рыбаками прибрежных поселений. В партизанской войне, пишет о них автор, «в огонь шел тот, кто желал, но которые уже ушли, то стояли на смерть».

Во время событий, так ярко описанных Львом Мечниковым, в Италии находился еще один литератор, который, кстати, тоже работал над книгой о гарибальдийцев. Это был Александр Дюма-отец, который, офірувавши на освободительное движение Гарибальди пятьдесят тысяч франков, отдал революционерам для перевозки оружия и припасов свою любимую яхту. На благодарность за это после победного вступления гарибальдийцев в Неаполь писатель достал почетный, хоть мало полезен во время военных действий пост директора музеев и античных памятников.

Узнав, что прибыл в Неаполь ранен в битве молодой офицер (этим офицером был Лев Мечников), Дюма ежедневно посылал к нему слугу узнать о состоянии его здоровья. Немного поправившись, Лев Ильич посетил Дюма. Поскольку французский писатель работал над рассказом о гарибальдийцев, вполне возможно, что сюжет произведения был подсказан именно обстоятельствами жизни нашего земляка.

Через некоторое время Лев Мечников переехал в Швейцарию. О возвращении на родину нечего было и мечтать: в царской России его революционная деятельность была хорошо известна. 1869 года Левко пишет домой, на родную Украину, матери: «Судите сами: разумным было бы с моей стороны возвращение, которого я желаю так страстно? Если бы я был уверен, что мне грозит не более как заключение в крепости или ссылку...»

Под разнообразными псевдонимами Лев Мечников печатает в России статьи и очерки на общественно-политические темы. Между тем современники утверждали, что журналистская работа была для него не более как отдых от научной работы по географии, этнографии и истории культуры. Действительно, в научном мире имя Льва Мечникова было хорошо известно.

Как знатока японского языка правительство Японии пригласил Мечникова выкладывать в организованной в городе Эдо самой первой российской школе для японцев. Впоследствии этот город был переименован в Токио, что означает восточная столица, и в нем был открыт первый японский университет. Мечников приложил немало усилий к организации этого учебного заведения, потом читал в университете лекции.

Вернувшись в Европу, Лев Мечников издает книгу о Японии, создает фундаментальную «Всемирную географию», которая становится особенно популярной в европейских учебных заведениях. Серьезную научную работу профессор Мечников проводит в Невшательській академии Швейцарии.

Умер Лев Ильич далеко от родной Украины, в Швейцарии, в 1888 году. В некрологе было сказано: «Лев Ильич был не только ученым, он был борцом, который умел защищать свободу с оружием в руках. Понятно, что в современных условиях такому человеку просто суждено умереть изгоем». (656 слов)

(По М.Саппою)

v На каждый из вопросов выбрать правильный ответ.

1. Старинный род Мечникових происходил из:

а) Киевщины;

б) Черниговщины;

в) Области;

г) Харьковщины.

 

2. Всемирно известным ученым-биологом, Нобелевским лауреатом был брат Льва Мечникова:

а) Илья;

б) Иван;

в) Николай;

г) Михаил.

 

3. Из Харьковского и Петербургского университетов Льва Мечникова было исключено:

а) за неуспеваемость;

б) за непослушание начальству;

в) за участие в народницькій организации;

г) за участие в студенческих беспорядках.

 

4. В солнечной Италии Левко Мечников отправился, чтобы:

а) лечиться;

б) развлекаться;

в) обучаться искусству;

г) изучать итальянский язык.

 

5. Слово волонтер имеет такое значение:

а) человек, который много лет посвятила определенной деятельности;

б) лицо, добровольно вступила на военную службу; доброволец;

в) лицо, что, пренебрегая объективными законами общественного развития, руководствуется собственными желаниями и произвольными решениями;

г) дворянский титул.

 

6. Тяжелую рану в бою Лев Мечников достал, имея:

а) 18 лет;

б) 20 лет;

в) 22 года;

г) 25 лет.

 

7. Поправившись после ранения, Левко Мечников познакомился с писателем:

а) Александром Герценом;

б) Александром Куприным;

в) Александром Дюма-отцом;

г) Александром Дюма-сыном.

 

8. Научная деятельность Льва Мечникова касалась:

а) географии, биологии, физики, астрономии;

б) географии, этнографии, истории культуры, иностранных языков;

в) географии, физики, химии, иностранных языков;

г) истории, географы, анатомии, медицины.

 

9. Название Токио в результате переименование получило японское город:

а) Удо;

б) Эдо;

в) Киото;

г) Фукуокі.

 

10. Лев Мечников является автором фундаментального труда:

а) «Всемирная история»;

б) «Всемирная география»;

в) «Мировая литература»;

г) «Языки народов мира».

 

11. Умер Лев Мечников:

а) в Италии;

б) в Японии;

в) в Швейцары;

г) в Украине.

 

12. Главная мысль проработанного текста такова:

а) через стремительность характера некоторые люди превращаются в вечных заблудившихся;

б) человек, что боролась за свободу и независимость чужого отечества, превращается в человека без родины;

в) через политические обстоятельства многим талантливым украинцам на родине не было места;

г) политическая и общественная деятельность не способна помешать реализации таланта.

 

КАК НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ БЫСТРО1

Исследования ученых доказали, что чтение - это одновременный процесс восприятия и продуцирования речи. Это означает, что при чтении человек воспринимает и обрабатывает текст (письменная речь). Завершив чтение, человек формирует собственное представление о прочитанном, то есть продуцирует результат обработки текста. Здесь, в усвоении, обязательно участвуют речевые процессы. Скорость чтения зависит от того, в какой мере эти речевые процессы отработаны.

Наблюдения показали, что существуют три основных способа чтения. Первый способ - артикуляция, или проговаривание вслух (иногда шепотом) того, что читается. Скорость такого чтения обычно невысока. Второй способ - чтение молча, в процессе которого речевой процесс проявляется в форме внутренней речи, то есть открытой артикуляции нет. Текст при этом усваивается гораздо эффективнее и, как правило, быстрее. И наконец, наиболее совершенный, третий способ чтения - тоже молча, но при условии максимального сжатия внутренней речи - в этом случае оно проявляется в виде ключевых слов и смысловых рядов, адекватно отражающих содержание прочитанного текста.

Таким образом, процесс чтения взрослого человека затормаживается артикуляцией, от которой необходимо избавиться. Под артикуляцией подразумевается беззвучное вещания мысленно - оно возникает той момент, когда человек сосредоточенно что-то обдумывает, решает определенные задачи, молча читает или пишет. Внутренняя речь является речевым процессом, однако, в отличие от внешнего вещания, имеет свернутый и беззвучный характер.

Овладение быстрым темпом чтения без снижения уровня восприятия и осмысления полученной информации обеспечивается в два этапа. Первый - необходимо сократить артикуляцию, второй - усвоить приемы чтения, когда представленная в тексте информация воспринимается укрупненным информативными блоками, которые заменяются ключевым словам.

Рассмотрим возможность реализации первого этапа. Все люди по типу восприятия и обработки информации делятся на два типа: зрительный и слуховой. Люди, принадлежащие к зрительному типа, в процессе чтения используют код наглядных образов, тогда как люди слухового типа применяют менее эффективный код речевых движений (артикуляции).

Ярким примером человека зрительного типа является Альберт Эйнштейн. В одном из писем выдающийся физик писал так: "«Написание или произношение слов не играет в моем механизме мышления никакой роли. Элементы мышления для меня - математические знаки или более или менее яркие образы, которые могут свободно воспроизводиться и комбинироваться».

Научные исследования показали, что любого человека можно с целью подавление артикуляции научить в процессе чтения использовать код наглядных зрительных образов.

Так, еще в 1913 г. американский исследователь Пинтер изучал степень возможного исключения артикуляционных движений без нарушение понимания текста и скорости чтения. Участникам эксперимента он предлагал произносить сочетания слогов «ла-ла-ла» или считать вслух, одновременно читая молча прозаические отрывки. В результате исследований ученый пришел выводу, что чтение без артикуляции вполне возможно.

Американский психолог Мейман доказал, что у большинства людей чтение является одновременно внутренним слушанием и неслышным проговорюванням воспринятого; дети и взрослые с низким уровнем образования нередко шевелят губами, таким образом приводя в движение весь речевой аппарат. Образованные взрослые очень часто тоже начинают читать вполголоса, особенно, когда вопреки внешним раздражителям хотят сосредоточиться или когда читают с большим интересом. Указывая на это, Мейман подчеркивал, что такое внутреннее или внешнее проговаривание в процессе чтения совсем не является необходимым.

Сильные импульсы к работе речевого аппарата наблюдаются при чтении текстов на иностранном языке людьми, которые не являются носителями этого языка. Такие же импульсы действуют при чтении осложненных фраз на родном языке неопытными читателями. Это говорит о том, что зрительные компоненты речи могут быть доминирующими и стереотипными только при наличии установленных в прошлом опыте прочных связей между ними и зрительными раздражителями.

А вот в процессе списывания фраз из книги мускульне напряжение речевого аппарата наблюдается очень редко. Здесь преобладает зрительный компонент, тогда как слуховой ослабляется, отходя на второй план за счет занятости руки, что пишет.

Исследования российского ученого Соколова убедительно доказали, что повышение скорости чтения, которое достигается за счет подавление артикуляции, не только не снижает качества восприятия информации, но и способствует лучшему усвоению содержания благодаря преобладанию наглядно-образных представлений.

Ученые, изучавшие механизмы речи, разработали разнообразные методы подавление артикуляції. их можно свести к трем группам.

1. Механическая, принудительная задержка артикуляции. Она заключается в том, что язык зажимают между зубов или сжимают зубами какой-то предмет, например жевательную резинку. Недостаток этого метода заключается в потому, что он дает возможность загальмовувати только периферическую часть аппарата речи, не влияя на центральную (мозговую) его часть.

2. Метод препятствий, заключается в принудительном промовлянні постороннего текста вслух при одновременном чтении молча. Действие таких помех распространяется не только на периферическую, но и на мозговую часть речевого аппарата. Однако в этом случае один вид артикуляции фактически заменяется на другой, и на это тратится много энергии, которая могла бы способствовать повышению качества восприятия информации.

3. Метод центральных речевых помех, или метод аритмічного постукивание. Читая молча, человек выстукивает кистью руки ритм, не соответствующий обычной ритмике речи. Скажем, двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя - во втором с. значительным усилением удара на первом элементе каждого такта. Такой аритмичный рисунок акустического воздействия должно помешать артикуляции - и внутренний и внешний. Препятствие возникает в связи с тем, что слова, которые составляют речевой поток, характеризуются свободным, різномісним смещением. Поэтому аритмичное постукивание исключает внутреннюю артикуляцию. Глотка, язык, гортань, губы - весь механизм речи остается свободным, тогда как вокруг соответствующих пунктов мозгового возбуждения в коре головного мозга возникает зона торможения, которая делает невозможным произнесение слов, которые читаются, то есть периферическая артикуляция приглушается из центра.

Как показывает опыт, при упорном выполнении таких упражнений нужного результата достигают практически все. Для успешного подавление артикуляции, как правило, достаточно чтения с одновременным вистукуванням в течение 20 часов. Однако в зависимости от типа нервной системы и других индивидуальных психо-физиологических особенностей усвоения и выполнения упражнения у разных людей происходит по-разному. (870 слов)

(По А. Кузнецовым, Л. Хромовым)

v На каждый из вопросов выбрать правильный ответ2.

1. Существуют три основных способа чтение:

а) артикуляция (проговаривание вслух); чтение шепотом; чтение молча;

б) артикуляция; чтение молча за участии внутренней речи; чтение молча при условии максимального сжатия внутренней речи;

в) артикуляция; автоматическое чтение молча без участия внутренней речи; чтение молча с участием внутреннего вещания;

г) чтение молча с последующим проговорюванням вслух; чтение только молча; чтение молча с последующим письмом (составлением плана или тезисов).

 

2. Процесс чтения молча взрослого человека затормаживается:

а) низкой активностью процесса внутренней речи;

б) нерегулярностью процесса внутренней речи;

в) артикуляцией;

г) воспроизведением и комбинированием зрительных образов.

 

3. Овладение быстрым темпом чтение молча обеспечивается за счет:

а) усиление артикуляции в процессе чтения;

б) совершенствование артикуляции в процессе чтения;

в) сокращение артикуляции и усвоение представленной в тексте информации укрупненными информативными блоками, которые заменяются ключевым словам;

г) сокращение артикуляции в процессе чтение с последующим проговорюванням усвоенного из текста вслух.

 

4. Слово адекватный означает:

а) соответствующий, тождественный, равный;

б) легкий, доступный, необременительный;

в) защищенный, огражден, гарантированный;

г) отдаленный во времени, прогнозируемый.

 

5. Все люди по типу восприятия и проработка представленной в тексте информации делятся на два типа:

а) теоретический и практический;

б) интеллектуальный и чувственный;

в) зрительный и слуховой;

г) прямое и косвенное.

 

6. Под артикуляцией в процессе чтение молча подразумевается:

а) произношение гласных звуков в соответствии правил орфоэпии;

б) соблюдение правил чередования гласных и согласных;

в) правильное ударение слов;

г) беззвучное вещания мысленно.

 

7. Внутренняя речь - это:

а) умышленно, рефлекторное повторение вслух усвоенного из текста после прочтения его молча;

б) неосознанное повторение вслух усвоенного из текста после прочтения его с целью запоминания;

в) речевой процесс, который, на отличие от внешней речи, имеет свернутый и беззвучный характер;

г) беззвучный речевой процесс, который имеет развернутый, осложненный собственными оценками воспринятого, характер.

 

8. Слово стереотипный означает:

а) неожиданный, непривычный;

б) часто повторяющийся, привычный;

в) результативный, эффективный;

г) мало исследован, сомнительный.

 

9. В процессе списывания с книги слуховой компонент ослабляется за счет:

а) активизации зрительного компонента;

б) занятости руки, что пишет;

в) дефицита времени;

г) сочетание невозможности одновременного действия зрения и слуха.

 

10. Слово доминирующий означает:

а) такой, что вызывает повышение активности чего-то;

б) господствующий, основной, главный;

в) такой, что объединяет, консолидирует;

г) такой, что дублирует, повторяет чьи-то действия или признаки.

 

11. Механическая, принудительная задержка артикуляции заключается в том, что:

а) язык зажимают между зубов или сжимают зубами какой-то предмет, например жевательную резинку;

б) читая молча, человек выстукивает кистью руки ритм, не соответствующий обычной ритмике речи;

в) в принудительном промовлянні постороннего текста вслух при одновременном чтении молча;

г) в процессе одновременного с чтением списывание фраз с целью мышечного напряжения речевого аппарата.

 

12. Слово имеет такое периферическое значение:

а) внешний, центральный;

б) такой, что находится на окраине, в провинции;

в) такой, что появляется или повторяется через определенные промежутки времени;

г) относящийся к будущему, предполагает будущее развитие.

 

13. Для успешного подавление артикуляции, как правило, достаточно:

а) эпизодической механической, принудительной задержки артикуляции;

б) регулярного принудительного проговаривание постороннего текста вслух при одновременном чтении молча;

в) чтение с одновременным вистукуванням в течение 20 часов;

г) осознание читателем вредности артикуляции.

 

14. Проработанный текст имеет выразительные признаки:

а) собственно научного подстиля научного стиля;

б) научно-популярного подстиля научного стиля;

в) политико-агитационного подстиля публицистического стиля;

г) беллетристического подстиля художественного стиля.

 

ИКОНА3

Роман стремительно переступил порог бабушкиной комнаты. На подоконнике уютно буркотіло радио. Бабушки и не видно было за одеялами, подушками. Когда она и не спит, все равно лежит с закрытыми глазами, поднимается очень редко. Лицо аккуратное, дрібненьке, похоже на цветочек.

Роман подошел к столу с хорошей, празднично-легкой скатертью. На столе гордилась дешевая, темно-синего стекла ваза, лежал псалтырь, какие-то лекарства. Стояла прикрытая полотенцем икона. Роман взял ее, задерев'яніло засунул за полу и, не взглянув на старую с ее подушками, порывисто направился прочь.

Вечером Роман отнес икону Павлуши Ханенку. Потому, что в Канаду к родственникам уехал, как только стало известно, что уже можно и ничего за это не будет. А теперь вот приехал погостить. Говорит, что в тамошних украинцев такая тоска по родине, что иметь сувенир из родной Украины - им за большое счастье. Хоть рушник вышиваный, хоть икону. И деньги они за это готовы заплатить...

Рассмотрев принесенную Романом икону, «канадец» Ханенко положил ее на стол.

- Ты меня хочешь обмануть, или кто тебя бросил? - верескнув он. - Смотри.

Ханенко положил бабушкину святыню на стол, поддел икону с обратной стороны ножичком, и на темном дереве поставили бумажку с ровными рядами печатных букв, «...под влиянием инженеры... согласно которым архитектурный стиль...»

- Кто-то взял поровнее дощечку,- объяснял Ханенко,- наклеил репродукцию из журнала, а потом лаком покрыл. Получилось неплохо,- хмыкнул,- но на продажу не идет. То есть,- поправился,- на сувенир не пригодится.

Когда вечером вернулся брат Антон, Роман подошел к нему:

- Икону давно продал?

Антон уперся взглядом в темные глаза Романа.

- Давно. С год назад, в городе.

- Никому не скажу. Половину денег мне оддаси,- молвил похолоділим голосом Роман и пошел к дому.

- Рассказывай хоть всему углу, хоть на все село кричи,- насмешливо крикнул ему в спину Антон.- Денег тех давно нет. Деньги те на выпускной вечер пошли.

Братья стали друг против друга напряженные, как перевертыши. Как-то странно позвала в дом мать. Бабушка напівсиділа в постели. Крылом голубки выглядело из-под платка серебряная прядь. Рядом сгорбился на стулья отец, Ребята виструнчились, между ними стала грустная иметь с влажным блеском в глазах.

- Дети... мои... наверное... до утра не доживу... - с трудом вылетали из побілілих уст слова.- Долго я... ходила... по этой земле... Живите и вы... долго... Икону берегите... И она... вас... оберегать... (380 слов)

(По С. Соловьевым)

 

v Выбрать на каждый из вопросов правильный ответ.

1. Войдя в бабушкиной комнаты, Роман не увидел ее:

а) за книгами и тетрадями;

б) за цветами;

в) за одеялами и подушками;

г) за мебелью и коврами.

 

2. Со стола Роман украдкой взял:

а) книгу;

б) ваза;

в) чашку;

г) икону.

 

3. Он взял эту вещь, чтобы:

а) рассмотреть;

б) показать знакомым;

в) показать искусствоведам:

г) продать.

 

4. Роману казалось, что взять икону - то:

а) нормальное дело, потому что она принадлежит всем;

б) совершенно правильно, потому что после смерти бабушки она станет его собственностью;

в) большой грех, ибо бабушкина святыня;

г) вполне безопасно, так как никто того не заметит.

 

5. Икону Роман взял, чтобы:

а) помолиться за бабушку;

б) передать до храма или монастыря;

в) продать бывшему односельчанину;

г) продать на базаре.

 

6. Икона оказалась:

а) покрытой лаком с репродукцией журнала:

б) выполненной художником искусной подделкой;

в) непригодной для продажи через свою ветхость;

г) непревзойденным образцом древнего иконописи.

 

7. В краже подлинной иконы Роман подозревал:

а) брата;

б) отца;

в) мать;

г) соседей.

 

8. Деньги, вырученные за продажу украденной у бабушки иконы, внук потратил:

а) на образование;

б) на квартиру;

в) на одежду;

г) на выпускной вечер.

 

9. Уличенный в краже иконы, Антон почувствовал:

а) угрызения совести;

б) превосходство над братом;

в) сомнения относительно допустимости содеянного;

г) страх быть наказанным.

 

10. Умираюча бабушка относилась к иконы:

а) как к ценной наследия его родителей;

б) как к памяти о собственной молодость;

в) как до семейного оберега;

г) как к ценной художественного произведения.

 

11. За свою готовность продать семейную реликвию оба брата обнаружили:

а) современность взглядов, прогрессивность, несентиментальність;

б) непонимание истинной ценности иконы, что была достойна национального музея;

в) бездуховность, черствость, меркантильность, моральную пустоту;

г) безрассудство, недальновидность, глупость.

 

12. Современное значение слова духовность такое:

а) высокий уровень нравственности, соответствие общечеловеческим моральным ценностям, отстраненность от всего мелочно-обыденного, материального;

б) принципиальный отказ от всех материальных выгод и ценностей;

в) бескорыстие, жертвенность;

г) тяга к красоте и совершенству.

 

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задачи.

Подобрав текст для чтения молча (объем - 8-10 предложений), самостоятельно составить к нему 3-4 тестовых вопроса.

___________________________________________________________

1 Текст повышенного уровня сложности.

2 Из представленных вопросов нужно выбрать 12.

3 Текст пониженного уровня сложности.