Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС
План-конспекты уроков

Урок № 5

СВЯЗНУЮ РЕЧЬ

Тема. Виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо). Виды аудирования. Учебное аудирование

 

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах речевой деятельности, остановившись, в частности, на психолингвистическими особенностях аудирования, дать представление о видах аудирования, формировать соответствующие коммуникативно-речевые умения, повправляти в глобальном, детальном и критическом аудировании.

Оборудование: тексты для аудирования.

ХОД УРОКА

И. Сообщение темы и цели урока.

II. Изучение нового материала.

v Объяснение учителя.

Реализация языка осуществляется в процессе речи или речевой деятельности. Речевая деятельность - это совокупность психофизических действий организма человека, направляемых на восприятие и понимание речи, а также на порождение его в устной и письменной форме.

Речевая деятельность имеет четыре виды - аудирование (слушание и понимание), чтение, говорение и письмо. По последним научным данным, время, затрачиваемое на четыре вида речевой деятельности человека, распределяется следующим образом: аудирование - 45 %, чтению - 6 %, говорение - 30 %, письмо - 9 %1.

Аудирование - вид речевой деятельности, который обеспечивает восприятие и понимание устной речи. Аудирование с основой общение.

Аудирование не следует смешивать со слушанием. Слушания где прежде всего акустическое восприятие звукового потока, тогда как аудирования включает процесс одновременного восприятия и понимания устной речи. Важной психологической особенностью аудирование является однократность, неповторимость этого процесса в естественных условиях общения.

Однако в искусственно созданных ситуациях общение, в частности в школьной практике, рассчитана на слуховое восприятие информация с целью лучшего усвоения ее учащимися часто повторяется. Затем ученые различают репродуктивное и продуктивное аудирование. Основным признаком репродуктивного аудирование, в отличие от продуктивного, и есть повторяемость устной информации. В школе до репродуктивного аудирование прибегают в процессе проведение устных пересказов (подробных, сжатых или выборочных) и подготовки к творческих работ. В естественной ситуации общения собеседники прибегают к продуктивного аудирование.

Аудирование - это один из путей познание окружающего мира. Воспринимать устную информацию означает не только слышать определенные звуки, слова, но и понимать услышанное, с целью соответствующего реагирования на него: выполнять определенные действия, узнавать что-то, получать эстетическое наслаждение, реагировать определенным образом на вопросы, просьбы и т.д.

Аудирование - это такой вид речевой деятельности, во время которого человек одновременно воспринимает устную речь и анализирует его (осуществляет смысловую обработку информации). Для успешного осуществления аудирование нужно быть внимательным, уметь быстро актуализировать весь предыдущий речевое и информационный опыт, концентрировать внимание на содержании высказывания при минимальном контроле за его речевой форме, иметь треновану кратковременную и развитую долговременную память, способность результативно работать в определенных временных рамках. Этого можно и нужно специально учиться.

Конечно, успех аудирования зависит и от того, насколько говорящий понятно, ясно выражается, от темпа, силы звучание речи, от умения говорящего выделять главное, устанавливать контакт с аудиторией и т.д.

С другой стороны, успешность смыслового восприятие устной речи зависит от подготовленности слушателей к восприятию, от того, какими опорными знаниями они обладают, как они умеют слушать и т.д, а также от уровня сложности текста, который им приходится воспринимать.

Воспринимать информацию нужно целенаправленно: глобально, подробно или критически.

Глобальное, или ознакомительное, аудирование требует от слушателя общего охвата содержания, умение определять тему, основную мысль сообщения, делить его на смысловые части, различать композиционные элементы.

(Можно предложить учащимся прослушать текст2.)

 

«ЗА УКРАИНУ!»

Поэзия Николая Вороного «За Украину!» рожденная на волне революционного движения, когда распалась тюрьма народов - царская Россия, а на ее руинах возникла Украинская Народная Республика - УНР. Високопатріотичні строки стихотворения сразу пленили сердца верных сынов Украины, наснажуючи на борьбу «за честь и свободу, за народ».

в 1921 году стихотворение впервые появился опубликована в одноименном сборнике произведений М. Вороного. Над Украиной именно сгущались черные тучи, национальную свободу было дотоптано, верное народу войско вынуждено было эмигрировать, патриотически настроенная интеллигенция тоже оставляла родную землю, чтобы там, за рубежом, продолжить борьбу за освобождение Отечества. В таких обстоятельствах стих приобретал особое значение как пламенный призыв отдать все священной борьбе за независимость Украины.

За Украину! С огнем рвения

Идите, братья, все вперед!

Удобное время зовет нас -

Ну потому что вдруг наполнят святой приказ!

Где-то в то время рождается и музыка к стихотворению. Впервые песню (слова и ноты) было напечатано в сборнике военных украинских песен «Сурма» (Львов, 1922), что его составил известный поэт и композитор, сечевой стрелец Роман Купчинский. Наряду с песнями «Ой в лузе красная калина», «ехал стрелок на війноньку», «Ой видно село» и другими песню на слова М. Вороного помещено под номером 75-м, к сожалению, без указания имени автора музыки.

Вместе с другими патриотически-освободительными песнями песня «За Украину!» звучала на западноукраинских землях вплоть до присоединения их к Советскому Союзу. На родине же поэта - Восточной Украине - она была запрещена и преследовалась более полувека. 1929 Г. Вороной, вернувшись из эмиграции, включил стихотворение в книжку. Однако произведение был запрещен цензурой и вырезанный из готового тиража книги. Название поэзии осталась лишь в смысле: издатели не досмотрели, что там произведение значится на стр. 489, тогда как из корпуса сборки его было изъято...

Запрет поэзии «За Украину!» - не исключение в творческой судьбе М. Вороного, который при царизме принадлежал к украинскому революционного подполья, а в сутки Центральной Рады поддерживал освободительные порывы народа страстным словом. В конце концов, свои национально-патриотические убеждения поэт показал и в период эмиграции, за них подвергся преследованиям и в конце был уничтожен во время разгула сталинского беззакония. Не помог ему и перевод на украинском языке «Интернационала». Вспомнили Вороном и поэму «Евшан-зелье», в которой он якобы «проповедовал предательство во имя националистических идей», и, конечно, поэзию «За Украину!».

Слова и музыка песни органично связаны между собой, они зовут, порывают к действию, борьбе. Именно эта полна походно-маршевого ритма мажорная мелодия набрала наибольшее распространение, хотя до стихотворения существует и другая музыка, написанная композитором Ярославом Ярославенком. Указанная авторская мелодия была опубликована отдельным изданием в Львове в 20-х годах, но не получила такой популярности, как музыка безымянного композитора.

Сейчас песня «За Украину!», наконец вырвавшись из-за решетки и цензурных запретов, гармонизирует с маєвом сине-желтых флагов независимой Украины, наснажуючи на подвиг во имя Отечества современное поколение. (По Ф. Погребенником)

 

(Имея целью глобальное аудирование представленного текста можно предложить учащимся выбрать правильные ответы на тестовые вопросы.)

1. В тексте речь идет о судьбе поэзии «За Украину!», автором которой является:

а) Иван Франко;

б) Богдан Лепкий;

в) Николай Вороной;

г) Николай Волновой.

 

2. Значение песни заключается в том, что она есть:

а) популярной и любимой среди украинцев мира;

б) широко известна за пределами Украины;

в) популярным произведением до сих пор неизвестного композитора;

г) пламенным призывом отдать все священной борьбе за независимость Украины.

 

3. Причина запрета советской песни цензурой и уничтожение ее автора объясняется:

а) длительным пребыванием М. Вороного в эмиграции;

б) выступлениями М. Вороного против советской власти в прессе;

в) личными отношениями Г. Вороного с советскими чиновниками;

г) национально-патриотическими убеждениями М. Вороного и их выразительным воплощением в песне.

 

4. Главная мысль текста такова:

а) судьба песни зависит не только от содержания слов, но и от популярности мелодии;

б) судьба песни никак не связана с судьбой ее автора;

в) с получением Украиной независимости талантливая патриотическая песня вернулась к тем, для кого была создана;

г) популярность вызвана песни исключительно интересом к трагической судьбе ее автора.

 

(Детальное аудирование предусматривает наиболее подробное восприятие содержания сообщения. С целью детального аудирование по содержанию представленного текста можно предложить выбрать правильные ответы на тестовые вопросы.)

 

1. Стихотворение М. Вороного «За Украину!» впервые появился в печати в одноименном сборнике:

а) 1920 года;

б) 1921 года;

в) 1925 года;

г) 1930 года.

 

2. Впервые песню (слова и ноты) напечатано в сборнике украинских военных песен «Труба», что упорядочил:

а) Левко Лепкий;

б) Богдан Лепкий;

в) Роман Купчинский;

г) Иван Франко.

 

3. В сборнике песню было помещено под номером:

а) 35-м;

б) 50-г;

в) 55-м;

г) 75-м.

 

4. На украинском языке М. Вороной перевел текст:

а) «Варшав'янки»;

б) «Смело, товарищи, в ногу!»;

в) «Интернационала»;

г) гимна Советского Союза.

 

Детальное восприятие текста часто требуется тогда, когда проводится, например, такой вид работы, как перевод услышанного текста; пересказ объяснения учителя; когда нужно запомнить несколько задач, не записанных учителем на доске, с целью их выполнения в определенной последовательности; во время дискуссии, диспута, выступления на собраниях и др.

Критическое аудирование, основываясь на глобальном и детальном, требует выражения собственного мнения по поводу услышанного, своей мотивированного согласия или несогласия с определенным утверждением, критического осмысления воспринятого на слух и т.д. По содержанию представленного текста школьникам можно предложить выбор правильного ответа на каждое из тестовых вопросов:

1. Популярность песни «За Украину!» в наши дни объясняется тем, что она:

а) является маршевой и мажорной;

б) часто звучит по радио и телевидению;

в) вдохновляет современное поколение на подвиг во имя Отечества;

г) нетрудная для исполнения.

 

2. Песня «За Украину!» является образцом:

а) удачного использования древнего марша;

б) украинской военной песни;

в) произведения высокого патриотического звучания;

г) новой жизни классического произведения.

 

Критическое аудирование практикуется в процессе работы над переводом текста с творческим заданием.

В процессе проведения учебного и контрольного аудирования школьникам предлагаются тестовые вопросы разных видов.

 

III. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

v Проведение аудирования.

 

СИМИРЕНКО

Симиренко - древний казацкий род. Первые достоверные сведения о них связаны с именем запорожца Степана, который более 20 лет козакував на Сечи, а впоследствии чумаковал. После того как он вместе с отцом Андреем отказался присягнуть императрице, их обоих в наказание за такое дерзкое свободолюбие записали крепостными графа Воронцова.

Сын Степана - Федор Симиренко - был человеком талантливым и энергичным. Викупившись из крепостничества, он освободил всю семью. Вместе с зятьями, смілянськими Яхненками, также вчерашними крепостными, он начал торговое дело. Вскоре фирма «Братья Яхненко и Симиренко» стала монополистом в торговле хлебом, мукой и скотом. 1848 года Симиренко и Яхненко построили самый первый в Украине и вообще во всей Российской империи механический песочно-рафинадный завод возле села Млиев, а также машиностроительный завод, который выпускал преимущественно оборудование для заводов и сахарных заводов и на котором были построены первые в России цельнометаллические пароходы и паровые двигатели. (К кстати, самый первый такой пароход, построенный в 1853 году, имел название «Украинец».) За выдающиеся заслуги перед Российской империей Федор Симиренко и братья Яхненко удостоились чести стать почетными гражданами России, а рант этот приравнивался до дворянского титула. Грамоты о это право им вручил сам император Николай И.

Таким образом, Федор Симиренко - один из первых украинских цукропромисловців. Дело отца после окончания политехнического института в Париже продолжил сын Платон.

Вблизи Млиева, на Платоновім хуторе, на полную мощность работал семиэтажный Городищенский сахарозавод. Рядом - завод машиностроительный. Оба предприятия были воплощением самой современной на то время технической мысли. Вблизи заводов построили нарядный городок для рабочих, оно состояло из 150 коттеджей. Здесь была церковь, безвозмездные больница, заводская школа, библиотека, столовая. Можно утверждать, что все это было первой ласточкой так называемого народного капитализма. К сожалению, уникальный эксперимент украинских промышленников развития не получил, ведь фактически он перечеркивал шовинистический миф о «неполноценности» и «бестолковость» украинцев. Не забыли царские лакузи и того, что Платон Симиренко оказывал финансовую помощь преследуемому царизмом Тарасу Шевченко, за свой счет осуществив издание «Кобзаря».

Фирма братьев Яхненко - Симиренко было раздавлено. Дело погиб в результате искусственного, тщательно спланированного царскими чиновниками банкротства. Не выдержав удара судьбы, Платон Симиренко умер на сорок третьем году жизни.

Сын Платона. Левко был студентом Санкт-Петербургского политехнического института, однако вскоре перевелся на природоведческое отделение Киевского университета. Или любовь к садоводству победила, или, возможно, надоело быть в чужом окружении, но этот шаг в его жизни оказался судьбоносным.

Серьезное влияние на юношу имел его дядя, родной брат Платона Василий Федорович, известный меценат украинской культуры. По-настоящему заботясь о духовности украинцев, Василий Симиренко финансировал этнографические экспедиции Павла Чубинского, по его материальной поддержке осуществлялись гастроли труппы Михаила Старицкого, издания произведений Михаила Грушевского, он платил стипендии многим украинским писателям и студентам.

1878 года начались репрессии над свободолюбивым студенчеством. Более 150 человек было исключено из Киевского университета за политическую неблагонадежность, однако Левко Симиренко вовремя успел перевестись к Новороссийского университета, что был в Одессе. Однако и здесь он оказался под жандармским надзором. После защиты диссертации по органической химии молодой ученый все же попадает в тюрьму. Дальше его путь пролег к Сибири, вплоть до Красноярска. Больше года провел политзаключенный Симиренко в Красноярской тюрьме, чуть не умер от тифа. Потом получил тяжелую судьбы поселенца. И только в 1886 году Левко и его жена, тоже революционерка, получили разрешение вернуться в Украину. В Сибири осталась могила их первого сына.

Путь на государственную службу для бывшего полет-ссыльного Симиренко был заказан. В наследство от отца Левкове Платонович остался кусок земли в Млиеве. Молодой ученый рьяно берется за любимое дело - садоводство и организации плодового питомника. Итак, 1887 год можно считать годом рождения украинского садоводческой науки.

Сыновняя любовь к Украине, высокий патриотизм и исключительная преданность избранному делу - плодоводству - заставили Льва Платоновича Симиренко, дворянина и дипломированного ученого, поселиться на глухом хуторе и на всю жизнь связать свою судьбу с садоводством.

К Симиренко в Украине, и в России научного рассадничества не существовало. Лев Платонович столкнулся не только с отсутствием нужной информации, но и с противодействием многочисленных недоброжелателей и завистников. Однако вклад Льва Платоновича в отечественную науку действительно колоссальным.

Вот выдержка из письма знаменитого ученого: «Весьма ошибаются те, кто видит в садовом ножи средство, способное ускорить наступления желаемого критического момента, достигнув которого, дерево становится способным к плодоношение. Совсем наоборот, тайна - в умении терпеливо ждать, способствуя быстрейшему росту и развитию, так сказать, скелета дерева, и помогая ему за 5-6 лет достичь в этом отношении того, на что другое, то есть не окруженный заботливым уходом, а запущенное дерево требовало бы срока 8-10 лет. Насиловать же природу дерева зря...»

К большому сожалению, эти мудрые слова сейчас многие забыли. И, как не странно, на площади перед административным корпусом Крымской станции садоводства в селе Маленьком Симферопольского района (здесь в свое время проводилось изучение подвоев плодовых культур, пионером которого с полным основанием считают Льва Симиренко), и поныне сидит на постаменте мужчина в шляпе, который отдавал предпочтение ножеві, а не лелеянью деревья,- Мичурин.

Научную работу отца достойно продолжил сын, профессор Владимир Львович Симиренко.

Существование знаменитого Млиевского садового питомника было остановлено во время сталинских репрессий. После злодейского убийства чекистами Льва Платоновича Симиренко, ареста и казни в застенки НКВД профессора Владимира Львовича Симиренко было сделано все, чтобы уничтожить их научные достижения.

Выстраданная Симиренками славная садоводческая школа прекратила свою деятельность. Питомник Левка Симиренко насчитывал почти 3000 сортов различных плодовых, ягодных, орехоплодных и цветочно-декоративных растений - 900 сортов яблонь, 889 - груш, 350 черешен и вишен... Все это кануло в небытие. В течение 30-50-х годов было потеряно сорта, выделенные Симиренками путем клонированного отбора. Исчезла исключительной ценности коллекция плодовых, ягодных и декоративных культур. Музей и семейное кладбище Симиренко требуют ухода и реконструкции.

Сады погибают, потому что деревья живут не вечно. И люди тоже не вечны. Вечная только память. Будет обидно, если мы и ее избавимся. (910 слов)

(По П. Вольвачем и О. Куликом)

v До каждого iиз завопросов выбрать правильный ответ3.

1. Дынном украинский род Симиренко - род:

а) помещичий;

б) священнический;

в) земледельческий;

г) казацкий.

 

2. Федор Симиренко со своими зятьями Яхненками соорудили:

а) чугунно-литейный завод;

б) песочно-рафинадный завод;

в) металлообрабатывающий завод;

с) первую в Украине железную дорогу.

 

3. Заводы Симиренко. - Яхненко было построено вблизи:

а) города Гдухів;

б) города Канев;

в) села Млиев;

г) села Здолбунов.

 

4. На машиностроительном заводе Симиренко - Яхненко производили первые в России:

а) железнодорожные вагоны и паровые двигатели;

б) цельнометаллические пароходы и паровые двигатели;

в) чавильні устройства и высокоэффективные фильтры;

г) подъемные и чавильні устройства.

 

5. Сын Федора Платон Симиренко закончил:

а) политехнический институт в Париже;

б) политехнический институт в Лондоне;

в) Оксфордский университет;

г) Гарвардский университет.

 

6. Заводы Симиренко - Яхненко были искусственно разорены и уничтожены царизмом за то, что они:

а) создавали серьезную конкуренцию аналогичным российским предприятиям;

б) привлекали внимание нежелательных иностранных инвесторов;

в) выпускали некачественную и вредную для имиджа России продукцию;

г) перечеркивали шовинистический миф о «неполноценности» украинцев.

 

7. Платон Федорович Симиренко оказывал финансовую помощь:

а) Тарасу Шевченко;

б) Ивану Франко;

в) Архипу Тесленко;

г) Павлу Чубинскому.

 

8. Брат Платона Василий Федорович был известным:

а) актером;

б) журналистом;

в) меценатом;

г) адвокатом.

 

9. Лев Платонович Симиренко защитил диссертацию:

а) по математике;

б) с украинского языка;

в) по органической химии;

г) по этнографии.

 

10. Политически неблагонадежный Левко Платонович Симиренко был выслан:

а) на Кавказ;

б) в Казахстан;

в) на Кос-Арал;

г) в Сибирь.

 

11. Вернувшись из ссылки, Левко Симиренко взялся:

а) огородничества и полеводства;

б) садоводства и организации плодового питомника;

в) пчеловодства и энтомологии;

г) этнографы и фольклора.

 

12. Основным средством ускорения плодоношение деревьев Левко Симиренко считал:

а) механическое вмешательство в природу растения;

б) химическую стимуляцию роста и развития;

в) воспитание дерева, содействие его ростове и развития;

г) выдерживание саженцев в оранжерейных условиях.

 

13. Существование Млиевского садового питомника Симиренко было остановлено:

а) после окончания гражданской войны;

б) во время сталинских репрессий;

в) во время Второй мировой войны;

г) после хрущевской «оттепели».

 

14. Питомник Льва Платоновича Симиренко насчитывал:

а) до 1000 сортов растений;

б) около 2000 сортов растений;

в) почти 3000 сортов растений;

г) почти 5000 сортов.

 

15. Сорта, выделенные Симиренками путем клонированного отбора, было потеряно:

а) в течение 20-30-х годов;

б) в течение ЗО-50-х годов;

в) в течение 60-70-х годов;

г) в 80-90-е годы,

 

16. Связать свою жизнь с садоводством Льва Платоновича Симиренко побудили:

а) обстоятельства жизни, несостоятельность заниматься другим делом;

б) карьеризм, желание выделиться среди других коллег-ученых;

в) сыновняя любовь к Украине, высокий патриотизм;

г) мечта осуществить научное открытие, достойное международной премии.

 

МУЖЧИНЫ И ИХ РИСК

В больницу привезли обугленного пожарника. Кожу с него сняли вместе с одеждой. Только голова уцелела. «Интересный материал,- сказал шеф.- Раньше это была бы стопроцентная летальность, т.е. смерть». Что сильнее обгоревший пациент, тем больший азарт проявляет шеф. Вскоре он защищает докторскую, поэтому энергично набирает статистику.

Новенького больного сразу пристроили в «аквариум» - так в больнице называют изобретение шефа-диссертанта. Здесь не надо бинтовать потерпевшего, стерильная атмосфера, температура постоянная. Только же смотреть жутко, потому что человек в «аквариуме» - будто картинка из учебника анатомии. Висит бедный пациент, распятый на каких лямках и пружинах. А под конец лечения больной становится настоящим младенцем - такая нежная и тонкая у него кожа, что боязно прикоснуться, а приходится же еще и колоть.

Вообще, лечение ожогов - это как будто кухня наоборот: получают жареные бифштексы, из них возрождают человека. Довольно часто шефу удается это сделать. Тогда он ходит гоголем и напрашивается на похвалы.

Обугленного пациента зовут Андреем, он лейтенант. На нем уже начала нарастать кожа, и сегодня он впервые открыл глаза. Глаза у него голубые. Начал шутить. Рассказывал, что, когда был в «аквариуме», ему казалось, будто он в утробе матери.

Шефу он уже не интересен - отработанный материал. В науке шеф - звезда первой величины, вся больница дрожит перед ним, ибо никто не знает, что за миг выкинет его величество. Вы замечали, что среди значительных специалистов мало добродушных людей? Может, потому, что к вершине мастерства они идут, словно на танке, не присматриваясь, что мнут и давят их гусеницы? Может, иначе и нельзя стать великим?

Когда обожженный пожарный пришел к сознание и впервые открыл глаза, перед ним стояла медсестра Наталья со шприцем в руке.

- С приездом,- сказала, улыбаясь.- Это я делаю решето с вашей новенькой кожи.

- Спасибо,- хотел громко поблагодарить больной, и с губ слетел Только шепот.

Воспоминаний пожарный Андрей не любит. Все, что связано с его вторым рождением, все, кроме Натальиного образа, память старается стереть, потому как только вспомнит те дни, тело начинает сводить, хоть снова в физраствор ныряй.

Пожарный - профессия боевая, можно бы гордиться ею, как гордятся пограничники, ибо огонь, как вивідувач, ищет лазеек, нарушает пределы и границы. Только кто тот огонь лелеет? Не вездесущее ЦРУ, а собственные головотяпи. Поэтому чаще всего соавторами героизма пожарных и врачей становится доморощенная равнодушие.

Отсюда, с больничного «аквариума», жизнь представляется Андрею треугольной шахматной доской на треугольном столе. Первыми делают ход головотяпи, потом пожарники, а завершают все врачи. Обычные специалисты получают награды за рекордные урожаи и тонны металла, а пожарные и травматологи - за ликвидацию чьего-то злодейства или разгильдяйства.

На этот раз чудо науки вернуло Андрея к жизни, но то чудо было настолько адским, что он избегал воспоминаний. И только Наталья была радостным світлячком в хаосе лекарств, шлангов, болей и нудных запахов. lie иглами и капельницами впечаталась она в память, а... да что тут объяснять? Так было в пещерных укрытиях, когда растерзанного зверем охотника анестезували не эфиром, а обухом, так было в полевых госпиталях, так случилось с Андреем в стеклянном «аквариуме», так будет с каждым, кому повезет миновать кризис и начать выздоравливать, вступить в ту счастливую фазу, когда замечаешь, что и медики - люди, и у них бывают волшебные брови и игривые улыбки. Как младенцу первым запоминающийся образ матери, так Андрею запечатлелось Наталчине лицо, еще как висел распятый в «аквариуме». Встретил оно его на пороге новой жизни и при повторном пробуждении.

На работе медсестра Наталья одета в обычный хирургический костюм, правда, в таких «бананах» теперь мечтает прогуляться не одно накрашенное лентяйка. Для Натальи же это обыденная дезинфицированная спецовка. А вот когда она в праздничном наряде... Однажды Андрей увидел ее в торжественных одеяниях. Его начало лихорадить, он потерял координацию движений, почувствовал себя таким ничтожным рядом с солнцем. Казалось, он стоит беспомощный перед пламенем с одним пожарным ведром, а нужны же цистерны с брандспойтами, механизированные лестницы, взрыв направленного действия, чтобы укротить этот огонь. Наташе же хоть бы что! Сделала ход конем на треугольной доске, целится снопами искр сквозь длинные ресницы, и не поймешь, ждет она от пожарного хода-ответы просто радуется, почувствовав свою власть над парнем. Э-эй! Наталья! Полегче, потому спопелиш Андреев мир.

Прошел месяц, как Андрей своим ходом выбрался из больницы. Теперь в больничный двор еженедельно приезжает красная машина. Пожарные открывают колодцы, присоединяют шланги, что-то проверяют. Ранее с такими проверками их здесь видели только осенью или весной. А теперь зачастили. Может, кто-то больницу собирается поджечь? Поняли пожарные, ожоговое отделение - то конечная остановка на пути жизни - рай? Что такое ад знают здешние больные, ведь именно его они проходят в этих «аквариумах». Можно уважать шефа за последствия его работы, но как привыкнуть к тому, что в людях он видит лишь «материал»? Ему, кажется, все равно, что красить автомобиль, кожу наращивать... Он запросто, без колебаний и моральных переживаний ампутує больному руку, сфотографирует культю, если увидит редкий случай заживления, и пошлет снимок в медицинский журнал. Может, так и надо - такая профессия? Если бы все были пунктуальными автоматами, то не было бы аварий, травматологическое отделение уменьшили бы втрое, и слезы не ведрами бы лили, а в пробирках выставляли бы, как предостережение для счастливых.

За какую-то неделю пожарная комиссия, перенеся проверку со двора в помещение, опечатала «аквариумы». Юга медсестры с шефом по очереди уговаривали Андрея. У шефа скоро защита докторской, больных много, потому что аварии как из дырявого мешка сыплются... А что это за диссертация, когда ученом совете нельзя показать действующую установку? И все потому, что какая-то там подводка или проводка не по Госту сделана. Шефа можно понять. Он звонил главному пожарному, но тот умыл руки, сказав, что ему сейчас никогда, потому что кругом горит. Вот так всегда: как лечиться - отбоя нет, а как помочь - все в кусты.

Пришлось применить к Наташе Андрея уговоры третьей степени. «Совесть у тебя есть? - спросила, когда шеф вылетел из собственного кабинета в истерике.- Он же тебя с того света вернул. Элементарная порядочность и человечность нужны, а не только инструкции и пунктуальность. Ты просто завидуешь шефу и хочешь показать, что ты шишка».

Андрей долго молчал, а потом сказал твердо, но с горечью: «Ладно, будет по-твоему, один «аквариум» розпечатаємо, чтобы науку не остановят. Считай, что я не выдержал испытания женщиной. Теперь, по сути, там не только проводка никудышная, там в самой машинерии рваное лыко бантиком, только не могу я доказать - не моего размера шапка... Сама катапульта чего стоит - вместо рая жизнь кого-то в ад бросит с благословения твоего...»

После этого случая Наталья разочаровалась в Андрее. Слишком уж он осторожен, не понимает, что наука жертв требует. Настоящий мужчина должен рисковать. Недаром шеф любит петь строки Окуджавы: «Нужны ли гусару сомненья в содеянном этом и том..». Надо, чтобы Андрей выучил эту песню.

...Нет Андрея... Когда очередной раз «аквариум» продували кислородом, електризувався штуцер, проскочила искра... Андрей догорел вместе со всеми пластмассами молниеносно, как падающая звезда. Шеф лежит в реанимации с инфарктом миокарда. (1090 слов)

(По Л. Копань )

v На каждый из вопросов выбрать правильный ответ.

1. Обугленный пожарный Андрей был:

а) старшиной;

б) сержантом;

в) лейтенантом;

г) капитаном.

 

2. В больнице пациента поместили:

а) в реанимационное отделение;

б) в реабилитационное отделение;

в) в операционную;

г) в экспериментальную установку-катанульту.

 

3. После выздоровления пожарный стал для шефа:

а) лучшим приятелем;

б) отработанным материалом;

в) живым аргументом его научной правоты;

г) живым свидетельством его невнимания к пациентов.

 

4. Впервые придя в сознание, обожженный пожарник увидел:

а) изобретателя-шефа;

б) членов научного совета;

в) аспирантов и студентов-практикантов;

г) медсестру со шприцем.

 

5. Из больницы жизнь представлялось Андрею:

а) настоящим раем для всех и каждого;

б) адом для больных и раем для здоровых;

в) полигоном для испытания силе свободы;

г) треугольной шахматной доской на треугольном столе.

 

6. Андрей считал, что в каждой трагедии, связанной с пожаром, первыми делают ход:

а) умные и хитрые злоумышленники;

б) неосторожные и неопытные люди, которые и становятся жертвами;

в) безрассудные люди, которые не предусматривают последствий своих поступков;

г) головотяпи, потом пожарники, а завершают все врачи.

 

7. Причиной пожаров Андрей считал:

а) чью-то наивность или неосторожности;

б) чье-то злочинство или разгильдяйство;

в) чье-то равнодушие или халатность;

г) чью-то безответственность.

 

8. Своим ходом Андрей выбрался из больницы:

а) через неделю;

б) через месяц;

в) через полгода;

г) через год.

 

9. Пожарная комиссия опечатала «аквариумы» - за то, что:

а) Андрей хотел отомстить шефу за физические страдания, которые испытал во время лечения;

б) Андрей хотел навредить карьере шефа, потому что ревновал к нему Наташу;

в) Андрей завидовал профессионализму и авторитету шефа;

г) сделана не по Госту подводка или проводка угрожала жизни людей.

 

10. Фразеологизм умывать руки означает:

а) соблюдать правила гигиены;

б) снимать с себя ответственность;

в) быть свободным от каких-либо предрассудков;

г) пытаться вызвать сочувствие.

 

11. Медсестра Наталья разочаровалась в Андрею за то, что он:

а) безынициативный и бесхарактерный;

б) слишком послушен и кроток;

в) слишком осторожен, не хочет или не умеет рисковать;

г) безапелляционный, не прислушивается к мнениям оппонентов.

 

12. Главная мысль проработанного текста такова:

а) никто не имеет права отказывать человека от выполнения им служебного долга;

б) никто ни при каких обстоятельствах не имеет права подвергать опасности человеческие жизни;

в) наука, как и искусство, требует жертв;

г) важная черта мужского характера - уметь рисковать.

 

ПАМЯТНИКИ КИЕВА

Память - чрезвычайно важная моральная категория. Уважительное отношение к памяти предков - это мост, проложен от поколения к поколению. Память о жизни и деятельности предков выдающихся каждый народ хранит как самую дорогую святыню.

Первыми памятниками были народные исторические песни и былины, где реальное перемежовувалося с фантастическим. Легенды про Кирилла Кожемяку и Илью Муромца дожили до наших дней и, сохраняя память победоносной Украины-Руси, вошли в золотой фонд отечественной и мировой культуры.

После утверждения на Руси христианства и возникновения славянской письменности появляются отечественные апокрифы - рассказы о святых и праведников - древние письменные памятники. Развивается русская иконопись - и каждый иконный лик также является своеобразной достопримечательностью определенному лицу или событию. Строительство храмов в память о событиях и конкретных лиц - тоже часть монументальной памяти человечества.

XVIII век принес в нашу жизнь европейские традиции. Обязательным условием европеизации городов стало наличие на их улицах, площадях и парках монументальных произведений, в том числе и памятников, воздвигнутых в честь важных исторических событий и исторических лиц.

В Российской империи преимущество отдавали памятникам в честь царственных особ и выдающихся военных и исторических деятелей.

Самый первый памятник Киева - это колонна, возведенная над часовней Крещатицкого ручья, «где благородного великого князя Владимира дети крещены» (так сказано в «Географическом описании Киева» 1786 года). Источник, в котором было крещено двенадцать сыновей князя, было среди первейших святынь православной церкви. Именно поэтому над тонкой струей святой воды было возведено деревянную часовню, от которой начинались торжественные крестные ходы в дни православных праздников. В часовенках, которые, разрушаясь, сменяли одна одну, неизменно украшали иконы с изображением святого Владимира и святой Ольги, а также первых русских мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба. 1802-1808 гг. была выстроена каменная часовня, увенчанную вісімнадцятиметровою колонной с установленным на капители крестом на шаре. На подножии колонны было отчеканено посвящения князю Владимиру и царю Александру i, в царствование которого было создано композицию. Понятно, памятник был освящен киевским митрополитом. В народе колонну прозвали нижним памятником князю Владимиру.

В годы советской власти часовню уничтожили, превратив ее в самую обычную арку, источник заключили в коллектор, крест сбросили, а сам памятник превратили в «Колонну Магдебургскому праву». Монумент был отреставрирован лишь к 1000-летию крещения Руси.

в 1853 году святому равноапостольному князю Владимиру был открыт еще один памятник. Отлита в Петербурге Петром Карловичем Клодтом фигура князя заняла свое место на высоком постаменте работы архитектора Константина Андреевича Тона. Еще один известный мастер - скульптор Владимир Иванович Демут-Малиновский, украсил пьедестал барельефом «Крещение киевлян» и скульптурными элементами: гербом города Киева и орденом святого Владимира. Где-то на высоте 20 метров держит Владимир свой крест. Князь изображен в тот момент, когда таинство крещения состоялось. Его взгляд направлен на Восток. Наброшенная на кафтан великолепная мантия, великокняжеская шапка в руке удостоверяющих официальность и государственную значимость того, что произошло.

Тогда же, в 50-х годах XIX века, возникла идея установить памятник Богдану Хмельницкому. Однако указ о создание монумента был издан царем лишь в 1869 году.

С целью экономии средств, которых было немного, автору эскизных рисунков памятника Михаилу Иосифовичу Микешину пришлось отказаться от многих элементов задуманной багатофігурної композиции. Не хватило денег на выполнение барельефов «Битва под Збаражем» и «Въезд Хмельницкого в Киев», на скульптуру побежденного шляхтича Не нашлось... места кобзарю, в образе которого угадывался Тарас Шевченко. По политическим мотивам царь «запретил» коню гетмана топтать польское знамя.

Средств было так мало, что неизвестно, когда смогли бы приступить к выполнению памятника, если бы морское ведомство не передало для изготовления статуи 1600 пудов корабельной меди.

Микешин не был скульптором - он был автором рисунков-проектов, талантливым и опытным рисовальщиком. Скульптор Пий Адамович Веліонський отлил в Петербурге статую гетмана, а Артемий Лаврентьевич Обер создал фигуру коня. Привезена 1880 года в Киев композиция довольно долго пролежала во дворе Старокиевского полицейского участка. «Пришел Богдан в Киев во второй раз, еще и без паспорта, а его арестовали»,- немедленно отреагировали на этот факт киевляне.

Город передал на сооружение памятника гранитные глыбы, оставшиеся от строительства опор Цепного моста. Из них было выполнено постамент. Места предусмотренных первоначальным проектом барельефов заняли недвусмысленные надписи: «Волим по Царя Восточного» и «Богдану Хмельницком - Единая Неделимая Россия».

Интересно, что выбор места для установка монумента взбудоражил общественное мнение. Киевское духовенство поскаржилось святейшему Синоду: «...местом для установки памятника было назначено Бессарабскую площадь, однако киевская городская Дума постановила соорудить памятник на Софийской площади... В определенном месте... всякому, кто стремится к собора, будет видно не алтарную стену, а заднюю часть лошади. Таким видом будет смятенный каждый благочестивый христианин, творящий на себе крестное знамение...».

Памятник установили, найдя компромисс. Скульптурную группу развернули так, что гетман был вынужден указывать булавой на Москву вместо Польши, которой, согласно замыслу авторов, должен был угрожать.

Несмотря на отклонения от замысла, памятник Хмельницкому является выдающимся произведением монументальной скульптуры и ярким символом Киева.

Зимой 1909 года группа киевских ученых высказалась за установление в городе между Софийским собором и Михайловским монастырем «Исторического пути» - аллеи из двадцати памятников видатним. деятелям отечественной истории. Поскольку такой замысел требовал серьезных расходов, в конце концов решили ограничиться установкой памятников основателям Киева, князю Олегу, Ольге, Святославу Игоревичу и Ярославу Мудрому.

Споры по кандидатурам для увековечивание продолжались еще очень долго. Среди задуманных памятников состоялся единственный - княгине Ольге.

Монумент был установлен на Михайловской площади (авторы - Иван Кавалеридзе, Федор Балавенский, Павел Сниткин и Владимир Рыков). На постаменте из розового гранита, в центре, разместили скульптурное изображение княгини; слева, на возвышении, стоял апостол Андрей Первозванный, справа усадили просветителей славянского люда Кирилла и Мефодия. Под статуей княгини прочитывался надпись: «Сия первая вниде в Царство Небесное от Руси, сию бо хвалят русские сьінове яко начальницу», ниже было добавлено: «Дар Государя Императора городу Киеву. Лето вот P. X. 1911». Действительно, часть денег на памятник пожертвовал Николай Романов.

Судьба монумента печальная: 1919 года статую Ольги было сброшено. в 1923 году поснимали статуи апостола и просветителей, 1926 - постамент демонтировали и уничтожили уютный сквер, что был расположен рядом. Под клумбой еще десятки лет была закопана расколота пополам статуя княгини... Памятник, который возвышается на этом месте в настоящее время, является восстановлением древнего, разрушенного.

Весной 1936 года Всеукраинская Академия наук постановила соорудить над могилой Михаила Грушевского на Байковом кладбище величественный памятник. Проект надгробия выполнил выдающийся украинский архитектор, профессор Киевского художественного института Василий Кричевский, причем сделал это бесплатно. Проект предусматривал создание гранитного обелиска с выполненным на нем барельефом ученого. Скульптор Иван Макогон блестяще воплотил замысел архитектора. Кстати, надгробие на могиле М. Грушевского стал первым в Киеве памятником, выполненным из «вечного материала» - гранита.

Торжественное открытие памятника не произошло, что вполне понятно: приближался 1937 год... (920 слов)

(По А. Анисимовым)

v На каждый из вопросов выбрать правильный ответ.

1. Первыми памятниками истории и культуры Украины-Руси считаются:

а) скифские бабы;

б) найденные при раскопках предметы быта;

в) руины Десятинной церкви в Киеве;

г) народные исторические песни и былины.

 

2. Европейские традиции в жизни украинцев принесло:

а) X VI века;

б) XVII века;

в) XVIII века;

г) XIX века.

 

3. Самый первый памятник Киева:

а) памятник Богдану Хмельницкому;

б) памятник князю Владимиру;

в) колонна, возведенная над часовней Крещатицкого ручья;

г) памятник княгине Ольге.

 

4. При советской власти нижней памятник князю Владимиру превратили:

а) на «Колонну Магдебургскому права»;

б) элемент ограждения парка;

в) беседку;

г) состав.

 

5. Памятник князю Владимиру на склонах Днепра был открыт:

а) 1753 года;

б) 1823 года;

в) 1853 года;

г) 1953 года.

 

6. Автором бронзовой статуи князя являются:

а) Петр Карлович Клодт;

б) Константин Андреевич Тон;

в) Владимир Иванович Демут-Малиновский;

г) Михаил Осипович Микешин.

 

7. Идея установить памятник Богдану Хмельницком возникла:

а) в 50-х годах XVIII века;

б) в 50-х годах XIX века;

в) в 90-х годах XIX века;

г) в 50-х годах XX века.

 

8. Проект памятника предусматривал закрепление на пьедестале барельефов:

а) «Битва под Желтыми Водами» и «Въезд Хмельницкого в Киев»;

б) «Битва под Берестечком» и «Въезд Хмельницкого в Киев»;

в) «Битва под Збаражем» и «Въезд Хмельницкого в Киев»;

г) «Битва под Полтавой» и «Въезд Хмельницкого в Киев».

 

9. Бронзовую статую гетмана отлив:

а) Артемий Лаврентьевич Обер;

б) Пий Адамович Веліонський;

в) Михаил Осипович Микешин;

г) Василий Кричевский.

 

10. Слово компромисс имеет такое значение:

а) согласие, взаимопонимание, достигнутые путем взаимных уступок;

б) составная часть, элемент чего-либо;

в) построение произведения искусства, обусловленная его содержанием, характером и назначением;

г) устройство, действующее автоматически по заранее составленной программе.

 

11. Самый первый в Киеве памятник с гранита - это:

а) памятник князю Владимиру;

б) памятник Тарасу Шевченко;

в) памятник Ивану Франко;

г) надгробие Михаилу Грушевскому.

 

12. Уважительное отношение к памяти предков:

а) источник информации о прошлом народа;

б) сокровищница народной мудрости и морали;

в) залог сохранения национального характера у молодежи;

г) это мост, проложенный от поколения к поколению.

 

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задачи.

Подобрать небольшой текст (объем - 8-10 предложений), самостоятельно составить 4-5 тестовых вопросов для аудирования, определив среди них вопросы для аудирования глобального, детального и критического.

_________________________________________________________

1 См.: Рекомендации относительно преподавания родного языка в новом 2001-2002 учебном роде // Дивослово.- 2001.- № 8.

2 Проводить здесь аудирование не нужно: прочитав текст, учитель зачитывает тестовые вопросы, самостоятельно или с участием учащихся выбирая из четырех предложенных правильный ответ.

3 Из представленных вопросов нужно выбрать 12.