Урок № 7
СВЯЗНУЮ РЕЧЬ
Тема. Устный пересказ текста
публицистического стиля с творческим заданием
Цель: совершенствовать умение школьников
воспринимать текст, воспроизводить его содержание с соблюдением характерных
особенностей заданного стиля и принятых в исходном тексте типов речи;
совершенствовать тексто-творческие умения; развивать мышление и устную речь, обогащать
и уточнять словарный запас, развивать память, совершенствовать орфоэпические
навыки и интонационную сноровка.
Оборудование: текст для перевода.
ХОД УРОКА
I. Сообщение
цели и задач урока.
II. Подготовка
к работе над переводом.
v Чтение текста учителем или учениками.
v Выяснение значения употребленных в тексте перевода слов, которые находятся
в пассивном словаре учащихся.
v Определение темы и главной мысли текста.
v Определение стиля текста. Выяснение положенного в его
основу типа вещания и вспомогательных типов речи.
v Самостоятельное составление плана текста. Составление плана творческого
задачи (2-3 пункта прилагается к плану перевода).
v Повторное чтение учителем текста.
III. Устный пересказ текста. Выполнение
творческого задания.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее
задачи.
Повторить § 12.
Тексты для перевода
«САДОК ВИШНЕВЫЙ КОЛО ХАТЫ...»
В этой поэзии все вроде так просто:
вечер позднего мая, звезды, тишина, семья ужинает, мать хлопочет, плуговщики
возвращаются с поля, девушки поют уходя, щебечет соловей... Как же тепло,
уютно, божественно в ауре этой поэзии!
Это стих в Шевченково цикле
«В каземате», восьмая дума в девятом невольничому кругу заключенного поэта.
Все в этом произведении просто и ясно. Однако угадывается и то причаєне,
сокровенное, неразрешимое...
В каждом слове трех строф стихотворения
разлитое душевное родительское тепло. На украинскую семью поэт смотрит
добротворними родительскими глазами. Он любуется матерью, дочерью, которую еще надо
«научати», детьми, домашним согласием, таким простым и совершенным строем семьи,
что ужинает, оказывая древнейший тот, милый человечный обряд.
Каждое слово поэзии пропитано силой,
что идет от понимания Шевченко мужской ответственности за семейное гнездо
родного народа. Однако видим: собралась, бедная семья поужинала и спать легла,
однако мужчины - отца и охранника - в ней нет. Или чумакує, убитый где-то на
войне, скитается по заработкам, или, может, умер? Плуговщики возвращаются
с поля к своим семьям, а в этой семье своего плугатаря не ждут...
Запеченными устами говорит Шевченко
мужчина, Мужчина, князь своего рода-племени. Главная мужская великодушная
ответственность за маленькую, семейную государство. И именно в семье - единственно надежная
духовная опора человека. Поэзия «Садок вишневый коло хаты...» - то стон души
обворованного судьбой мужчины-одиночки, к тому же еще и заброшенного далеко от родной
земли. Однако эта поэзия, пожалуй, как никакая другая, доказывает абсолютную несхитність
Шевченко, готовность его за свое, за родное стоять до последнего вздоха.
Ибо это его украинская сущность.
Сущность мужчины-защитника, мужчины-защитника.
Какой же разительный контраст производит
нынешнее состояние украинского чоловіцтва! Нет порядка в государстве - сплошные несогласия в
семьи. Нет законов, которые надежно ту семью защищали бы. Воспитательное пространство -
прежде всего телевидения - отдано пришельцам и проходимцам, а им абсолютно безразлична
украинская семейная традиция как основа государственности. Человек-труженик
лишенный материальной основы для развития божественного сада собственных детей.
Возможно, поэтому и ширится эпидемия наркомании, распущенности, пьянства, бытовой
разврата?
А семьи нередкая вкладываются не
вечерявши, разве что сыты «хрущами» бесконечных обещаний. Кому здесь кого
«научати»?
А Шевченко стих до сих пор дымится
смаковитим запахом пшоняного кулеша, дышит ароматом вишневого цвета. Стих
очаровывает аурой божественного уюта семейного... (350 слов)
(По М. Костенко.)
v
Объяснить
значение слов аура (излучаемый чем-то особое поле, свет; нимб), каземат
(помещение в крепости, где держали заключенных), традиция (обычаи, идеи, нормы,
передаваемые из поколения в поколение), контраст (резко очерчена
противоположность в чем-то); указать происхождение и значение фразеологизмов девятое
круг, божественный сад.
v
Подобрать синонимы
до слов зайда, проходимец и антоним к слову согласие.
v
Составить план.
Ориентировочный план
И. Стих Шевченко цикла
«В каземате».
1. Тепло, уютно и божественно в
ауре поэзии.
2. Угадывается что-то причаєне и
неразрешимое.
II. На украинскую семью поэт
смотрит добротворними родительскими глазами.
III. Понимание Шевченко мужской
ответственности за семейное гнездо родного народа.
IV. Главная мужская великодушная
ответственность за маленькую, семейную государство.
V. Готовность Шевченко за родное
стоять до последнего вздоха.
VI. Нынешнее состояние украинской
семьи.
1. Законов, которые надежно защищали бы
семью, нет.
2. Кому отдано воспитательное пространство?
3. Человек-труженик лишен
материальной основы для сохранения семьи.
VII. Аура божественного уюта
семейного согласия в поэзии Шевченко.
v Указать имеющиеся в тексте признаки публицистического сталю.
v
Сделать
подробный пересказ (устно), завершив его размышлениями о состоянии современного
украинской семьи, роль в жизни украинской семьи мужа-отца и о
необходимость придерживаться национальных семейных традиций.
ДИХАЙМО И ПОЕМ!
Одиннадцать лет живем в
самостоятельном независимом Украинском государстве. Имеем свободу, на алтарь которой
на протяжении веков положено не одну жизнь. Свободу, за которую пролито не одну каплю
крови.
Зайди отовсюду веками
истребляли наш народ физически, притлумлювалы в нем национальный дух, убивали
его традиции, уничтожали культуру... Понимали поганые, что без национального самосознания
нет нации.
Тем, что сегодня мы еще являемся народом, а
не безликим стадом, обязаны украинскому слову, украинской песни и
украинскому искусству. Это те легендарные киты, что с разбушевавшегося океана бед
вынесли на своих спинах нашу национальную душу. Это те могучие атланты, которые на
своих плечах держат украинскую нацию сегодня.
И вот парадокс! В своей независимой
государству именно эти рыцари оказались в наибольшей опасности.
Мы любим употреблять выражение «соловьиный
Украина». И не задумываемся, почему в последнее время «соловьи» поют все меньше.
Где наши прославленные на весь мир певцы, музыканты? Кто не допускает к украинскому
зрителя остроумное украинское слово?
Соловей для того, чтобы петь,
должен иметь свою территорию, свое «творческое пространство». За это пространство соловьи
честно соревнуются песней.
Но есть в природе и воронье. Оно
исповедует другую мораль - мораль агрессии. Метод зловещего карканья. То карканье
не заменит соловьиной песни. Но и не даст соловейку ее петь. Потому что в роще,
над которым тусуется воронье, солов'ям не до пения.
Есть в природе ласточки, которые своим
щебетом облагораживают природу. Но есть и наглые воробьи, которые влезают в
ластів'ячі гнезда и своим агрессивным чириканием заставляют ласточку лепить
другое жилище.
Между людьми - как между птицами. В
каждого своя мораль. Однако птицы руководствуются инстинктом, а человек - еще и умом.
И честью, если она есть, и совестью, если она ее имеет.
Было бы наивно отрицать популярную
музыку, эстрадную песню, приезжай гастролеров. На все свое место и свое время.
Искусство не терпит застоя, должна обновляться. Однако надо следить, чтобы настоящее
искусство не вытеснялось псевдо-художественным пеной.
Когда следишь за художественными событиями в
Украине, складывается впечатление, что кто-то не заинтересован, чтобы люди знали
настоящие жемчужины нашей культуры. Если будут знать, труднее будет подсунуть им серых
гундосиків.
Конечно, время все расставит на свои
места. Хотя очень часто историю делают одни, а портреты пишут с других. Видимо,
каждая нация имеет таких «портрето-творцов», которые святом лепят рога, а чертовы
дорисовывают святого німба. их правило простое: музыку заказывает тот, кто
платит деньги.
Так стоит ли удивляться, что в
Украине почти не выходят украинские книги? Мизерные тиражи украинских
газет? Почти не снимаются украинские фильмы? Что озлидніли библиотеки? Что
украинский эфир запльовано антиукраїнщиною?
Неужели наша душа не тоскует по
украинской песней? Неужели сердцу не хочется теплоты родного слова? Неужели наш
ум не нуждается чистого национального воздух? Поэтому дихаймо и поем! (430
слов )
(По Е. Дударем )
v
Объяснить
значение слов парадокс (мнение, что поразительно расходится с устоявшимися взглядами и
вроде бы противоречит здравому смыслу, хотя на самом деле может и не быть ошибочной),
агрессия (незаконное применение силы); фразеологизма положить на алтарь
(свободы).
v Подобрать синонимы к словам подавлять, пена,
мизерный, тусоваться, озлидніти.
v Составить план.
Ориентировочный план
И. Одиннадцать лет живем в
независимой Украине.
II. Нации нет без национального
самоосознание.
II. За что мы благодарны украинскому слову, песни,
искусству.
III. Почему не поют украинские
«соловьи»?
1. Агрессивная мораль воронье и
воробьев.
2. Между людьми - как между птицами.
3. Настоящее искусство и
псевдонародне пены.
4. Почему люди не знают настоящих
жемчужин искусства?
5. Простое правило «портрето-создателей».
IV. Душа требует национального
воздуха.
V. Дихаймо и поем!
v Назвать имеющиеся в тексте признаки публицистического стиля.
v
Сделать
подробный пересказ (устно), добавив собственные раздумья о роли и значение,
украинского слова, украинской песни и украинского искусства в жизни
современной молодежи (или в собственной жизни).
МЫ ЕСТЬ НАРОД
Мы, украинцы, были народом, когда,
объединившись, отбивали негерманских нашествия, когда становились под казацкие флаги
Богдана Хмельницкого и освящали гайдамацкие ножи в Холодном Яру. Мы
возвышались до уровня великого европейского народа в философии Григория
Сковороды и гениальной поэзии Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки, в
музыке Николая Лысенко и в творчестве театра корифеев. Мы демонстрировали миру
могучий интеллект народа в открытиях наших ученых: Владимира Вернадского,
Николая Кибальчича, Виктора Глушкова.
И мы, украинцы, переставали быть
народом, угодливо платя дань ордынским ханам и всевозможным другим
завоевателям, терпя надругательство и издевательство над собой, своей верой, культурой, позволяя
унижать свое человеческое и национальное достоинство разным пришельцам. Мы теряли
высокое звание народа, когда обреченно склоняли головы перед тиранами, воспевая
чужих вождей и собственных предателей.
Все, все фиксируется на скрижалях
истории. Осознание себя как народа всегда придавало нам силы и приобретало нам
победы. Когда же мы переживали рабской психологией, подставляя согнуты
спины под плети, мы неизбежно терпели поражение. Безропотно позволяю ли
выгребать последние зернышки из скудных домашних закоулков, обрекая своих детей и
себя на голодную смерть, мы становились безликой серой массой. Такой же невнятной, за
современной терминологией, зомбированной массой выглядели и участники митингов, которые
требовали казни «врагам народа». Но в тех списках значились и наши любимые
писатели, композиторы, артисты, ученые из европейской славой! Сознательно
превращая свой народ на агрессивную толпу, власть с его же благословения
уничтожала тех, наймудрішііх, самых талантливых, самых смелых, которых она
больше всего боялась.
То была не только наша трагедия, но и
наш позор. Терпя поражений, мы теряли все: достоинство и государство с Богом
данной названием Украина. Мы становились в лучшем случае Малороссией, а то и Хохляндією,
большинство которой поражена вирусом неполноценности.
Уроки истории необходимо помнить и
делать выводы. Впервые от летаргического сна мы проснулись одиннадцать лет
поэтому, наконец выпрямившись в полный рост и на весь мир заявив, что таки есть
народом!
Мы в центре Европы, и нас пятьдесят
миллионов. На каждого жителя мы уже выращивали по тонне зерна, и теперь оно имеет
быть нашим. Так же, как сахар. Так же, как чугун, сталь, уголь и корабли,
построены на наших заводах. Все. мы, такие разные, одиннадцать лет назад стали
едиными в стремлении реализовать мечты многих предыдущих поколений наших
соотечественников.
Романтично настроенные, искренне
убеждены в справедливости собственных намерений, мы сначала и не заметили, что
плодами нашей независимости прежде всего ловко воспользовались те, о которых
гениальный Франко писал: «Ты, братец, любишь Русь, как хлеб и кусок сала».
Каждому из нас хочется, чтобы
как можно быстрее мы преодолели социальные неурядицы и вышли наконец на столбовую дорогу
развития. Мы есть великий народ и должны помнить это. В наших руках судьба отечества,
ее настоящее и будущее.
Мы имеем главное историческое
завоевание - независимость. (430 слов)
(По А. Глушко)
Объяснить значение слов интеллект,
(способность к мышлению, особенно в его высших теоретических уровней), манкурт
(человек лишен памяти о свой народ, род; перен. отступник, изменник),
зомбированный (такой, что безоговорочно и слепо подчиняется воле людей, оказывают
на него влияние) и выражений становиться под флаги; выйти на столбовую дорогу;
фиксировать на скрижалях истории; выпрямиться в полный рост; вирус,
неполноценности.
v Подобрать синонимы к словам тиран, надругательство, реализовать,
демонстрировать.
v Составить план.
Ориентировочный план
И. Когда мы были народом.
1. Становились под казацкие флаги и
святили гайдамацкие ножи,
2. Возвышались до уровня
европейского народа в философии Сковороды и творчества Шевченко, Франко,
Лысенко и корифеев театра.
3. Демонстрировали интеллект в
открытиях ученых.
II. Когда мы не были народом.
1. Платили дань завоевателям.
2. Терпели надругательство над верой и
культурой.
3. Воспевали чужих вождей и
собственных манкуртов.
III. На скрижалях истории фиксируется
все.
1. Осознавая себя народом, мы
одерживали победы.
2. Обрекая себя на голодную
смерть, мы становились серой массой.
3. Становились зомбированной массой на
митингах.
4. Лучшие уничтожались с благословения
агрессивной толпы.
IV. Мы становились Хохляндією.
V. Одиннадцать лет назад мы стали
единственными.
VI. Судьба отечества в наших руках.
VII. Главное наше завоевание -
независимость.
v Записать на доске возвышались до уровня большого европейского
народа; наши ученые: Владимир Вернадский, Николай Кибальчич, Виктор Глушков.
v Сделать подробный пересказ (устно), завершив его задуматься
о том, каким образом влияет обретения Украиной независимости на судьбу школярской
молодежи.