УРОК № 5
Тема. Профессионализмы и термины. Работа над развитием и культурой речи. «Веселая семейка»
Цель: дать учащимся представление о профессиональной лексике, терминах и сфере их употребления; работать над развитием и культурой речи учащихся.
Оборудование: учебник, учебные тексты, толковый словарь.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего задания.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить. Наша обыденная речь строится прежде всего из общеупотребительных слов.
В речи есть слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. Такие слова называются профессиональными, например: чертеж, циркуль; мотор, карбюратор, двигатель.
Лексическое значение профессиональных слов разъясняется в особых словарях-справочниках, в энциклопедиях. А значение наиболее употребительных профессиональных слов дается в толковых словарях. Иногда при них ставится пометка спец. (что значит специальное); другие пометки указывают, с какими специальностями связаны слова, например: техн.— техническое; морск.— морское. Одно из значений многозначного слова может быть профессиональным.
В речи необходимо различать термины, т.е. слова, обозначающие научные понятия, например: синоним, антоним, морфема (языкознание); эпитет, сравнение, басня, рассказ, повесть (литературоведение); прямая, касательная, окружность, вектор (математика) и т. д.
2. Выявление восприятия. Работа с текстом.
Прослушайте диалог. Какого слова не знал сын? Как называется это слово в лексике?
— Папа, что ты делаешь в своей бригаде?
— Мне поручают чистить карбюраторы.
— А что это такое?
— Карбюратор — это точный прибор в автомобиле, в котором из бензина и воздуха образуется горючая смесь. Это слово употребляют шоферы и мы, ремонтники.
3. Работа с толковым словарем.
Найдите в словаре 3—4 профессиональных слова. Составьте с ними предложения, запишите их.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Распределительный диктант.
Профессиональные слова представителей разных профессий перемешались. Верните каждому из специалистов (фотограф, художник, столяр, музыкант) его слова. При необходимости обращайтесь к словарю.
Палитра, проявитель, закрепитель, наждак, тубус, акварель, шрифт, фиксаж, мольберт, эстамп, гуашь, втулка, нота, негатив, стамеска, октава, зубило, аккорд, вокализ.
2. Выборочный диктант.
Выпишите слова-профессионализмы. Определите, к какой профессии они относятся.
1) «Ту» летит во мраке ночи. Отдыхает в кресле летчик. Гладкая дорожка, подремлю немножко. Автомат-автопилот управляет самолет. (Г. Сапгир) 2) Мы выходим на ракетодромы, выводя ракеты под уздцы. (Л. Сандлер) 3) «Разное есть стекло,— сказал он,— есть грубок, есть бутылочное и оконное, а есть тонкое, свинцовое стекло, по-нашему оно называется флинтгляс, а по-вашему — хрусталь». (К. Паустовский)
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста.
(Учебник, с. 29—30.)
2. Работа с текстом.
1) Определите профессию по подсказке (упр. 45).
2) Переведите с украинского языка на русский (упр. 46).
3. Чтение текста.
(Учебник, с. 30—31.)
4. Работа с текстом.
1) Определите стиль речи указанного выражения (упр. 48).
2) Найдите в тексте неологизм (упр. 49).
5. Эвристическая беседа.
Ответьте на вопросы (с. 31).
VІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятия 5. Упр. 150 (устно).