УРОК № 6
Тема. Диалектизмы. Работа над развитием и культурой речи. «Мальчишки и девчонки»
Цель: дать учащимся представление о диалектизмах, показать сферу употребления этих слов, научить определять их значение с помощью словаря; развивать речь учащихся, обогащать ее вежливыми словами.
Оборудование: учебник, учебные статьи, толковый словарь, словарь В. И. Даля.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего задания.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Диалектные слова — это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
Некоторые наиболее употребительные в художественных произведениях диалектные слова включаются в толковые словари русского литературного языка, при них дается пометка — обл. (т. е. областное). Существуют специальные диалектные словари русских народных говоров. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля много диалектных слов, собранных им в разных концах России.
2. Работа с учебником.
Прочитайте учебную статью на с. 33 (Теория, Б). Ответьте на вопрос: «Почему в художественных произведениях используются диалектизмы?»
3. Выявление восприятия. Работа с текстом.
Прослушайте диалог.
— Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща.
— Чего принести, бабушка?
— Бураков.
— А что это такое?
— Ну, у нас так свеклу называют.
Почему мальчик не понял бабушку?
А называют ли в вашей семье свеклу каким-либо другим словом?
4. Работа с учебником.
Упр. 51 (устно).
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Обучение работе со словарем.
Найдите в толковом словаре 2—3 диалектных слова. Какие общеупотребительные слова им соответствуют? Составьте с общеупотребительными словами предложения.
2. Выборочный диктант.
Прослушайте отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», найдите в речи крестьянского мальчика диалектное слово, выпишите его, рядом запишите соответствующее ему общеупотребительное слово.
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
С какой целью поэт использовал в своем стихотворении диалектизм?
3. Устное изложение.
Прослушайте текст. Перепишите его. Назовите диалектные слова в алфавитном порядке.
Какой дует ветер?
В жизни северного крестьянина-помора — землепашца и морехода, охотника и плотогона — ветер бывает злым недругом и добрым помощником. Грозный север приносит стужу, губит посевы, но он же, славный осенний сиверко, гонит рыбачьи лодки, возвращающиеся с промысла на Мурмане, к родным беломорским берегам.
Издавна сложилась в речи северян система наименований для всех основных ветров: север (северный), летник (южный), запад (западный), всток (восточный), глубник (северо-западный), шелоник (юго-западный), полоночник (северо-восточный), обедник (юго-восточный).
(Из справочника по языкознанию)
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста.
(Учебник, с. 34—35.)
2. Словарная работа.
Изучение информации, помещенной в рамках (с. 34—35).
3. Пересказ фрагмента текста.
Упр. 58.
4. Развитие умения распространять предложения на основании прочитанного.
Упр. 57.
5. Чтение диалога.
(Учебник, с. 37).
6. Ознакомление с рубрикой «Советуем запомнить!».
(Учебник, с. 37).
VІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятия 6. Упр. 53.