УРОК № 4
Тема. Неологизмы. Работа над развитием и культурой речи. «Главней всего порядок в доме»
Цель: дать ученикам представление о неологизмах; развивать речь школьников, навыки работы с текстами.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего задания.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
С развитием науки, техники, искусства, общественной жизни появляются различные новые предметы домашнего обихода, орудия труда, машины; определенным образом меняются представления человека о мире. Вместе с этим в языке возникают и новые слова. Словарный состав непрерывно обогащается за счет появления новых слов. Так, слово космонавт в 1961 году вошло в широкое употребление в связи с полетом Ю. Гагарина в космос.
Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами.
2. Понятие об авторских неологизмах. Работа с учебной статьей.
(Учебник, с. 23. Теория Б.)
3. Выявление восприятия. Тренировочные упражнения.
Упр. 35, 37 (устно).
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Выборочный диктант.
Прослушайте предложения. Найдите в них неологизмы и выпишите их. Попробуйте объяснить лексическое значение этих слов.
1) Перед выборами социологи провели мониторинг общественного мнения. 2) Вчера услышал по радио словосочетание «креативный директор»; что оно означает, я так и не понял. 3) Еще недавно все пользовались пейджерами, а теперь предпочитают мобильные телефоны. 4) Когда едешь по улицам нашего города, повсюду видишь большие яркие рекламные баннеры.
2. Распределительный диктант.
Выпишите в один столбец устаревшие слова, в другой — неологизмы.
Ветрило, кафтан, телешоу, видеоряд, персты, чело, гидрокостюм, шкаф-купе, лизинг, пейджмейкер, уста.
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста.
(Учебник, с. 24—25.)
2. Работа с текстом.
1) Выпишите из текста неологизмы, объясните их значение.
2) Выполните упр. 39.
3) Проверьте, насколько хорошо вы запомнили текст; упр. 40.
3. Беседа с учащимися.
Ученики дают ответы на вопросы учебника (с. 26, Б).
VІ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
VІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретический материал занятия 4. Выучить стихотворение «Кавардак» (с. 26) наизусть.