УРОК 5
Тема. Цель и условия труда профессий типа «человек - природа». Изготовление страниц Красной книги Украины
Цель: ознакомить с работой лесничих, егерей, работников зоопарка; выполнить творческую работу в группах - страницы Красной книги Украины; совершенствовать умения и навыки работы с бумагой и природным материалом; развивать творческое мышление, художественный вкус; воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: наборы цветной бумаги, природный материал (листья, веточки деревьев, растения), клей, ножницы, кисточка, салфетки, карандаши, демонстрационный материал «Природа Украины».
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
1. Поздравления.
2. Проверка готовности к уроку.
(На доске развешаны таблицы с демонстрационного материала «Природа: звери, птицы и растения Красной книги.)
3. Упорядочение рабочих мест.
II. Новый материал
1. Объявление темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы поговорим о профессии человека, связанные с природой, ее охраной. Мы изготовим аппликацию с использованием природного материала и бумаги.
2. Вступительная беседа.
- Люди каких профессий связаны с природой? (Лесничие, егеря, работники зоопарка, цветоводы)
- Как они ухаживают за природой? Животные? Растениями?
- Что такое Красная книга? Какое значение она имеет?
- Какие растения, животные занесенные в Красную книгу Украины?
- Что произошло бы, если бы природу не охраняли?
3. Рассказ учителя.
- Более 20 лет Международный союз охраны природы работала над созданием Красной книги, где описаны виды растений и животных планеты, которым угрожает опасность полного исчезновения. Она построена так, что о судьбе каждого вида можно узнать по цвету страницы: красная страница означает, что этому виду грозит гибель; белая страница - животных этого вида становится все меньше и меньше; зеленая страница - страница надежды.
Красную книгу Украины был издан в 1980 году. Тогда она содержала сведения о 86 видов редких животных, а также таких, которые исчезают. На сегодня в нее занесены более 400 видов животных и столько же видов растений.
Законом запрещается вылавливать и убивать животных, занесенных в Красную книгу, а также уничтожать и разрушать места их проживания.
Что же делается в нашей стране для того, чтобы эти животные и растения не исчезли совсем, а количество их увеличилось? Действуют 13 заповедников, в которых сохраняются условия для жизни редких животных, которых разводят в неволе, а затем отпускают на волю в те места, где они некогда жили.
Красные страницы
Зеленые страницы:
Желтые страницы:
Черные страницы:
- А что делают для того, чтобы сохранить животных и растений?
III. Физкультминутка
Руки на пояс ставим все.
Будем прыгать, как воробьи.
Скок вперед и скок назад (6 раз)
Крылышки вниз все опустили
И на месте походили.
IV. Демонстрация и анализ образца
1. Инструктаж по технике безопасности.
Учащиеся повторяют правила по технике безопасности, как обращаться с ножницами, а также правила гигиены во время работы с клеем.
2. Инструктаж учителя.
- На доске вы видите таблицы с изображением животных и растений. Выберите, над какой темой вы будете работать. На своем листе сделайте фон (лес, поляна или луг). А затем выполните аппликацию из той животным или растением, которые занесены в Красную книгу.
Можно сделать аппликацию с животными, которых вы видели в зоопарке.
V. Практическая работа учащихся
Учитель при необходимости оказывает помощь учащимся.
VИ. Выставка и оценивание работ
1. Анализ работ.
2. Оценивания.
VII. Итог урока
- Что такое Красная книга? Какое значение она имеет?
- Какие растения и животные занесены в Красную книгу?
- Какие правила поведения нужно соблюдать в природе?
Правила поведения в природе
• Не топчите, не срывайте растений.
• Не уничтожайте редких цветов.
• Не ломайте деревьев, кустов.
• Бережно заготовляйте лекарственные растения.
• Не уничтожайте несъедобных грибов.
• Охраняйте чистоту источников.
• Не ловите бабочек.
• Не разрушайте муравейников.
• Не шумите в весеннем лесу.
• Не оставляйте костер в лесу.