УРОК 5
Тема. Работа с семенами медоносных цветов. Изготовление аппликации из гречки, пшена. Ежик
Цель: совершенствовать навыки работы с разным природным материалом; учить планировать последовательность выполнения трудовых операций; воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным, любовь к труду, ответственное отношение и творческий подход к делу, эстетический вкус, умение соблюдать порядок на рабочем месте.
Оборудование: картон, клей, кисточка для клея, шаблон ежика, семена гречихи, мака, пшена, иллюстрации, образец изделия.
ХОД УРОКА
И. Организация учащихся класса
- Посмотрите, все ли необходимое вы подготовили к уроку, опрятным есть ваше рабочее место.
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Вступительная беседа
Золотая красавица - осень-волшебница!
По земле ступает, золотом искрится.
В желтое и красное листики красит
И картины странные, волшебные рисует!
Небо синее, листья цветное!
А какое окружающей среды радостное, замечательное!
- Нравится ли вам осень?
- Чем именно?
- Да, осень щедра на подарки. Но вместе с подарками она приносит много хлопот, особенно животным. Они именно в эту пору старательно готовятся к зиме и осуществляют активные действия. А именно: многие звери переселяются жить в другие места, очищают свое тело от паразитов, устраивают зимние тайники, заготавливают корма на зиму.
Одним из важных средств подготовки зверей к зиме является накопление жира, который образуется за счет усиленного питания.
- Какие звери залегают в спячку?
2. Отгадывание ребусов
III. Сообщение темы и цели урока
- Об одной из этих животных мы сегодня будем говорить и попробуем изготовить аппликацию.
1. Отгадывание загадки
Остроносый и малый,
Серый,тихий и незлой.
Днем прячется. Ночью
Идет искать себе еду.
Весь из тонких иголочек.
Как он называется? (Ежик)
2. Рассказ про ежа
- Еж - небольшой зверек (длиной 20-30 см). Вместо волос его спина покрыта прочными колючками. Они надежно защищают ежа от врагов. В случае опасности он быстро сворачивается в колючий клубочек из 6-8 тысяч иголок. Свой колючий покров еж использует также для переноса материала для строительства гнезда.
Еж - ночное животное. Днем он спит в своей засаде, а ночью выходит на поиски пищи.
Чем питается еж? Насекомыми и их личинками, червями, слизнями. Иногда его добычей становятся лягушки, мыши, змеи, яйца птиц, гнездящихся на земле. Разыскать добычу ночью ежу помогает очень хороший нюх. Зрение, слух у него плохие.
Итак, еж питается животной пищей. Почему же тогда нередко рисуют ежей с яблоками, грушами на спине? Вы думаете, что этим он питается? Нет! ежи накалывают лесные яблоки для того, чтобы кислый сок, который попадает ему в кожу, выгонял блох. Эти паразиты очень донимают животному, а достать лапой до них невозможно. Яблоко или случайно упало ежу на спинку, или он чистит свои иголки.
Ежи едят очень много, в течение лета накапливая под кожей жир. Жир нужен им на период зимней спячки, поскольку еду на зиму ежи не запасают.
С наступлением холодов ежи залезают в гнезда устраивают под корнями деревьев, в кучах хвороста или листья, в норах, и впадают в зимнюю спячку. Спят ежи крепко. У них снижается температура, замедляется дыхание. За зиму еж теряет почти половину своей массы. В очень суровые зимы много ежей гибнет от холода.
Несмотря на то, что от ежа человек не получает ни меха, ни вкусного мяса, он - полезное животное. Ведь ежи охраняют леса, поля, сады и огороды. Чтобы удовлетворить свой аппетит, они поедают большое количество вредных насекомых, слизней, мышей.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя. Инструктаж
1) Рассматривание образца работы.
Дети выясняют, из чего изготовлена аппликация (из семян гречихи, пшена и мака).
- Что взято за основу? (Картон)
2) Порядок выполнения работы:
• обводка шаблонов на картоне;
• вырезание бумажного ежика;
• смазывания основы клеем;
• оформление работы.
2. Повторение правил пользования ножницами и клеем (см. урок 1)
3. Самостоятельная работа учеников. Индивидуальная помощь учащимся
Физкультминутка
Продолжение практической работы.
Во время работы учитель делает акцент на том, что нужно следить за порядком на своем рабочем месте, ведь «не там чисто, где убирают, а там, где не сорят».
V. Итог урока
- Что вам понравилось на уроке?
- С какими материалами вы работали?
Организация выставки лучших детских работ.
Оценивание работ учащихся по «шкале оценки».
- К следующему уроку подготовьте пластилин.