УРОК 6
Тема. Работа с пластилином. Сочетание способов «вытягивания» из целого куска пластилина и «примазування» деталей к основанию
Цель: учить детей «вытаскивать» из целого куска пластилина; знакомить с приемами лепки овощей и фруктов; воспитывать чувство коллективизма, удовольствие от труда.
Оборудование: цветной пластилин, стеки, подкладные дощечки, муляжи овощей, две декоративные тарелки.
ХОД УРОКА
И. Организация учащихся класса
II. Актуализация опорных знаний
1. Проверка готовности детей к уроку
2. Беседа с учащимися (проводит девочка Осень)
Щедрая и богатая осень
С подарками пришла.
Поэтому позволь тебя спросить:
Что ты, Осень, принесла?
- А какой урожай с полей собирают осенью? (Свекла, морковь, капуста)
- Это - овощи.
- А что созревает в садах? (Груши, яблоки, сливы)
- Это - фрукты.
- Вспомним, о которой овощную семью мы говорили на уроках чтения? (О тыквенную семью)
- А давайте разыграем эту сказку!
3. Инсценировка отрывка из песни «Ходит тыква по огороду...»
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы изготовим некоторые овощи, которые были у нас в гостях, и фрукты.
У нас получится две такие композиции: блюдо с фруктами и овощами.
IV. Работа над темой
- Мы с вами уже лепили из пластилина.
Пластилин (ит. plastilina, от давньогр. лепной) - материал для лепки. Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала и других веществ, которые препятствуют усыханию. Бывает разноцветным. Нужен для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших моделей, произведений малых форм.
Вопрос о том, кого следует считать изобретателем пластилина, является спорным. В Германии им считают Франца Колба (патент 1880 года), в Великобритании - Уильяма Харбута (патент 1899 года).
Сегодня является популярным один из жанров анимации - пластилиновая анимация, в основе которой - создание фигур, вылепленных из пластилина.
Давайте вспомним, в какой последовательности следует работать.
Приемы и последовательность работы с пластилином
1. Разминание.
2. Раскачивания (круговыми движениями).
3. Слепливание.
- Изделия из пластилина можно изготавливать способами «вытягивания» и «примазування» деталей к основанию. Вот, например, грушу изготавливают так (демонстрация и объяснение учителя).
1) Груша.
Пластилин раскатываем круговыми движениями рук, создаем шар.
Далее способом «вытягивания» оттягиваем пластилин и предоставляем ему отличительных признаков.
Указательным пальцем делаем углубление для корешка.
Из отдельного куска пластилина лепим корешок и листочки.
Все части «примазуємо».
Аналогично делаем сливы, яблоко.
2) Тыкву.
В основе лепки - пуля, которую мы получаем, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями рук.
Вытаскиваем пластилин и закругляем, делая прорези.
Аналогично делаем свеклу, картофель и другие овощи.
V. Физкультминутка
VI. Практическая работа учащихся
1. Припоминание правил работы с пластилином
1) Перед началом работы накройте рабочее место клеенкой.
2) Для раскатывания используйте картон.
3) Во время работы руки вытирайте салфеткой, после завершения работы - помойте с мылом.
4) Режьте пластилин пластмассовым ножиком.
2. Предоставление консультаций и индивидуальной помощи отдельным учащимся
VII. Демонстрация детских работ. Оценивания учебных достижений
- Попробуйте оценить свою деятельность на уроке с помощью уже известной нам «шкалы оценивания». Приготовьте свои карточки с именем.
- Свои изделия положите на тарелки (И группа - овощи, II группа - фрукты).
VIII. Итог урока
- Кто получил удовольствие от своего труда на уроке?
- Кто чувствует, что мог бы работать лучше?
- Я считаю, что вы хорошо поработали - «собрали» отличный урожай фруктов и овощей.
Народная пословица говорит: «Труд кормит, а лень портит».
- На следующий урок вам необходимо приготовить цветной пластилин, стеки.