Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ

 

Урок 5

Тема. Как человек познает мир

 

Цель: ознакомить учащихся с органами чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа); учить называть их; способствовать развитию умений распознавать разнообразные формы предметов; учить находить между ними похоже и отличное, определять существенные признаки; развивать речь; воспитывать уважение к одноклассникам.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

►► Упражнение «Погода»

- Какая сейчас пора года?

- Какой месяц?

- Какое число?

- Тепло или холодно на улице?

- Какое состояние неба?

- Какая температура воздуха?

- Были сегодня в течение дня осадки?

 

II. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке вы узнаете, как человек познает мир.

 

III. Изучение нового материала

1. Беседа

- Какие звуки вы слышали, когда шли в школу? (Лаяла собака, ехала машина, разговаривали люди.)

- Какие запахи вы испытывали, гуляя на школьном дворе? (Запах хвойных деревьев, травянистых растений)

- Кто из вас гладил собаку, кошку? Что вы чувствовали? (Гладя собаку, кошку, мы ощущаем тепло тела животного, мягкость шерсти, форму тела; видим радость животного.)

- Что помогло вам увидеть предметы, услышать звуки, почувствовать запахи, ощутить тепло? (В этом нам помогли глаза, уши, нос, кожа.)

- Будем ли мы чувствовать тепло и мягкость шерсти собаки или кошки, если животное коснется нашей щеки или голой ноги?

- Если мы гладить собаку, кошку в перчатках, то мы сможем почувствовать тепло животного? (Мы можем чувствовать, что шерсть животного мягкая, не только руками, но и щекой, и лбом, и ногой, если нога голая.)

- Представьте, что вы загоряєте на солнышке. Что вы видите? слышите? чувствуете?

- Что помогло вам?

Вывод. Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств (носа, глаз, ушей, кожи).

2. Игра «Глаз, ухо»

Дети образуют круг.

- Я буду называть части тела человека: голова, рука, нос, лоб, шея, уши, губы, палец, нога и т.д. Если вы услышите слово «глаз», то должны быстро сесть на место, потом встать и сказать, что вы видите справа от себя.

►► Физкультминутка

3. Игра «Отгадай, чей голосок»

Сначала выбирают водящего, ему завязывают глаза. Весь класс хором произносит слова:

Ну-ка дружно встанем в кружок

И скажем:

- Отгадай, чей голосок!

Слова «Отгадай, чей голосок» говорит только тот, на кого показывает учитель. Ведущий должен отгадать, кто говорит.

- Какой орган чувств помогал вам играть? (Уши)

 

IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся

1. Работа над загадками

- Знаете ли вы себя? Отгадайте загадки.

• Один говорит, двое смотрят и слушают. (Язык, глаза, уши)

• Два соседа-непосидьки: днем на работе, ночью на отдыхе. (Глаза)

• Между двух светил я в середине один. (Нос)

• Пять братьев - годами равные, ростом разные. (Пальцы)

• Всю жизнь друг друга обгоняют, а обогнать друг друга не могут. (Ноги)

• Красные двери в моей пещере,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб - всю добычу мою -

Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы)

2. Игра «Что изменилось?»

На наборное полотно выставляются предметные рисунки. По команде «День - ночь» ученики закрывают и открывают глаза. Учитель меняет порядок, количество предметов и спрашивает, что изменилось.

• Были себе два брата

И оба Кондрата,

Через дорожку живут,

А друг друга не видят. (Глаза)

 

• Маленькое, кругленькое,

А весь мир видит. (Глаз)

 

• Два окошка имеем,

Хорошо о них заботимся,

Оба около себя,

Как звезды к небу. (Глаза)

 

• Пришла беда - течет вода. (Глаз)

- Какова отгадка до всех этих загадок?

3. Игра «Кто лучше слышит»

Учитель предлагает детям закрыть глаза, сосредоточиться и стараться запомнить все звуки, которые они услышат в течение одной минуты. Затем дети открывают глаза и называют все, что они услышали. Побеждает тот, кто услышал больше звуков.

Учитель просит детей сосредоточиться и стараться услышать, как работает их организм: как стучит их сердце, которые звуки издают, двигаясь суставы и т.д. После этого дети рассказывают все, что они услышали, и о звуки своего организма.

Сами молчат, а нам помогают услышать тех,

Кто разговаривает и весело поет. (Уши)

4. Игра «Имитатор»

Один ученик - ведущий - имитирует звуки животных. Кто отгадал - становится ведущим.

5. Игра «Что я вижу»

Ведущий ученик восклицает: «Круглое!». Все отгадывают, что увидел ученик. Это может быть, например часы. Кто первым правильно назвал круглый предмет, тот называет другую признак. Это может быть материал, из которого сделаны предметы:

• определенного цвета;

• прямоугольные;

• деревянные;

• металлические;

• каменные;

• названия которых начинаются с определенной буквы и т.д.

 

V. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Что такое органы чувств?

- Назовите органы чувств.