МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ
Урок 5
Тема. Как человек познает мир
Цель: ознакомить учащихся с органами чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа); учить называть их; способствовать развитию умений распознавать разнообразные формы предметов; учить находить между ними похоже и отличное, определять существенные признаки; развивать речь; воспитывать уважение к одноклассникам.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке вы узнаете, как человек познает мир.
III. Изучение нового материала
1. Беседа
- Какие звуки вы слышали, когда шли в школу? (Лаяла собака, ехала машина, разговаривали люди.)
- Какие запахи вы испытывали, гуляя на школьном дворе? (Запах хвойных деревьев, травянистых растений)
- Кто из вас гладил собаку, кошку? Что вы чувствовали? (Гладя собаку, кошку, мы ощущаем тепло тела животного, мягкость шерсти, форму тела; видим радость животного.)
- Что помогло вам увидеть предметы, услышать звуки, почувствовать запахи, ощутить тепло? (В этом нам помогли глаза, уши, нос, кожа.)
- Будем ли мы чувствовать тепло и мягкость шерсти собаки или кошки, если животное коснется нашей щеки или голой ноги?
- Если мы гладить собаку, кошку в перчатках, то мы сможем почувствовать тепло животного? (Мы можем чувствовать, что шерсть животного мягкая, не только руками, но и щекой, и лбом, и ногой, если нога голая.)
- Представьте, что вы загоряєте на солнышке. Что вы видите? слышите? чувствуете?
- Что помогло вам?
Вывод. Информацию об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств (носа, глаз, ушей, кожи).
2. Игра «Глаз, ухо»
Дети образуют круг.
- Я буду называть части тела человека: голова, рука, нос, лоб, шея, уши, губы, палец, нога и т.д. Если вы услышите слово «глаз», то должны быстро сесть на место, потом встать и сказать, что вы видите справа от себя.
►► Физкультминутка
3. Игра «Отгадай, чей голосок»
Сначала выбирают водящего, ему завязывают глаза. Весь класс хором произносит слова:
Ну-ка дружно встанем в кружок
И скажем:
- Отгадай, чей голосок!
Слова «Отгадай, чей голосок» говорит только тот, на кого показывает учитель. Ведущий должен отгадать, кто говорит.
- Какой орган чувств помогал вам играть? (Уши)
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Работа над загадками
- Знаете ли вы себя? Отгадайте загадки.
• Один говорит, двое смотрят и слушают. (Язык, глаза, уши)
• Два соседа-непосидьки: днем на работе, ночью на отдыхе. (Глаза)
• Между двух светил я в середине один. (Нос)
• Пять братьев - годами равные, ростом разные. (Пальцы)
• Всю жизнь друг друга обгоняют, а обогнать друг друга не могут. (Ноги)
• Красные двери в моей пещере,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы, зубы)
2. Игра «Что изменилось?»
На наборное полотно выставляются предметные рисунки. По команде «День - ночь» ученики закрывают и открывают глаза. Учитель меняет порядок, количество предметов и спрашивает, что изменилось.
• Были себе два брата
И оба Кондрата,
Через дорожку живут,
А друг друга не видят. (Глаза)
• Маленькое, кругленькое,
А весь мир видит. (Глаз)
• Два окошка имеем,
Хорошо о них заботимся,
Оба около себя,
Как звезды к небу. (Глаза)
• Пришла беда - течет вода. (Глаз)
- Какова отгадка до всех этих загадок?
3. Игра «Кто лучше слышит»
Учитель предлагает детям закрыть глаза, сосредоточиться и стараться запомнить все звуки, которые они услышат в течение одной минуты. Затем дети открывают глаза и называют все, что они услышали. Побеждает тот, кто услышал больше звуков.
Учитель просит детей сосредоточиться и стараться услышать, как работает их организм: как стучит их сердце, которые звуки издают, двигаясь суставы и т.д. После этого дети рассказывают все, что они услышали, и о звуки своего организма.
Сами молчат, а нам помогают услышать тех,
Кто разговаривает и весело поет. (Уши)
4. Игра «Имитатор»
Один ученик - ведущий - имитирует звуки животных. Кто отгадал - становится ведущим.
5. Игра «Что я вижу»
Ведущий ученик восклицает: «Круглое!». Все отгадывают, что увидел ученик. Это может быть, например часы. Кто первым правильно назвал круглый предмет, тот называет другую признак. Это может быть материал, из которого сделаны предметы:
• определенного цвета;
• прямоугольные;
• деревянные;
• металлические;
• каменные;
• названия которых начинаются с определенной буквы и т.д.
V. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое органы чувств?
- Назовите органы чувств.