Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС

МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ

 

Урок 4

Тема. Экскурсия. Ознакомление с объектами неживой и живой природы

 

Цель: создать условия для закрепления представлений об объектах живой и неживой природы; способствовать формированию у учащихся навыков практических наблюдений за объектами живой и неживой природы, умений, необходимых для работы в группе, умений группировать объекты неживой и живой природы; приводить примеры объектов живой и неживой природы; развивать навыки работы в группе (обсуждение и составление рассказа об экскурсии); воспитывать любовь к природе; ознакомить с правилами поведения в природе. Подготовка к экскурсии: учитель определяет место проведения экскурсии; разрабатывает маршрут для исследования таким образом, чтобы его можно было использовать и для проведения других сезонных экскурсий, что позволит показать школьникам все сезонные изменения в природе на одних и тех же объектах; учитель продумывает правила безопасного поведения на экскурсии, приемы, которые помогут объединить учащихся в группы.

ХОД ЭКСКУРСИИ

1. Ознакомление с правилами безопасного поведения во время проведения экскурсии

Учитель знакомит учащихся с правилами безопасного поведения во время проведения экскурсии. Можно предложить учащимся самостоятельно определить правила безопасного поведения на экскурсии. Этот этап важен, поскольку это первая экскурсия в курсе естествознания. Необходимо, чтобы учащиеся усвоили общие правила безопасного поведения во время проведения этой и последующих экскурсий. Возможно, учителю придется потратить около 10 мин. времени, отведенного на экскурсию. Но на следующих экскурсиях можно будет лишь напоминать общие правила безопасного поведения во время проведения экскурсий и при необходимости добавлять специальные правила в зависимости от тематики экскурсий. (8-9 мин.)

2. Упражнение «Образуйте круг»

Учитель просит учеников образовать круг и напоминает, что природа делится на живую и неживую, предлагает вспомнить отличие живых организмов от тел неживой природы. (3 мин.)

3. Ознакомление с понятием наблюдения

Учитель предлагает учащимся назвать близкие по значению слова к слову наблюдать. (Примерные ответы учащихся: видеть, осматривать, внимательно рассматривать и др.). Выслушав ответы, учитель вместе с учениками подводит итог: наблюдение - это зрительное изучение, внимательное рассматривание определенных объектов или явлений природы. Оно позволяет описывать объекты и явления природы. Наблюдения можно проводить невооруженным глазом или с помощью увеличительных приборов - бинокля, лупы, микроскопа. Учитель сообщает, что на сегодняшний экскурсии они будут наблюдать за объектами живой и неживой природы невооруженным глазом. (3 мин.)

4. Объединение в группы

Учитель объединяет учащихся в группы в любой известный ему способ. Группы получают одинаковые задания, но выбирают для их выполнения разные участки на территории, определенной учителем. (Разные по содержанию задачи обычно не вызывают у школьников этого возраста интереса во время обсуждения результатов наблюдений.) На выполнение задания отводится 15 мин.

Задание группам

1) Выберите понравившийся вам уголок природы на участке, определенному учителем.

2) Найдите на выбранном вами участке объекты живой и неживой природы. Не ломайте ветки, не рвите растения, не ловите животных.

3) Отметьте на плане (план на листе формата А3 дает учитель) выбранной вами участка объекты живой природы красным цветом, а объекты неживой природы - синим цветом.

4) Представьте результаты вашей работы другим группам. Расскажите, как вы определили объекты живой и неживой природы:

а) назовите найдены вашей группой объекты живой и неживой природы;

б) назовите признаки, что помогли вам определить объекты живой природы;

в) нарисуйте наиболее приглянувшийся вам объект живой природы.

5) может Ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? почему вы так считаете?

4. Презентация результатов своей работы (5 мин.)

►► Подведение итогов

Учитель предлагает подсчитать, сколько всего объектов живой и неживой природы удалось увидеть во время экскурсии. Какие объекты живой природы встречались у всех групп? Сложив вместе листы с отмеченными на них объектами живой и неживой природы, можно получить интересную общую карту выбранной для экскурсии участка. На следующих экскурсиях можно использовать эту карту, наносить на нее новые объекты в соответствии с тематикой экскурсии. (5 мин.)

5. Экологическая игра «Воронье охоты»

Детям выдают перечни, содержащие названия природных объектов их поиски требуют от детей не только внимательности, но и творческого подхода. Приведем пример такого перечня, но учитель может сам включить в него предметы, дети могут найти на пришкольном участке.

Охотничий перечень

• Перышко.

• Семечко растения, принесенное ветром.

• Кленовый лист.

• Колючка.

• Что-то круглое.

• Что-то пушистое.

• Что-то острое.

• Что-то красивое.

• Нечто, что может шуметь.

• Что-то белое.

• Что-то мягкое.

• Что-то неважное для природы. (Не забывайте, что в природе ВСЕ имеет свое значение.)

• Что-то очень важное для природы. (В природе ВСЕ важно!)

• Солнечная ловушка. (Все, что ловит солнечное тепло, вода, камни, растения, животные)

Дети должны найти объекты из этого перечня на выбранных ими участках. Учитель просит детей распределить эти объекты по группам: живая и неживая природа.

6. Рефлексия (3 мин.)

- Что было для вас самым интересным на экскурсии?

- Насколько легко или сложно было каждому участнику справиться с заданиями?

- Что нового вы узнали о пришкольную участок?