Урок 4. Движение молекул. Диффузия. Твердое, жидкое, газообразное состояние веществ
Цель: расширить представление о строении физических тел и свойства веществ, ознакомить с понятием «диффузия»; формировать умение определять агрегатное состояние веществ, развивать навыки самостоятельной практической работы; воспитывать интерес к исследовательской работе
Оборудование: шарики из пластилина, образцы веществ (ацетон, бензин, сахар, алюминиевую проволоку, масло, полиэтилен, кусок меди, графит (или угля), железный гвоздь, вода, нашатырь, каменная соль, цинковая пластинка, деревянная линейка).
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания
Работа в группах
1. Игра «Природоведческий марафон»
Разделить класс на несколько (4-5) команд. Задачи. Составить по представленным схемам молекулы веществ.
Командам выдать инструкцию, какого цвета атомы того или иного элемента.
2. Заполнить кроссворд с названиями химических элементов (использовать кроссворды, которые ученики сделали дома). Каждая группа получает кроссворд своих соперников.
3. Представители команд выходят к доске и по команде учителя на своей части доски пишут по очереди названия простых и сложных веществ. Выигрывает та команда, которая напишет на доске длиннее список при условии, что все примеры будут правильными.
III. Изучение нового материала
1. Агрегатные состояния веществ
- В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
Каждому ученику на ладонь положить кусок льда, а под ладонь поставить стакан, чтобы вода, растаяв, была собрана в стакан.
- У вас на ладони вода находится в твердом состоянии. Что с ней происходит?
Учитель демонстрирует процесс испарения воды с помощью собственного кубика льда и ее конденсацию на стекле, объясняет различия между фазами - агрегатными состояниями.
- Таким образом, запишем:
Задачи. Все предметы, которые есть на демонстрационном столе (см. оборудование), нужно разделить на группы в соответствии с агрегатного состояния.
Молекулы вещества находятся на определенном расстоянии друг от друга. Это расстояние и поведение молекул определяются агрегатным состоянием вещества. Между атомами и молекулами действуют силы притяжения. Каждая частица притягивает к себе соседние частицы, и сама притягивается к ним. В твердом агрегатном состоянии молекулы находятся близко и двигаются на короткие расстояния (колеблются). В жидком состоянии молекулы находятся на большем расстоянии друг от друга, их колебания сильнее. В газообразном состоянии молекулы находятся на значительных расстояниях друг от друга, они хаотично двигаются, сталкиваются и меняют направление движения. Поэтому газ можно сжимать так, что его объем уменьшится в несколько раз, ведь в газах расстояние между молекулами намного больше по размерам самих молекул, поэтому газы не сохраняют форму как твердые тела, и объем, как жидкость.
2. Движение молекул. Диффузия
Практикум
- Представим, что все мы - молекулы воды. По команде мы начнем передвигаться, а скажу «Стоп!» - останавливаемся и остаемся на месте. Взгляните: все мы занимаем определенный объем (классную комнату, холл) и более-менее равномерно размещены в нем. Это беспорядочное движение молекул называется броуновским движением. Если снизить температуру или увеличить давление, взаимное притяжение становится сильнее, и молекулы скапливаются до определенного объема. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Если потянуть одного из вас (молекулу), то вместе с ним начнут двигаться другие (молекулы),- это свойство называется текучестью. Однако, как вас не «сворачивать», вы будете иметь разную форму, но одинаковый объем.
В твердой форме связи между молекулами более прочные. Нескольким ученикам учитель предлагает положить одну руку на плечи соседа спереди, другую - соседу справа.
- Крепко держитесь и не сгибайте руки. Вместе с вами мы построили кристаллическую решетку твердого вещества. Обратите внимание: вы имеете определенную форму и занимаете определенный объем. Если даже я потяну определенный край, вы продвигаетесь вместе, не меняя формы.
Молекулы жидкости могут взаимно проникать. Это напоминает игру «Разорви цепь». Явление взаимного проникновения (смешивания) веществ называется диффузией.
IV. Закрепление новых знаний
1. Практикум
В два стакана воды осторожно налить две-три капли чернил. Первый стакан должен быть с холодной водой, вторая - с горячей. Результаты наблюдений за скоростью процессов записать и зарисовать в тетрадях. Объяснить результаты опыта, сделать вывод о влиянии температуры на диффузию.
2. Беседа
♦ В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
♦ Приведите примеры веществ в разных агрегатных состояниях.
♦ Что называют диффузией?
♦ Объясните явление диффузии в веществах, находящихся в различных агрегатных состояниях.
V. Итог урока
VИ. Домашнє задачи
Проработайте текст учебника.
Провести дома эксперимент. Взять лист бумаги из альбома для рисования. Намочить его водой. Далее с помощью пипетки или шприца капнемо немного чернил на мокрый лист. Наблюдайте, как пятно увеличивается. О чем свидетельствует этот эксперимент? Благодаря какому явлению происходит увеличение пятна?
Такой же эксперимент можно провести, используя акварельные краски. Нарисуйте фантастический пейзаж, не используя традиционные инструменты для рисования, а только метод «плямування».