Урок 3. Вещества. Атомы и химические элементы. Молекулы. Простые и сложные вещества
Цель: формировать представление о составе и строении веществ, понятие «вещество», «молекула», «атом», властивости веществ; умение различать простые и сложные вещества; развивать абстрактное мышление, воспитывать коммуникативные способности.
Оборудование: пластилин, Периодическая таблица химических элементов Д. и. Менделеева, кусок мела, микроскоп.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
I. Врганізаційний момент
II. Актуализация опорных знаний
♦ Что называют телами?
♦ Назвать характеристики тел.
♦ Какими пособиями можно измерять характеристики тел.
♦ Назовите примеры форм тел.
♦ Какие единицы измерения вы знаете?
III. Изучение нового материала
1. Вещества и их свойства
Вещество - это то, из чего состоит физическое тело. Из одного вещества можно изготовить различные тела. Какие тела можно изготовить из дерева, из пластмассы? Назовите похожие тела, состоящие из разных веществ. Вещества могут быть природными и искусственными, то есть синтезированными человеком.
2. Атомы, молекулы. Химические элементы
Для того чтобы выяснить, что представляет собой вещество, возьмем небольшой кусок мела и попробуем его измельчить на маленькие неделимые частицы. (Растереть мел до состояния порошка и показать под микроскопом, что камни остаются.)
Еще до нашей эры ученый Аристотель предложил называть эти частицы атомами. Атом - мельчайшая, химически неделимая частица вещества. Совокупность одинаковых атомов, имеющих одинаковое строение, называют химическим элементом.
Человеку известно более 100 элементов. Например, эта проволока алюминиевая, ибо состоит из атомов химического элемента Алюминия. Это кольцо из золота, ибо состоит из атомов химического элемента Ауруму. Кислород, которым мы дышим, состоит из атомов Кислорода (запись на доске).
Кислород - название вещества, Кислород - это название элемента. То есть не всегда название вещества совпадает с названием химического элемента.
Вещество |
Химический элемент |
Золото |
Аурум |
Серебро |
Аргентум |
Железо |
Ферум |
Водород |
Водород |
Учитель предлагает практическую работу в игровой форме.
Передо мной шарики (из пластилина). Представьте, что белые - это атомы Кислорода, черные - атомы Водорода, желтые - атомы Карбона. Атомы имеют свойство сочетаться между собой. (Учитель демонстрирует соединение пластилиновых шариков на примере молекул кислорода, водорода, воды.)
Попробуйте самостоятельно получить молекулы углекислого газа, если он состоит из двух атомов Кислорода и одного атома Углерода.
В результате соединения атомов образуются частицы, которые называются молекулами. Например, из атомов Натрия и Хлора образуется молекула каменной соли (демонстрация вещества) или, скажем, молекула известной всем ржавчины состоит из атомов Железа (железа) и атома Кислорода.
3. Простые и сложные вещества
Работа в парах. Взгляните на собранные нами молекулы веществ. Попробуйте разделить их на две группы. (Обсудить, по каким признакам и почему.)
IV. Закрепление новых знаний
1. Беседа
♦ Что называют веществом?
♦ Какие свойства имеет вещество?
♦ Из каких частиц состоят молекулы?
♦ Что называют атомами?
♦ Что называют простым веществом? сложной?
♦ Приведите примеры простых и сложных веществ.
2. Распределите предложенные сроки на две группы - вещества и молекулы. Заполните таблицу.
Кислород, графит, Водород, Карбон, вода, железо, Феррум, Аурум, серебро.
Вещество |
Химический элемент |
|
|
3. Докажите, что минеральная вода является сложным веществом.
V. Итог урока
VИ. Домашнее задание
♦ Проработать текст учебника.
♦ Индивидуальное задание. Разработать кроссворд (5-6 понятий) с использованием понятий и терминов данной темы.