Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Природоведение 5 класс - разработки уроков

Урок 5. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Воздух - естественная смесь

 

Цель: формировать представление о разнице между чистыми веществами и смесями, умение различать чистые вещества и смеси и выделять некоторые вещества из смесей; воспитывать наблюдательность, внимательность, аккуратность.

Оборудование: пробирки, вода водопроводная и дистиллированная, чайник, сахар, чайная заварка, одноразовая посуда, песок, поваренная соль, лимонная кислота, железные опилки, опилки, мел, калий нитрат, сухой спирт, вата, плитка шоколада, инструкция любого лекарственного препарата.

Тип урока: формирование новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

1. Провести демонстрацию работ учащихся, акварельными красками методом плямування нарисовали фантастические картины.

- Подтверждением которого явления есть эти картины?

2. Беседа

- Какие существуют агрегатные состояния вещества?

- Что называют диффузией?

- Что называют простыми и сложными веществами?

- Приведите примеры простых и сложных веществ.

- Какие вы знаете свойства веществ?

3. Беседа за вопросами наблюдений, которые проводились дома

Какое явление обусловило распространение окраски в стакане воды? Как вы считаете, почему в стакане с горячей водой окраска распространялось быстрее, чем в стакане с холодной водой? Как правильно назвать вещество в стакане после опыта? (Вода? А имеет ли вода цвет? Чернил? А какой цвет был у чернил опыта? А какого же цвета сейчас жидкость?) То что же мы получили за жидкость? (Смесь чернил и воды)

4. Задача

Раздайте ученикам по маленькому кусочку шоколада.

Есть вещество этих сладостей однородной снаружи? По вкусу? (Так) Прочитайте состав на обертке шоколада (какао, молоко, сахар и т.д).

Сделайте вывод, что несмотря на внешнюю однородность, шоколад состоит из нескольких компонентов, то есть является смесью. В свою очередь, молоко и какао тоже не являются чистыми веществами, они содержат много составляющих.

Приведите примеры смесей, с которыми вы сталкиваетесь в жизни.

 

III. Изучение нового материала

1. Некоторые вещества, которые состоят из одинаковых молекул (вода, кислород, углекислый газ), называют чистыми. Но гораздо больше в природе смесей. Смесь - это совокупность нескольких различных чистых веществ, составляющих одно физическое тело.

Например, воздух - прозрачная естественная смесь. В его состав входят азот, кислород, углекислый газ, инертные газы, водяной пар, частицы пыли и т.д. Воздух поддерживает горение, плохо проводит тепло. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз (это называют конвекцией). Воздух имеет очень большое значение для всех живых существ. Кислород нужен для дыхания всем живым существам на Земле.

- Какое значение имеет для человека чистый воздух? Что мы понимаем под чистым воздухом?

2. Практикум

Учитель демонстрирует приготовление двух видов смеси - чай (вода, заварка, сахар, сок лимона) и песок и воду.

Класс

Следовательно, в обоих стаканах мы получили смеси. А чем они отличаются? После беседы учитель записывает на доске:

 

 

3. Способы разделения смесей (демонстрация и объяснение опытов)

 

IV. Закрепление новых знаний

1. Задача

♦ Приведите примеры твердых и жидких смесей.

♦ Разделите смеси на две группы, заполните таблицу.

Примеры: воздух, нефть, томатный сок, речная вода, соус, бетон, шоколад, молоко, чай, грунт.

 

Природные смеси

Смеси, изготовленные человеком

 

 

 

♦ Докажите, что лекарство является смесью (воспользоваться инструкцией к лекарственному препарату).

♦ Приведите примеры смесей на домашней кухне.

♦ Приведите примеры веществ, которые трудно смешивать (масло и вода).

2. Работа в парах

Предложите способы разделения следующих смесей:

а) песок с поваренной солью; б) спирт с водой; в) вода с глиной; г) масло с водой; д) медные и железные опилки; е) вода с бензином; ж) соль с опилками; и) мел с сахаром.

V. Итог урока

 

VИ. Домашнее задание

Проработать текст учебника.