Урок 5. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Воздух - естественная смесь
Цель: формировать представление о разнице между чистыми веществами и смесями, умение различать чистые вещества и смеси и выделять некоторые вещества из смесей; воспитывать наблюдательность, внимательность, аккуратность.
Оборудование: пробирки, вода водопроводная и дистиллированная, чайник, сахар, чайная заварка, одноразовая посуда, песок, поваренная соль, лимонная кислота, железные опилки, опилки, мел, калий нитрат, сухой спирт, вата, плитка шоколада, инструкция любого лекарственного препарата.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
1. Провести демонстрацию работ учащихся, акварельными красками методом плямування нарисовали фантастические картины.
- Подтверждением которого явления есть эти картины?
2. Беседа
- Какие существуют агрегатные состояния вещества?
- Что называют диффузией?
- Что называют простыми и сложными веществами?
- Приведите примеры простых и сложных веществ.
- Какие вы знаете свойства веществ?
3. Беседа за вопросами наблюдений, которые проводились дома
Какое явление обусловило распространение окраски в стакане воды? Как вы считаете, почему в стакане с горячей водой окраска распространялось быстрее, чем в стакане с холодной водой? Как правильно назвать вещество в стакане после опыта? (Вода? А имеет ли вода цвет? Чернил? А какой цвет был у чернил опыта? А какого же цвета сейчас жидкость?) То что же мы получили за жидкость? (Смесь чернил и воды)
4. Задача
Раздайте ученикам по маленькому кусочку шоколада.
Есть вещество этих сладостей однородной снаружи? По вкусу? (Так) Прочитайте состав на обертке шоколада (какао, молоко, сахар и т.д).
Сделайте вывод, что несмотря на внешнюю однородность, шоколад состоит из нескольких компонентов, то есть является смесью. В свою очередь, молоко и какао тоже не являются чистыми веществами, они содержат много составляющих.
Приведите примеры смесей, с которыми вы сталкиваетесь в жизни.
III. Изучение нового материала
1. Некоторые вещества, которые состоят из одинаковых молекул (вода, кислород, углекислый газ), называют чистыми. Но гораздо больше в природе смесей. Смесь - это совокупность нескольких различных чистых веществ, составляющих одно физическое тело.
Например, воздух - прозрачная естественная смесь. В его состав входят азот, кислород, углекислый газ, инертные газы, водяной пар, частицы пыли и т.д. Воздух поддерживает горение, плохо проводит тепло. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз (это называют конвекцией). Воздух имеет очень большое значение для всех живых существ. Кислород нужен для дыхания всем живым существам на Земле.
- Какое значение имеет для человека чистый воздух? Что мы понимаем под чистым воздухом?
2. Практикум
Учитель демонстрирует приготовление двух видов смеси - чай (вода, заварка, сахар, сок лимона) и песок и воду.
Класс
Следовательно, в обоих стаканах мы получили смеси. А чем они отличаются? После беседы учитель записывает на доске:
3. Способы разделения смесей (демонстрация и объяснение опытов)
IV. Закрепление новых знаний
1. Задача
♦ Приведите примеры твердых и жидких смесей.
♦ Разделите смеси на две группы, заполните таблицу.
Примеры: воздух, нефть, томатный сок, речная вода, соус, бетон, шоколад, молоко, чай, грунт.
Природные смеси |
Смеси, изготовленные человеком |
|
|
♦ Докажите, что лекарство является смесью (воспользоваться инструкцией к лекарственному препарату).
♦ Приведите примеры смесей на домашней кухне.
♦ Приведите примеры веществ, которые трудно смешивать (масло и вода).
2. Работа в парах
Предложите способы разделения следующих смесей:
а) песок с поваренной солью; б) спирт с водой; в) вода с глиной; г) масло с водой; д) медные и железные опилки; е) вода с бензином; ж) соль с опилками; и) мел с сахаром.
V. Итог урока
VИ. Домашнее задание
Проработать текст учебника.