Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

УРОК 6

Тема. Цифры. Десятичная запись чисел

 

Цель: закрепить, расширить и углубить знания учащихся о десятичную запись чисел; совершенствовать умения и отрабатывать навыки решения задач на применение знаний учащихся о десятичную запись числа и его свойства; проверить усвоение материала во время самостоятельной работы.

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. Прочитайте числа: 380; 907; 60 239; 999 999.

2. Назовите число, что:

3. а) идет следом за 99;

4. б) предшествующее числу 300;

5. в) на 1 больше за 19 999;

6. г) на 1 меньше 700.

7. Какое число записано в виде суммы разрядных слагаемых?

а) 70 000 + 5 000 + 200 + 30 + 1;

б) 5 000 000 + 500 000 + 5 000 + 5.

8. Поставить вместо звездочек такие знаки действий, чтобы выполнялся порядок действий, который указан римскими цифрами (можно пользоваться скобками):

а) ;

б) ;

в) .

9. К которого трицифрового числу надо прибавить 1, чтобы получить четыре цифровое число?

 

III. Решение упражнений (совершенствование знаний, умений)

@ Перед решением упражнений учитель еще раз акцентирует внимание учащихся на том, что они знают, какие числа являются натуральными, как прочитать и как записать прочитанное натуральное число, а также, как представить число в виде разрядных слагаемых. Поэтому на этом уроке мы будем решать более сложные и более интересные упражнения по этой теме.

Задачи № 32; 33; 35 (в номере № 35 указать количество таких чисел); 36; 38; 39; 40.

Дополнительно

1. Вместо квадратиков запишите такие числа, чтобы все уравнения имели один и тот же корень 2:

а) 3х + 5 = □; б) 7х - 4 = □; в) □ - 11х = 12.

2. (Игровой момент)

Учитель. Дорогие друзья! Сейчас вы будете выполнять необычную работу. На доске записано начало условии некоторой задачи и начало ее решения. Вам необходимо по этим данным сформулировать полностью задачу и решить ее.

Запись на доске: «За три дня туристы прошли 75 км».

Решения. Пусть за второй день туристы прошли х км, тогда за три дня они прошли (20 + х + 25) км. Составим уравнение.

Методические рекомендации к выполнению упражнений

1. Поскольку для пятиклассников игровой момент очень важен в их деятельности, то для поощрение учащихся к работе можно предложить такую игру: на доске с начала урока записаны несколько чисел, среди которых есть числа - развязки упражнений №№ 32-35; 36; 38; 40 из учебника; каждому из чисел соответствует определенная буква. Тот, кто первым выполнит правильно названные номера, сможет составить ключевую фразу урока. Например, ключевая фраза «натуральное число» может быть «составлено» из букв, что соответствуют правильным решениям названных задач:

 

99

1003

9 995

1 000 005

10 000 007

9 999 999

100 000 000

99 999 998

6

4

8

4

900

7

101

н

а

т

в

г

а

л

ь

н

есть

ч

и

с

л

в

 

2. Во время фронтального решения упражнений у доски (если такая форма работы будет использована на уроке) следует требовать от учеников, чтобы каждое записанное число было прочитано и, если позволяет время, записанное в виде суммы разрядных слагаемых.

3. Во время решения задач № 36, 38-40 ученики на интуитивном уровне знакомятся с правилом умножения, что применяется для решения комбинаторных задач. Поэтому, если у учеников возникают трудности с поиском правильного способа решения, учителю следует на простом примере объяснить способ соображений, что лежит в основе решения такого вида задач.

 

III. Итог урока

Самостоятельная работа (тестовые задания)

Вариант 1

1. Прочитайте число 3 004 000 000:

а) три миллиона четыреста тысяч;

б) три миллиона четыре тысячи;

в) три миллиарда четыре миллиона;

г) три миллиарда четыреста тысяч.

2. Какое из представленных чисел является суммой крупнейшего чотирицифрового числа и наименьшего п'ятицифрового числа?

а) 100 999;

б) 19 999;

в) 21 110;

г) 9 999.

3. Найдите среди представленных чисел такое, что является суммой всех трехзначных чисел, в записи которых используются только цифры 0 и 5.

а) 1 610;

б) 1 060;

в) 2 110;

г) 2 220.

 

Вариант 2

1. Прочитайте число 40 040 000 000:

а) сорок миллиардов четыреста тысяч;

б) четыре миллиарда сорок миллионов;

в) четыреста миллионов четыреста тысяч;

г) сорок миллиардов сорок миллионов.

2. Какое из представленных чисел является разницей между наибольшим шестицифровим и наименьшим п'ятицифровим числом?

а) 999 899;

б) 899 999;

в) 989 999;

г) 988 888.

3. Найдите среди представленных чисел такое, что является суммой всех трехзначных чисел, в записи которых используются только цифры 0 и 8:

а) 3 376;

б) 2 576;

в) 2 568;

г) 2 496.

(Следует отметить, что на этом же уроке необходимо проверить выполнение самостоятельной работы и проанализировать наиболее типичные ошибки.)

 

IV. Домашнее задание

п. 1, 2, №№ 34; 37; 41; на повторение № 18.