Урок
№ 6
Тема. Углы. Измерение углов
Цель: закрепить знания
учащихся о содержании основных понятий, изученных на предыдущем уроке;
продолжать формировать навыки учащихся оперировать изученными в теме понятиями для
обоснование действий при решении типовых задач; используя прием
аналогии и знания и умения, выработанные в ходе изучения темы «Отрезки»,
сформировать умение решать типовые задачи на применение аксиом измерения
и откладывания углов; отработать навыки построения углов и их измерения с
использованием приборов.
Тип урока: применение знаний,
умений и навыков.
Наглядность i
оборудование: таблицы
«Отрезки», «Углы»; набор демонстрационного чертежных принадлежностей.
ХОД УРОКА
И. Организационный
момент
II. Проверка
домашнего задания
Проверку выполнения
домашних упражнений можно организовать в виде викторины, для успешного проведения
которой учителю следует заранее заготовить демонстрационную модель часов и
выполнить рисунки на доске.
Главное
правило, которого должны придерживаться ученики, - четкая аргументация своего мнения,
т.е. объяснение со ссылкой на соответствующий теоретический материал.
III. Формулировка
цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Для успешной
мотивации предлагаем ученикам выполнить графическую упражнение 1, а затем ее
модифицировать в упражнение 2.
Выполнение графических упражнений
1. Начертите угол ABC,
что равен 100°.
а) Проведите
бісектрису BD этого угла. Какой есть градусная мера угла DBC?
б) Перегните
рисунок по прямой BD. Совпадают лучи BA и BC? Как это объяснить?
2. Начертите угол ABC,
что равен 100°. Проведите луч BD, который разделил бы угол ABC на два угла, градусная
мера одного из которых на 20° больше градусную меру другого.
После выполнения
графической упражнения 1 приходим к выводу, что, кроме знания определения и
свойств, необходимо сформировать определенные умения по использованию этих знаний. Таким
образом, согласовав цель урока с учениками, учитель формулирует основную дидактическую цель
урока.
IV.
Актуализация опорных знаний
Вопрос
к ученикам
1. На прямой обозначены
две точки A и B. Какие фигуры при этом образовались?
2. Из точки O проведены
два лучи OA и OB. Какая фигура образовалась?
3. На отрезке AB отмечены
точку C. Что можно сказать о фигурах, которые образовались и их меру?
4. Между сторонами угла AOB
проведен луч OC. Что можно сказать о фигурах, которые образовались и об их
меру?
(Ответ на каждое
из вопросов учащиеся сопровождают комментариями и рисунком.)
5. Сравните
ответы и рисунки на вопросы 1 и 2; 3 и 4.Щоспільного вы заметили? Сделайте
вывод.
V.
Усвоение новых знаний
Учащимся предлагается
ознакомиться с содержанием соответствующего пункта учебника и сделать вывод относительно
единства форм и приемов, применяемых при решении задач на
использование аксиомы измерения углов и их сопутствующих понятий.
VI.
Усвоение умений и навыков
Перед письменным
решением упражнений следует еще раз обратить внимание учащихся на то, что по аналогии с
задачами на использование аксиомы измерения и откладывания отрезков
решение задач на применение аксиом измерения и откладывания углов
начинается с записи аксиомы согласно условия задачи.
Выполнение письменных упражнений
Уровень А
1. Луч b делит
угол (ac) на два угла. Найдите угол (ac), если , .
2. Луч BD-биссектриса
угла ABC. Найдите углы ABC и ABD, если угол ABC больший угол DBC на 38°.
3. Или может луч b делить
угол (ac) на два угла, если , ? Ответ обоснуйте.
Уровень
Б
1. Луч b делит
угол (ac), который равен 150°, на два угла. Найдите углы (ab) и (bc), если угол
(ab) меньший угол (bc) на 40°.
2. Лучи OB и OC делят
угол AOD на три угла. Найдите угол BOC, если , , .
3*.
Луч
l - биссектриса угла (mn). Найдите угол (mn), если угол между бісектрисами углов (ml)
i (ln) равен 70°.
* Можно выполнить за
наличии времени.
VII. Итоги урока
Логическая
упражнение
Найдите пропущенное
число.
VIII. Домашнее
задача
1. Луч b делит
угол (ac) на два угла. Найдите угол (ab), если , .
2. Луч b -
биссектриса угла (ac). Найдите:
а) угол (ac), если ;
б) угол (ab), если прямой.
3. Луч OB делит
угол AOC, равный 120°, на два угла. Найдите углы AOB и BOC, если градусные
меры углов относятся как 3 : 5.
4. На плоскости
отмечены точки A, B, C не лежат на одной прямой. Существует ли прямая,
проходит через точку A и:
а) пересекает прямую BC,
но не пересекает луч BC?
б) пересекает
луч BC, но не пересекает прямую BC?
в) не пересекает прямую BC? Выскажите предположения.
Источники:
1. Уроки геометрии. 7 класс./ С. П. Бабенко
- Х.: Изд. группа «Основа», 2007.- 208 с.