Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОМЕТРИЯ
Уроки для 7 классов

Урок № 5

Тема. Определение угла. Равенство углов. Биссектриса угла. Измерения и откладывания углов

 

Цель: добиться от учащихся усвоение содержания таких понятий: «угол», «элементы угла», «обозначение угла», «внутренняя область угла», «луч, делящей данный угол на два угла», «развернутый угол», «равные углы», «биссектриса угла и аксиомы измерения и откладывание углов», «виды углов».

Сформировать умения:

· воспроизводить определение названных выше понятий и аксиом;

· описывать, опираясь на названные понятия, готовые рисунки и, наоборот, по данным описанием делать соответствующий рисунок;

· без помощи измерительных инструментов определять вид угла по его градусной мере).

Тип урока: усвоение знаний, умений и навыков.

Форма проведения: фронтальная практическая работа.

Наглядность i оборудование: таблицы «Отрезки», «Углы».

 

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

Учитель побуждает учащихся к самопроверке готовности к уроку и сообщает тему и план работы на уроке.

 

II. Проверка домашнего задания

Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Точка N лежит между точками M и K. MN = 8,4 см, KM =18,3 см. Найдите NK.

2. Дано AC = 9 см, CB = 4 см, BD =12 см. Найдите AB, CD, AD.

3. На прямой отмечены точки A, B и C, причем AB = 24 см, BC =18 см. Найдите расстояние от точки A до середины отрезка BC. Сколько решений имеет задача?

 

5-1 Рисунок 1

 

Вариант 2

1. Точка C лежит между точками A и B. AB = 8,3 см, CB = 4,8 см. Найдите AC.

2. Дано LM = 15 см, NK = 16 см, MK = 24 см. Найдите MN, LK, NL.

3. На прямой отмечены точки A, B и C, причем AB = 24 см, а расстояние от точки C до середины отрезка AB равна 17 см. Найдите длину отрезка AC. Сколько решений имеет задача?

 

5-2 Рисунок 2

 

III. Формулировка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Определенный мотивационный момент произошел во время выполнения домашнего задания (задача 4). Ученики получили толчок к размышлениям в направлении того, что два луча с одним началом могут образовать как знакомую им фигуру - прямую, так еще не изученную фигуру - угол (понятно, что эта фигура является также знакомой учащимся с 5 класса). Исходя из новых условий изучения фигур, учитель вместе с учениками формулирует основную дидактическую цель урока.

 

IV. Актуализация опорных знаний

Перед формулировкой определение угла, понятий равенства углов, биссектрисы угла и аксиом измерения и откладывание углов уместно будет повторить аналогичные понятия, определения, аксиомы относительно отрезков, обратившись при этом к таблице «Отрезки».

 

V. Усвоение новых знаний

План изучения нового материала

1°. Определение угла. Элементы угла. Обозначения углов.

2°. Внутренняя область угла. Луч, который делит угол на два угла.

3°. Развернутый угол и его внутренняя область.

4°. Равенство углов. Биссектриса угла.

5°. Измерение углов: единицы измерения, аксиома измерения.

6°. Аксиома откладывания углов сравнение углов по градусной мере.

7°. Виды углов.

Методический комментарий

Как понятие отрезка, так и понятие угла на интуитивном уровне знакома учащимся еще с 5 класса. Поэтому главная задача урока - дать достаточно строгие математические формулировки перечисленных выше объектов, опираясь на знания учащихся и используя прием аналогии. Организуем практическую работу учащихся, выводами каждого из этапов которой i будут указаны в теме урока понятие.

Задача 1

а) Отметьте произвольную точку O. Постройте два доповняльні лучи OA и OB.

б) Отметьте произвольную точку C. Постройте два луча CM и CN, что не является доповняльними.

Сравните, что общего в образованных в пунктах а) и б) геометрических фигурах?

Из каких геометрических фигур состоят фигуры на рисунках?

Формулируем вывод вместе с учениками (определение угла, его элементы и обозначения, внутренняя область угла).

Задание 2

(Каждой паре учеников раздаем набор пронумерованных бумажных моделей углов - различной градусной меры и разные по размерам.)

Найдите и укажите среди предложенных моделей углов: а) равные; б) неровные; в) наибольший; г) наименьший.

Объясните, какие действия выполняли при этом.

Формулируем выводы вместе с учениками (определение равных углов, биссектрисы угла, возможно, свойства углов, отложенных от одной пол прямой в одну півплощину).

Задание 3 (работа с теми самыми бумажными моделями углов)

Каким еще отличным от примененного в задании 2 способом можно проверить, есть ли среди углов: а) уровне; б) наибольший; г) наименьший? Какой измерительный инструмент вы применяли для этого в 5 классе? В каких единицах измеряли углы?

Вывод. (Формулируем содержание понятие «измерение углов», «единицы измерения углов» и аксиомы измерения i откладывания углов.)

Задание 4 (работа с моделями)

Сравнив градусные меры углов, разделите их на четыре группы по градусной мере. Объясните свой выбор.

Вывод. (Рассматриваем виды углов по градусной мере и свойство сравнение углов по градусной мере.)

После чего демонстрируем учащимся обобщенную таблицу «Углы».

Таблица

 

5-3 Рисунок 3

5-4 Рисунок 4

5-5 Рисунок 5

5-6 Рисунок 6

5-7 Рисунок 7

5-8 Рисунок 8


VI. Первичное осознание нового материала

Выполнение устных упражнений (по готовым рисункам)

1. Можно угол, изображенный на рисунке 1, обозначить так: AOM; AMO; AMB; OMA; MOA; AMK; OMK; ABO; KMB; OKA?

5-10 Рисунок 10

 

2. Назовите все углы, что изображены на рисунке 2.

5-11 Рисунок 11

 

3. Назовите восемь углов, изображенных на рисунке 3. Вместо чисел 1, 2, 3 выпишите такие с названных углов, чтобы наверняка выполнялось равенство: . Объясните свой выбор.

5-12 Рисунок 12

 

4. Как, имея только лист бумаги прямоугольной формы, построить модель угла 180°; 90°; 45°? Покажите это.

5. На рисунке 4:

а) назовите все углы;

б) назовите наибольший угол;

в) найдите уровне углы, если AC - биссектриса угла BAD и AD - биссектриса угла CAE.

5-13 Рисунок 13

 

VII. Итоги урока

На рисунке 5 изображен углы 1, 2. Могут выполняться равенства: 1) , ; 2) , ; 3) ? Ответ объясните.

5-14 Рисунок 14

 

VIII. Домашнее задание

Выучить определения, аксиомы, которые рассматривались на уроке.

Устно выполнить упражнения.

1. Точки A, B и C не лежат на одной прямой. Может угол ABC быть развернутым?

2. Определите, каким (острым, прямым или развернутым) есть угол,который образуют стрелки часов в 3 часов; в 8 часов; в 11 часов; в 6 часов.

3. Назовите градусную меру угла, на который поворачивается:

а) минутная стрелка часов в течение 15 минут; 30 минут; 10 минут;

б) часовая стрелка в течение 3 часов; 1 час; 30 минут.

4. Луч l делит угол (mn) на два угла.

Сравните углы (ml) i (mn).

5. На рисунке назовите все острые углы; все прямые углы; все тупые углы.

5-15 Рисунок 15

6. Может ли сумма градусных мер двух острых углов:

а) быть меньше градусную меру прямого угла;

б) равняться градусной мере прямого угла;

в) быть больше градусную меру прямого угла;

г) быть больше градусной мере развернутого угла?

7. Луч b - биссектриса нераскрывшегося угла (ac). Может угол (ab) быть прямым; тупым?

 

Источники:

1. Уроки геометрии. 7 класс./ С. П. Бабенко - Х.: Изд. группа «Основа», 2007.- 208 с.