Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОМЕТРИЯ
Уроки для 8 классов

Урок № 6

Тема. Теоремы о признаках параллелограмма

 

Цель: сформировать у учащихся сознательное понимание содержания и схемы доказательства теоремы, выражающей признаки параллелограмма.

Формировать умения:

· воспроизводить признаки и их доказательство;

· применять изученные признаки для доказательства того, что данный четырехугольник является параллелограммом.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Наглядность и оборудование: конспект «Параллелограмм».

Ход урока

I. Организационный этап

 

II. Проверка домашнего задания

Домашнее задание проверяем по образцу взаимопроверкой.

 

III. Формулировка цели и задач урока

С целью создания мотивации учебной деятельности учащихся и осознание ими логики построения изучения геометрических фигур (определение → свойства → признаки) подводим учащихся к пониманию необходимости уметь находить среди четырехугольников параллелограммы. Возникает вопрос: существует соответствующая признак? Если так, ее нужно сформулировать и доказать - это и есть основная дидактическая цель урока.

 

IV. Актуализация опорных знаний

С целью сознательного понимания и дальнейшего усвоения учащимися содержания признаков параллелограмма слез, активизировать знания и умения учащихся относительно содержания понятия «признак», признаков равенства треугольников, параллельности прямых, свойства вертикальных углов, а также определение параллелограмма.

Для этого ученики должны решить упражнения.

Выполнение устных упражнений по готовым рисункам

 

1

Дано: АО = OD, BO = OC.

Доказать: AB = DC

2

Дано: 1 = 2, 3 = 4.

Доказать: D = F

3

Дано: BO = OD, CO = ОF.

Доказать: BF = CD

4

Найти углы параллелограмма

 

V. Усвоение знаний

План изучения нового материала

1. Содержание понятия «признак» параллелограмма.

2. Теорема признаки параллелограмма: формулировка и доказательство.

3. Примеры применения признаков параллелограмма.

@ В отличие от традиционного учебника геометрии (под ред. О. В. Погорелова), в котором признаки параллелограмма рассматриваются в форме опорных задач, и от других под ручников (в которых признаки были рассмотрены как отдельные теоремы), новый учебник содержит все основные признаки параллелограмма (за двумя противоположными сторонами, за парами противоположных сторон и по диагоналям) в виде одной теоремы. Такой подход к преподаванию материала масс логическое обоснование, поскольку все признаки параллелограмма имеют едином схему доказывания:

· сначала доказывается равенство треугольников (полученных в результате проведения одной или двух диагоналей параллелограмма);

· из равенства треугольников следует равенство соответствующих элементов этих треугольников (которые в свою очередь являются элементами параллелограмма);

· на основе доказанного равенства определенных элементов параллелограмма с использованием обозначения (а потом доведенного предыдущего утверждения) приходится тот факт, что данный четырехугольник - параллелограмм.

Поскольку схемы доведения всех трех признаков почти одинаковые (отличие только в применении различных признаков равенства треугольников и использовании или определение параллелограмма, или уже доведенной признаки параллелограмма с двумя противоположными сторонами), то работу по доведению признаков можно организовать так: признак параллелограмма по двум противоположными сторонами доказывает учитель при участии учащихся, составляет план доведения, а затем предлагает ученикам самостоятельно доказать следующие признаки по составленному плану.

Все изученные на уроке признаки параллелограмма помещены в конспект «Параллелограмм».

 

VI. Формирование первичных умений и навыков

Выполнение устных упражнений

1. Диагонали четырехугольника DEFK пересекаются в точке О, причем DO = OF, EO = ОК. Назовите параллельные стороны четырехугольника и объясните, почему они параллельны.

2. В четырехугольнике KLMN KL || MN и KL = MN. Назовите равные углы четырехугольника и объясните, почему они равны.

3. В четырехугольнике PRSQ PR =SQ, PQ=RS. Найдите сумму углов R и S.

4. В четырехугольнике ABCD AB = CD. Каково соотношение между сторонами четырехугольника необходимо добавить в условия задачи, чтобы доказать, что ABCD - параллелограмм? Выберите все возможные варианты ответа.

5. На рисунке 1 точка О - общая середина отрезков AD, CH, BE. Какие из четырехугольников является паралелограмами? Почему?

 

Выполнение графических упражнений

Проведите две параллельные прямые. Отложите на одной из них отрезок AD, а на второй прямой - отрезок ВС, равный AD, так, чтобы отрезки АВ и CD не пересекались. Постройте отрезки АВ и CD.

а) Объясните, почему четырехугольник ABCD является параллелограммом.

б) Отметьте точку М так, чтобы четырехугольник АВМС был параллелограммом. Лежат ли точки М, С и D на одной прямой?

Выполнение письменных упражнений

1. Диагонали четырехугольника ABCD пересекаются в точке О. Является ли данный четырехугольник параллелограммом, если АО = 4 см, ОС = 40 мм, BD = 1,2 дм, OD= 6 см? Ответ бґрунтуйте.

2. По данным рисунка 2 докажите, что четырехугольник ABCD - параллелограмм.

 

3. В четырехугольнике ABCD стороны АВ и CD параллельны. Найдите периметр четырехугольника, если АВ = CD = 9 см, АО = 4см.

После усвоения содержания теорем и формирование первичных умений применять признаки в стандартных ситуациях решаем задачу с подробным объяснением.

Задача. В паралелограмі ABCD точки М и N - середины сторон АВ и CD соответственно (рис. 3). Докажите, что четырехугольник MBND - параллелограмм.

 

 

Выполнение письменных упражнений

1. Диагонали параллелограмма ABCD пересекаются в точке О. Точки В1 и D1 - середины отрезков ВО и DO соответственно. Докажите, что четырехугольник AB1CD1 - параллелограмм.

2. По данным рисунка 4 докажите, что четырехугольник ABCD - параллелограмм.

 

При решении письменных упражнений следует сделать акцент на том, что эти задачи предусматривают применение свойств параллелограмма, но поскольку в условии этого не дано, то план решения задач должен быть таким:

· сначала, используя признаки параллелограмма, доказать, что данный четырехугольник - параллелограмм;

· после доказательства того, что данный четырехугольник является параллелограммом, использовать свойства параллелограмма.

Изменение порядка выполнения действий является логической ошибкой и противоречит логике построения геометрии.

 

VII. Итог урока

Тестовое задание

Диагонали четырехугольника MNPQ (см. рис.) в точке пересечения делятся пополам. Одна из его сторон равна 4 см. Чему равна противоположная ей сторона?

1) 3 см; 2) 4 см; 3) 5 см; 4) 6 см.

 

 

VIII. Домашнее задание

Выучить формулировку и доказательство теоремы о признаках параллелограмма.

Решить задачи.

1. Начертите треугольник ABC и проведите его медиану ВО. На лучи ВО постройте отрезок OD, равный ВО. Совместите точку D с точками А и С.

а) Объясните, почему четырехугольник ABCD является параллелограммом.

б) Отметьте точку М так, чтобы четырехугольник ABDM был параллелограммом. Лежат ли точки М, С и D на одной прямой?

2. По данным рисунка 5 докажите, что четырехугольник ABCD - параллелограмм.

 

3. В четырехугольнике ABCD AB = CD, AD = BC. Найдите углы четырехугольника, если угол А в три раза больше В угол.

4. По данным рисунка 6 докажите, что четырехугольник ABCD - параллелограмм.