|
V. Усвоение знаний План изучения нового материала 1. Содержание понятия «признак» параллелограмма. 2. Теорема признаки параллелограмма: формулировка и доказательство. 3. Примеры применения признаков параллелограмма. @ В отличие от традиционного учебника геометрии (под ред. О. В. Погорелова), в котором признаки параллелограмма рассматриваются в форме опорных задач, и от других под ручников (в которых признаки были рассмотрены как отдельные теоремы), новый учебник содержит все основные признаки параллелограмма (за двумя противоположными сторонами, за парами противоположных сторон и по диагоналям) в виде одной теоремы. Такой подход к преподаванию материала масс логическое обоснование, поскольку все признаки параллелограмма имеют едином схему доказывания: · сначала доказывается равенство треугольников (полученных в результате проведения одной или двух диагоналей параллелограмма); · из равенства треугольников следует равенство соответствующих элементов этих треугольников (которые в свою очередь являются элементами параллелограмма); · на основе доказанного равенства определенных элементов параллелограмма с использованием обозначения (а потом доведенного предыдущего утверждения) приходится тот факт, что данный четырехугольник - параллелограмм. Поскольку схемы доведения всех трех признаков почти одинаковые (отличие только в применении различных признаков равенства треугольников и использовании или определение параллелограмма, или уже доведенной признаки параллелограмма с двумя противоположными сторонами), то работу по доведению признаков можно организовать так: признак параллелограмма по двум противоположными сторонами доказывает учитель при участии учащихся, составляет план доведения, а затем предлагает ученикам самостоятельно доказать следующие признаки по составленному плану. Все изученные на уроке признаки параллелограмма помещены в конспект «Параллелограмм».
VI. Формирование первичных умений и навыков Выполнение устных упражнений 1. Диагонали четырехугольника DEFK пересекаются в точке О, причем DO = OF, EO = ОК. Назовите параллельные стороны четырехугольника и объясните, почему они параллельны. 2. В четырехугольнике KLMN KL || MN и KL = MN. Назовите равные углы четырехугольника и объясните, почему они равны. 3. В четырехугольнике PRSQ PR =SQ, PQ=RS. Найдите сумму углов R и S. 4. В четырехугольнике ABCD AB = CD. Каково соотношение между сторонами четырехугольника необходимо добавить в условия задачи, чтобы доказать, что ABCD - параллелограмм? Выберите все возможные варианты ответа. 5. На рисунке 1 точка О - общая середина отрезков AD, CH, BE. Какие из четырехугольников является паралелограмами? Почему?
Выполнение графических упражнений Проведите две параллельные прямые. Отложите на одной из них отрезок AD, а на второй прямой - отрезок ВС, равный AD, так, чтобы отрезки АВ и CD не пересекались. Постройте отрезки АВ и CD. а) Объясните, почему четырехугольник ABCD является параллелограммом. б) Отметьте точку М так, чтобы четырехугольник АВМС был параллелограммом. Лежат ли точки М, С и D на одной прямой? Выполнение письменных упражнений 1. Диагонали четырехугольника ABCD пересекаются в точке О. Является ли данный четырехугольник параллелограммом, если АО = 4 см, ОС = 40 мм, BD = 1,2 дм, OD= 6 см? Ответ бґрунтуйте. 2. По данным рисунка 2 докажите, что четырехугольник ABCD - параллелограмм.
3. В четырехугольнике ABCD стороны АВ и CD параллельны. Найдите периметр четырехугольника, если АВ = CD = 9 см, АО = 4см. После усвоения содержания теорем и формирование первичных умений применять признаки в стандартных ситуациях решаем задачу с подробным объяснением. Задача. В паралелограмі ABCD точки М и N - середины сторон АВ и CD соответственно (рис. 3). Докажите, что четырехугольник MBND - параллелограмм.
Выполнение письменных упражнений 1. Диагонали параллелограмма ABCD пересекаются в точке О. Точки В1 и D1 - середины отрезков ВО и DO соответственно. Докажите, что четырехугольник AB1CD1 - параллелограмм. 2. По данным рисунка 4 докажите, что четырехугольник ABCD - параллелограмм.
При решении письменных упражнений следует сделать акцент на том, что эти задачи предусматривают применение свойств параллелограмма, но поскольку в условии этого не дано, то план решения задач должен быть таким: · сначала, используя признаки параллелограмма, доказать, что данный четырехугольник - параллелограмм; · после доказательства того, что данный четырехугольник является параллелограммом, использовать свойства параллелограмма. Изменение порядка выполнения действий является логической ошибкой и противоречит логике построения геометрии.
VII. Итог урока Тестовое задание Диагонали четырехугольника MNPQ (см. рис.) в точке пересечения делятся пополам. Одна из его сторон равна 4 см. Чему равна противоположная ей сторона? 1) 3 см; 2) 4 см; 3) 5 см; 4) 6 см.
VIII. Домашнее задание Выучить формулировку и доказательство теоремы о признаках параллелограмма. Решить задачи. 1. Начертите треугольник ABC и проведите его медиану ВО. На лучи ВО постройте отрезок OD, равный ВО. Совместите точку D с точками А и С. а) Объясните, почему четырехугольник ABCD является параллелограммом. б) Отметьте точку М так, чтобы четырехугольник ABDM был параллелограммом. Лежат ли точки М, С и D на одной прямой? 2. По данным рисунка 5 докажите, что четырехугольник ABCD - параллелограмм.
3. В четырехугольнике ABCD AB = CD, AD = BC. Найдите углы четырехугольника, если угол А в три раза больше В угол. 4. По данным рисунка 6 докажите, что четырехугольник ABCD - параллелограмм.
|
|