|
2. Качество выполнения упражнений домашнего задания проверяем, собрав тетради (№ 3 объясняем отдельно).
III. Актуализация опорных знаний Выполнение устных упражнений 1. Вычислите: 1: ; 2 : ; 4 - 6; 11 · (-5). 2. Упростите выражение: a) 2a + b - 2a + 3b; б) -(а + 3) + 2(а - 1); в) 2(а + 3) - 3(а + 2); г) -(2а + 4) + а + 2.
IV. Повторение, углубление и систематизация знаний @ Понятие линейного уравнения с одной переменной является принципиально новым для учащихся (новым является и сам подход к классификации не за действием, связывает компоненты уравнения, а по способу решения). Хотя фактически все уравнения, их решали ученики в младших классах, являются уравнения, сводящиеся к линейным, однако соответствующая терминология вводится впервые. Во время исследования вопроса о количестве решений линейного уравнения ах = b при различных а и b выделяем три случая: 1) а ≠ 0 и b любое; 2) а = 0; b ≠ 0; 3) а = 0; b = 0. С первым случаем ученики уже встречались, второй и третий являются для них новыми. Переходя от теоретического материала к решению уравнений с применением названных выше соображений, надо объяснить (показать на примерах), в каком случае мы получаем уравнения вида 0х = b (0х = 0), потому что очень часто ученики не понимают, как и почему во время решения уравнения, например 3х - 5 = х + 2х - 7, мы получаем уравнение 0х = -2, и самое главное - мотивация (с нее и следует начать этот этап урока). На многих примерах различных видов уравнений надо показать, что линейные уравнения являются основой этих уравнений. План изложения материала 1. Работа с опережающим домашним заданием (мотивация). 2. Определение линейного уравнения с одной переменной. 3. Схема решения линейных уравнений с одной переменной. 4. Примеры уравнений, сводящиеся к линейным и схема их решения. Результатом обсуждения могут быть такие записи в тетрадях учащихся:
@ Заметим: 1) Во время решения уравнения ах = b при а ≠ 0 распространенной есть такая ошибка учеников: попытка нахождения х доли в виде целого числа или десятичной дроби (часто слышим, что 3х = 2 не решается, потому что 2 3). Поэтому, применяя алгоритм, подчеркиваем, что при а ≠ 0 корень х = существует всегда, независимо от соотношения b и а, и может быть как натуральным, так и целым числом или дробью - обычным или десятичным. Но, чтобы не выполнять лишних действий, кроме случаев, когда деление лучше всего выполняется устно) корень х надо записывать сначала именно как дробь, а затем уже использовать приобретенные в 6 классе умение преобразовывать дроби. 2) В примерах 4 (б, в) очень важно, чтобы ученики поняли, откуда берется Ох в левой части линейного уравнения. Поэтому актуализация знаний (см. выше) является очень важным элементом урока.
V. Закрепление знаний, усвоение умений @ Одним из программных требований к уровню общеобразовательной подготовки учащихся является умение распознавать линейные уравнения среди данных уравнений, приводить примеры линейных уравнений и решать линейные уравнения с одной переменной и те, что к ним сводятся. Поэтому в системе заданий к уроку желательно выделить задачи следующих типов: 1) на распознавание линейных уравнений и на составление линейных уравнений с определенными условиями; 2) на решения линейного уравнения и более простых уравнений, сводящихся к линейным путем равносильных преобразований. Выполнение устных упражнений 1. Какие из уравнений являются линейными: 3х + 2 = 4; 3х = 6; 6х = 3; х = 5; 6х = 3х; 0х = -1; 0х = 0; -х = 3? 2. Составьте любое уравнение вида ах = b, корнем которого является число 3; число 0. 3. Сколько корней имеют уравнения: 278,3 х = -0,357; 0 · х = 278,3; 0х = 278,3 - 278,3? 4. Найдите корень уравнения: 7х = 14; 0,3 х = 0,9; -х = 4; 3х = 0; х = -1; х = 2.
Выполнение письменных упражнений Решите уравнение: 1. 1) -4х = 28; 2) 0,7 х = -4,2; 3) х = -; 4) 3х = 7; 5) -2х = ; 6) 18х = 0,9. 2. 1) 7х + 3 = 30 - 2х; 2) 0,2 х + 2,7 = 1,4 - 1,1х; 3) х + 15 = х + 10. 3. 1) (7х + 1) - (9х + 3) = 5; 2) 3,4 + 2у = 7(в - 2,3); 3) 0,2(7 - 2у) = 2,3 - 0,3(y - 6); 4) . 4. 1) 3х + 6 = 2(2х - 7) - х; 2) 6,2(3 - 2х) = 20 - (12,4 х + 1,4). 5*. При каком значении х: 1) значение выражения 4х - 2(2,4 х 1,6) равна - 4; 2) выражения 26 - 4х и 12х - 7(х + 4) имеют равные значения; 3) значение выражения 4(х-0Д)+1,9 на 7 больше значения выражения 5х - 6(0,3+х)?
VI. Итог урока. Рефлексия 1. Какое из уравнений является линейным с одной переменной (a, b - числа): а) а + х = b; б) а - х = b; в) a : x = b; г) а · х = b? 2. В любом случае нет корней в уравнении ах = b: а) а = 2; b = 7; б) а = 7; b = 2; в) а = 7; b = 0; г) а = 0; b = 7? 3. В каком случае уравнение имеет один корень? В любом случае нет корней в уравнении ах = b? а) а = 0; b = 0; б) а = 7; b = 0; в) а = 0; b = 7; г) а = 7; b = 7.
VII. Домашнее задание № 1. Решите уравнение: 1) 15(х + 2) - 30 = 12х; 2) 6(1 + 5х) = 5(1 + 6х); 3) 3у + (у - 2) = 2(2у - 1); 4) 6у - (у - 1) = 4 + 5у. № 2. Найдите корень уравнения: 1) 7(х - 8,2) = 3х + 19; 2) 0,2(5х - 6) + 4х = 3,8; 3) 0,4(2х - 7) + 1,2(3х + 0,7) = 1,6 х. № 3. (опережающее). Пользуясь учебником, найдите значения х, при которых выполняются равенства: а) |х| = 3; б) |х| = 0; в) |х| =-3. За разрешениями выясните, сколько корней может иметь уравнение с модулем вида |х| = а, в зависимости от знака а, где а - число.
|
|