Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

АЛГЕБРА
Уроки для 7 классов

Урок № 6

Тема. Линейное уравнение с одной переменной

 

Цель: повторить, углубить и расширить знания учащихся о видах уравнений с одним неизвестным, сводящиеся к линейным уравнениям с одной Переменной (уравнение с модулем и уравнения, содержащие дроби), и способы равносильных преобразований таких уравнений.

Тип урока: углубление знаний, усвоения умений.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

@ Поскольку целью выполнения домашнего задания было формирование устойчивых навыков решения линейных уравнений ах = b с одной переменной при различных значениях а и b, то № 1 и 2 следует тщательно проверить и еще раз прокомментировать способ решения уравнений.

 

№ 1. Решите уравнение:

 

1) 15(х + 2) - 30 = 12х 15x + 30 - 30 = 12x 15x = 1

15x - 12x = 0

3x = 0

х = 0

2) 6(1 + 5х) = 5(1 + 6х) 6 + 30x = 5 + 30x

30x - 30x = 5 - 6

0x = -1

корней нет

3)3у + (у-2) = 2(2у-1)

3у + у - 2 = 4у - 2

4у - 2 = 4у - 2

4у - 4у = -2 + 2

0y = 0

в - любое число

4) 6у - (у - 1) = 4 + 5у 6у - у + 1 = 4 + 5у

5у + 1 = 4 + 5у

5у - 5у = 4 - 1

0у = 3

корней нет

 

№ 2. Найдите корни уравнений:

 

1) 7(х - 8,2) = 3x + 19 7x - 57,4 = 3x + 19

7x - 3x = 19 + 57,4

4х = 76,4

х = 76,4 : 4

x = 19,1

2) 0,2(5x - 6) + 4x = 3,8

x - 1,2 + 4x = 3,8

5х - 1,2 = 3,8

5х = 3,8 + 1,2

5x = 5

x = 5 : 5

x = 1

3) 0,4(2x - 7) + 1,2(3x + 0,7) = 1,6x 0,8x - 2,8 + 3,6x + 8,4 = 1,6x

4,4x + 5,6 = 1,6x

4,4x - 1,6x = -5,6

2,8x = -5,6

x = -5,6 : 2,8

x = -2

 

III. Актуализация опорных знаний

@ Во время математического диктанта повторяем теоретический материал и способы действий, рассмотренные на предыдущем уроке.

Математический диктант

1. Придумайте и запишите любое линейное уравнение с одним неизвестным х [у].

2. Как называется уравнение-2х = 17 [17х = -2]?

3. При каких условиях уравнение ах = 5 [ау = 3] имеет единственный корень (не имеет корней)? Запишите этот корень.

4. Решите уравнение 0,2 х = -1 [-0,3х = 1].

5. Решите уравнение 2х + 1 = 3х - x [х + 3 = 5 + х - 2].

6. Решите уравнение 5 - х = 2x + 2 [2 - 2х = -2х + 3].

По завершении работы ответы проверяются, корректируются и повторяются определение линейного уравнения с одной переменной и схема решения линейных уравнений.

 

IV. Систематизация, углубление и расширение знаний

1. Работа с опережающим заданием

Рассмотрите уравнение: | х | = 3; | х | =0; | х | = -3.

По известному алгоритму выполните сравнение (приложение 2).

Выводы: 1) Все приведенные уравнения можно записать в виде одного уравнения | х | = а, где а - любое число.

2) Способ решения и число корней этого уравнения зависит от знака числа а, а именно:

 

 

2. Расширение знаний

Как было уже сказано на предыдущем уроке, решение многих уравнений, имеющих одну переменную, сводится к решению линейных уравнений с одной переменной. Среди таких уравнений можно выделить:

а) уравнения с модулем;

б) уравнения, содержащие дроби.

Далее разбираем решения уравнений названных видов.

 

а) .

@ Прежде чем начинать объяснения, следует активизировать мышление учащихся, предложив сравнить уравнение с уравнением вида | х | = а.

Чем отличается данное уравнения от уравнения | х | = а? Чем похожи эти уравнения? Чем похож способ решения (первый шаг) и чем будет отличаться решение?

После этого делаем записи в тетрадях (проводим устные замечания): . (Упрощаем выражение под знаком модуля.) .

1) 2x - 3 = 3 или 2) 2x - 3 = -3. (Поскольку 3 > 0, | x | = а, а > 0,

то x = a или x = -а. Решаем линейные уравнения.)

         2х = 6, 2х = 0.

          х = 3, х = 0.

Ответ. 3; 0

б) .

@ Прежде чем решать уравнение, следует сравнить его с другими уравнениями, которые были решены ранее. Провести беседу, рассмотрев такие вопросы: Чем отличается данное уравнения от уравнения № 1 в домашнем задании?

Что общего?

Какое свойство равносильных уравнений можно использовать, чтобы избавиться от дробей?

Свойство дробей используется при этом?

После этого можно записать решение, добавив устные комментарии.

 .

 (Найдем НСК (18; 12; 9) = 36 и умножим на него обе части уравнения.)

.

(Выполним умножение.)

2(2х - 1) = 3х + 4х; 4х - 2 = 3х + 4.

(Выполним равносильные преобразования, сведем уравнение к линейному и решим его.)

4х - 3х = 4 + 2, х = 6

Ответ. 6

 

Выводы. Разобрав примеры а) и б) мы убедились в том, что некоторые уравнения с модулем, так же как и некоторые уравнения с дробями (не все!!!), путем выполнения равносильных преобразований и использования свойств чисел могут быть сведешь к линейных уравнений с одной переменной.

 

V. Усвоение умений

Выполнение письменных упражнений

1. Решите уравнения, содержащие переменную под знаком модуля:
1) |х| = 3;

2. 2) |х| + 1 = 7;

3. 3) |x| - 2 = -3;

4. 4) |х - 3| = 2;

5. 5) |х - 4| = 0;
6) |х + 3| = -4;

6. 7) 3|x| - 1 = 0;

7. 8) |3х + 2| - 4 = 0;

8. 9) |2(x - 3)(х + 4)| = 2.

9. Решите уравнение:

1) ;

2) ;

3) ;

4) ;

5) .

10. * Логическое упражнение.

Найдите пропущенный рисунок:

 

3х - 8 = 8x - 28

?

 

VI. Итоги урока. Рефлексия

Игровой момент «Найдите ошибку»

Ученик 7 класса Петрик Тяпляпкін сказал, что очень хорошо научился решать уравнения, сводящиеся к линейным, и показал, как он решает уравнения. Вот его решения.

 

а) , х - 3 = 2х - 1,

х - 2х = -1 + 3, -x = 2, х = -2

б) |х - 3| = 2,

х - 3 = 2,

х = 5

 

Согласны ли вы с такими решениями? Как бы вы оценили успехи Петрика?

 

VII. Домашнее задание

№ 1. Решите уравнение:

1) |2х - 3| = 5;

2) |2х - 1| + 7 = 8;

3) |5х - 4(2х + 3) | = 6;

4)* (опережающее домашнее задание) 2(|x| - 3) - 4(2|х| + 9) = -48;

5) ;

6) .

№ 2. При каком значении а уравнение ах = 42:

1) имеет корень -7;

2) корней не имеет;

3) имеет бесконечное множество корней?